Отдыхая в этом году по турпутевке в Венгрии, столкнулась с необходимостью обращения к врачу. Несмотря на все усилия, мне не удалось воспользоваться медицинской страховкой, которую я приобрела вместе с путевкой. Сначала не могла дозвониться до туроператора, номер телефона которого был указан в страховых документах, затем выяснилось, что он не говорит ни по-русски, ни даже по-английски (в котором я также не сильна), а только по-венгерски. На помощь призвали третьего человека, которым оказался служащий отеля. В результате всех переговоров медицинская помощь так и не была оказана, пришлось тратиться на врача самой - помощь мне оказали в медпункте отеля. Вдобавок, когда уезжала, мне включили в счет еще и телефонные переговоры с туроператором. Пожалуйста, подскажите, как вести себя в подобных ситуациях, чтобы деньги, потраченные на страховой полис, все-таки не вылетели на ветер?
М. К о н о в а л о в а, Москва
ОТВЕЧАЕТ страховщик Ирина ЕРЕЩЕНКО:
В ПЕРВУЮ очередь при покупке медицинского страхового полиса обратите внимание на фирму, которая будет заботиться о вас на отдыхе.
Солидных и надежных страховщиков, оказывающих медицинские услуги по всему миру, не так уж и много. Их знают во всех турфирмах. Не стесняйтесь подробнее расспросить о них. Если вам сообщат, что данная страховая компания оказывает услуги только в одной стране, например в Турции или на Кипре, это должно вас насторожить. Воспользоваться услугами такой компании вы можете, только если многократно бывали в стране и условия пребывания не сулят вам неожиданностей. Как правило, услуги таких компаний строго ограничены.
Обратите внимание на стоимость вашего страхового полиса
Помните: страховая услуга не может быть очень дешевой. Тарифы надежных фирм практически не отличаются друг от друга. Для отъезжающих в Европу тарифная ставка составит один доллар в день. Для тех, кто едет в Америку или Австралию, - дороже. Настоящий страховой полис для отдыхающих в Европе составляет не менее 30 тысяч долларов страхового покрытия. Сюда входят оплата лечения не только амбулаторно, но и в госпитале, сопровождение больного врачом на родину и даже пребывание у его постели близкого родственника, если ни один из совершеннолетних членов семьи в этот момент его не сопровождает. И наконец, в случае трагического исхода страховая компания оплачивает репатриацию тела на родину.
Конечно, говорить о грустном в преддверии отпуска не принято, но страховой полис для того и существует, чтобы если не уберечь от неприятностей, то хотя бы решить организационную и материальную сторону невеселых проблем.
При покупке полиса внимательно его прочтите и задайте все вопросы, которые вам пришли в голову
Например, выясните, предусмотрен ли русскоговорящий туроператор. Еще одно отличие солидного страховщика от ненадежного - это предоставление неотложной стоматологической помощи (без зубопротезирования). Поинтересуйтесь скидками - на кого распространяются и в чем состоят? А также франшизой. Не пугайтесь незнакомого слова. Франшиза - это всего лишь минимальная величина расхода, которая не покрывается страховкой. Это общепринятая норма работы страховщиков.
Если вы по каким-то причинам не смогли связаться с туроператором и вам пришлось потратиться на услуги врача, соберите счета у администрации гостиницы, где вы находились
А именно - счет на услуги врача, чек на лекарство, которое вам выписал врач, а также счет за телефонные переговоры, который предъявила администрация. В течение 30 дней со дня случившегося события вы можете обратиться в страховую компанию и, предъявив документы, потребовать возмещения расходов.
Если вы по каким-либо причинам решили заняться самолечением и купили себе таблетки, например от кашля, не обращаясь к врачу, обслуживающему вас согласно договора страхования, то эти расходы вам никто не возместит.
Если вы заболели вдали от цивилизации и телефона под рукой нет
У нас бывали такие случаи. Клиент заболел где-то в пустыне, куда отправился на экскурию. Причем настолько серьезно, что его пришлось оставить на попечении местных жителей на несколько дней. После всего пережитого все же не забудьте заручиться документом, свидетельствующим о том, что вам была оказана определенная медицинская помощь. Далее - обращайтесь в страховую компанию.
При покупке полиса (в турфирме или самостоятельно) выясните, как происходит оплата за оказанную медицинскую помощь. Иногда клиент сам оплачивает медицинскую услугу, а по возвращении его расходы возмещаются страховщиком. Иногда оплата происходит по безналичному расчету, и беспокоиться о сборе справок не нужно.
Страховщики сегодня могут предложить вам практически любой набор услуг, который во многом оградит вас от неприятных последствий. Но, конечно, за отдельную плату. Если вы рисковый спортсмен и хотите во время отдыха заняться, например, подводной охотой, вам предложат более дорогой страховой полис. И это вполне естественно - за риск нужно платить больше.
Как страховщик со стажем могу сказать, что неумение пользоваться услугами, предоставляемыми медицинским полисом, - явление достаточно распространенное и связано с отсутствием привычки документально оформлять плату за медицинские услуги и отсутствием элементарного любопытства - за что же заплачены деньги?..