Научный прогресс дал шанс больным этим опасным заболеванием.
ОДНОЙ из самых широко изучаемых форм онкологических заболеваний являются на сегодняшний день лимфомы. Это - разновидность злокачественных новообразований, поражающих лимфатическую систему. Ежегодно 200 тысяч человеческих жизней уносит эта болезнь, и никто не может точно сказать, от чего на самом деле она появляется и развивается.
В России ежегодно диагностируется более 10 000 новых случаев заболевания лимфомами, что составляет около 2,25% всех онкологических заболеваний. Самое страшное, что у детей это заболевание по своей частоте стоит на втором месте среди всех опухолей. Правда, в большинстве случаев лимфомы возникают у людей старше 50 лет.
Все лимфомы делятся на две большие группы - ходжкинские и неходжкинские, последних почти 90% и лечатся они хуже всего.
Наиболее часто встречающийся симптом, с которым обращаются пациенты с лимфомами, - безболезненное увеличение лимфатических узлов. Особенно часто увеличиваются лимфоузлы на шее, в подмышечных впадинах; однако увеличение лимфоузлов может наблюдаться и в других частях тела. Например, в паху, и тогда это может приводить к отекам ног. А увеличение лимфоузлов в брюшной полости отзывается болями в животе и спине, метеоризмом.
Лечение многих пациентов с лимфомами, как правило, амбулаторное, но могут возникать осложнения, которые требуют госпитализации в стационар. Результат зависит от варианта лимфомы, стадии болезни, состояния организма, возраста пациента, наличия сопутствующих заболеваний.
Большинство пациентов с лимфомами получают сразу несколько видов лечения: химиотерапию, лучевую терапию, иногда биологические виды лечения. За рубежом часто используется трансплантация костного мозга. В нашей стране такая терапия также проводится.
Сегодня в мире испытываются сотни разных вариантов терапии лимфом. Это дает свои результаты: за последние 10 лет для лечения некоторых видов злокачественных лимфом были созданы новые препараты, способные не только улучшить состояние больного, но и продлить жизнь.
На III Российской конференции "Злокачественные лимфомы", проходившей в Российском онкологическом научном центре им. Н. Н. Блохина РАМН (РОНЦ), Ирина Поддубная, член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор, зав. кафедрой онкологии Российской медицинской академии последипломного образования, сказала: "Основные достижения связаны сегодня с появлением высокотехнологичных средств и, в первую очередь, моноклональных антител. До последнего времени существовали значительные трудности как для первичной диагностики, так и для выработки адекватного плана лечения злокачественных лимфом. Появившийся недавно препарат ритуксимаб, созданный на основе моноклональных антител, обладает уникальным механизмом действия и хорошо помогает в борьбе с неходжкинскими лимфомами".
Его относят к биотерапевтическим препаратам. Основная особенность механизма действия заключается в том, что, в отличие от химиотерапии, это так называемый таргетный препарат (от английского слова target - цель), то есть бьющий точно в цель. Он находит в организме именно опухолевые клетки и блокирует на их поверхности жизнеобеспечивающие рецепторы, в результате чего клетка гибнет.
Результаты применения ритуксимаба оказались настолько успешны, что компании "Ф. Хоффманн-Ля Рош Лтд.", его разработавшей, в феврале 1999 г. была присуждена международная премия Галена - своеобразный фармацевтический "Оскар" за вклад, сделанный в фармацевтику.
Сопредседательствовавший на конференции доктор Ми Евгенио Джузеппе Гелмини, заместитель главы Института онкологии Южной Швейцарии (Швейцария), очень высоко отозвался о своих коллегах-онкологах: "Российские специалисты чрезвычайно хорошо информированы относительно того, как современными методами лечить злокачественные лимфомы. Используя новые методы диагностики и лечения, в частности моноклональные антитела, можно увеличить выживаемость при злокачественных лимфомах примерно на 10%".
"Моноклональные антитела дают уникальные возможности. И раз есть препараты, которые действительно могут изменить ситуацию к лучшему - продлить людям жизнь, естественно, мы должны идти на расходы, как бы дорого эти препараты ни стоили, - говорит Ирина Владимировна Поддубная. - Но расходы на них должно брать на себя государство. К счастью, в настоящий момент в России так дела и обстоят: данный препарат входит в систему дополнительного лекарственного обеспечения".
Главное теперь - не остановиться в продвижении прогрессивных методов лечения, ведь за 3 последних десятилетия число случаев самой опасной формы лимфомы (неходжкинской) выросло на 80%.