Примерное время чтения: 6 минут
410

Лучше проктолог, чем онколог

Если прикинуть, к каким врачам мы обращаемся реже всего, то окажется - к проктологам. Трудно себя заставить: к весьма неприятной процедуре подготовки к осмотру и самому осмотру добавляется еще и неимоверный стыд. Поэтому при каких-то "неполадках с животом" мы зачастую сами себя лечим, тем более что навязчивая реклама постоянно трубит то о "мезиме", который "незаменим", то о "Смекте", помогающей всей семье "от хвори в животе"... Но хворь хвори рознь, и последствия могут быть самые неприятные - ведь о "тыльной стороне" своего организма мы почти ничего не знаем.

МЕЖДУ тем проктологи бьют тревогу: ситуация с заболеваниями толстой кишки у россиян катастрофическая. Частота самого опасного из них - рака толстой кишки - за последние 30 лет выросла в 5 раз. А ведь абсолютное большинство болезней кишечника, включая вовремя выявленный рак, сейчас успешно лечится. Надо лишь взять за правило обращаться к проктологу сразу же, как только возникли первые проблемы со стулом, а не тогда, когда уже все, край...

В последнее время появилось немало новых, эффективных методов лечения "кухни организма". Есть свои фирменные разработки, порой превосходящие мировой уровень, в Государственном научном центре колопроктологии МЗ РФ. В частности, здесь удаляют небольшие опухоли прямой кишки без полостной операции.

- Это новейшая разработка наших специалистов, - говорит директор центра академик РАМН Геннадий Иванович ВОРОБЬЕВ, - она позволяет через прямую кишку, куда вводится особый инструмент, без каких-либо разрезов или проколов удалить новообразования, в том числе и злокачественные. К слову, тонкие приспособления для этой манипуляции тоже разработаны нами. В итоге полностью сохраняется прямая кишка больного, избавляется от серьезного хирургического вмешательства, в котором всегда существует опасность "стомы" - вывода выделительных путей в переднюю брюшную стенку. Манипуляция проводится под местным наркозом, поскольку болезненно только растяжение ануса. Больной уже на следующий день ходит и даже не чувствует, что был оперирован: нет ни разреза, ни швов, ни сопутствующих им болей. Сделаны уже десятки таких операций, никаких осложнений не возникало. Это первые наши шаги в щадящем удалении опухолей кишечника.

Существует расхожее мнение, что при опухолях полостная операция, хоть и более тяжелая, все-таки лучше, надежнее: хирургу картина видна во всех деталях. А при работе "вслепую" не случится ли так, что прибор "не увидит" какую-нибудь маленькую, производную опухоль в стороне?

- Приборы-то как раз "увидят", - убежден академик. - Современные методы диагностики таковы, что позволяют проникнуть во все полые органы, не травмируя их, и дать полную картину болезни, вплоть до указаний на возможное метастазирование. Например, ультразвуковое исследование, которое мы проводим во время операции: в прямую кишку вводится ультразвуковой датчик, с помощью которого исследуется состояние всех органов малого таза. Не ускользнет от внимания даже крохотная - меньше миллиметра - опухоль, которую хирург и не увидит. А в таком плотном органе, как печень, и более крупное, приближенное в размерах к сантиметру, образование не увидишь и не прощупаешь. Приборы же все покажут. И тогда становится ясно, какой путь выбрать. В частности, если прибор "подозревает" поражение лимфоузлов, тут уж без полостной операции не обойтись: предстоит "чистка" всей лимфатической системы. К слову, это довольно сложная техника, далеко не все хирурги ею владеют. Но у нас это умеют все.

Опыт центра будет распространяться в других лечебных учреждениях России. Тем более что эти операции - как бы без операции - не требуют дорогостоящего оборудования. Здесь нужен хороший ректоскоп да небольшой инструментарий, в остальном это голова и руки хирурга.

Получено авторское свидетельство на диагностический прием, которого нет нигде, кроме центра колопроктологии, даже за рубежом. Это радиологическое исследование толстой кишки с помощью порции пищи, куда добавляется изотоп. "Путешествие" этой метки по желудочно-кишечному тракту прослеживается гамма-камерой, позволяя судить о положении и о функциях органов.

В центре колопроктологии много уникальных методик. Но особенно гордятся здесь органосохраняющими операциями. До сих пор везде, в том числе и за рубежом, при раке нижнего отдела прямой кишки - самом сложном раке этого органа - кишечник выводят на брюшную стенку. И это делает людей инвалидами, лишая привычной работы и образа жизни - очень непросто приспособиться к постоянному существованию с калоприемником. Здесь же в процессе одной операции больному удаляют и опухоль, и пораженные органы, и формируют новые взамен утраченных. Несколько лет назад в отделении онкопроктологии профессор, лауреат Государственной премии Тамара Семеновна ОДАРЮК сделала первую пластическую операцию пациенту с удаленными органами таза: ему восстановили прямую кишку, создали резервуар мочевого пузыря и соединили с мочеиспускательным каналом - словом, все было сделано для отправлений естественным путем, никаких выводов в брюшной стенке не осталось. Отсутствовавшие органы сформировали из собственных тканей пациента, в частности, петель тонкой кишки. Сделали даже "замыкательный аппарат", заменяющий удаленный сфинктер, - хирург выкроила "манжеточку", которая способна удерживать кишечное содержимое.

За последние годы здесь уже многим пациентам заново восстановили органы после удаления. Самый большой опыт таких операций в отделении профессора лауреата Государственной премии Каурбека Николаевича САЛАМОВА. А сейчас вообще у подавляющего большинства больных удается избежать вывода в брюшную стенку. Таких пациентов, которым во время хирургического вмешательства одномоментно сделаны различные пластические операции по сохранению органов, в центре насчитывается уже более двухсот. У этих людей выделительные функции не отличаются от обычных. Тем же, кому приходится делать "стому", хирурги обещают, что это не на всю жизнь и что со временем им возвратят нормальные органы.

Специалисты центра напоминают еще и еще: не откладывайте свой визит к местным проктологам. В каждом областном городе есть специалисты, есть возможности для обследования, диагностики, помощи, профилактических мер. К слову о профилактике: что думают в центре о таком распространенном сейчас методе, как гидротерапия кишечника?

- Этим должен заниматься врач, - считает академик Воробьев. - Сейчас кто только не предлагает "удаление шлаков" промыванием кишечника - салоны красоты, частные консультации, даже бани! По сути гидротерапия - это массированные клизмы, а они не всем на пользу. Если человек с дивертикулезом кишечника получит струю воды, как из брандспойта, дивертикулы - мешочки, образующиеся в стенке кишки, - могут прорваться, и перитонит обеспечен. А дивертикулез - заболевание вовсе не редкое, особенно в пожилом возрасте.

Или взять другую неприятность - запоры. Человек, страдающий запорами, от промываний испытывает огромное облегчение. Но запор - один из симптомов рака кишечника. А человек не обследуется, не лечится, он "избавляется от шлаков", в результате чего его заболевание переходит в запущенную форму.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно