Примерное время чтения: 7 минут
328

Кто боится метро?

Почему некоторые боятся ездить на метро и на других видах общественного транспорта? Так ли уж страшен страх?

ДЛЯ начала определимся, что такое страх (по научной терминологии - "фобия"). Страх - это тягостное, крайне неприятное и смешанное чувство внутренней напряженности, тревоги, беспокойства, связанное с ожиданием опасности, угрожающих событий, ситуаций, чьих-либо действий. Страх может быть мотивированным, то есть исходящим из реально существующей угрозы со стороны чего-то или кого-то. Многие из нас не так давно пережили, а кто-то и сейчас переживает относительно новый для страны феномен "терророфобии" или "катастрофобии" - разновидностей социального страха. Для большинства - это доселе незнакомое ощущение неопределенной "витающей в воздухе" опасности не только на улице, в транспорте, общественных местах, но и в своем доме. Нет-нет да и мелькнет в голове мысль о вероятном взрыве, аварии, бандитском налете.

Мотивированным, обоснованным (свойственным каждому психологически здоровому человеку) страх может быть перед слабо контролируемой преступностью, произволом властей - в конце концов перед налоговыми и другими органами. Особенно это касается тех, кому действительно есть что терять, кроме своего носового платка. Например, крупный пакет акций, большой правительственный пост, супердорогую иномарку, депутатское кресло. Полезной (в умеренных дозах) является боязнь за свое здоровье, жизнь. В этих случаях страх - эволюционно целесообразный и древний психологический "механизм" мозга, спасающий живое существо от беды, заставляющий его быть осмотрительным, осторожным, бдительным. Все то, что имеет в виду поговорка: "Береженого Бог бережет".

А вот немотивированный страх, вызванный тем или иным психологическим дисбалансом, неконтролируемый, не понятный окружающим и даже самому "боящемуся", - это для организма источник неоправданного стресса. Стресс изматывает человека и наносит существенный ущерб здоровью, что человеком, одержимым страхом, смутно осознается.

Полностью излечилась от транспортной фобии Барбра Стрейзанд, страдающая в начале карьеры от приступов холодного пота, "комка в горле", чувства нехватки воздуха, дрожания рук и ног не только в метро, но и при взлете и посадке самолета. Ей помог (и очень быстро, в пределах 4-5 недель) комбинированный курс экспресс-психоанализа, психофизиологической саморегуляции, нейролингвистического программирования и высокоэффективных, тонко подобранных психотропных препаратов.

Лучше хорошо пройти, чем плохо проехать

ОДНОЙ из самых распространенных "боязней" является паническое, непреодолимое, "животное" избегание общественного транспорта. Чаще всего метро - причем страшно не только в нем проехать, но даже войти и спуститься на платформу. Первым толчком к развитию "метрополитенофобии" становится какой-то пережитый там инцидент. Даже незначительный. Это может быть и кратковременная техническая остановка поезда в туннеле, внезапно погасший свет в вагоне, сбой в работе эскалатора. Не говоря уже о более или менее существенной аварии, приведшей к нарушению графика движения.

В последнее время актуальность проблемы обострилась в связи с последними террористическими актами. Таким образом, на проблему "метрополитенофобии", вызванную невротическими особенностями личности, наслоилась "терророфобия", обусловленная неопределенной, "висящей в воздухе", угрозой взрыва в метро, в любом месте и в любое время.

Какая она, "метрополитенофобия"?

РАЗЛИЧАЮТ внешние и внутренние ее проявления. У таких людей можно заметить испуганный взгляд, бледное лицо, стремление быстро прислониться к чему-либо или кому-либо. Бывает, что случается обморок, человек падает.

Субъективно же они ощущают охвативший их леденящий ужас, паническое возбуждение или оцепенение. Сердце начинает бешено биться, вдруг не хватает воздуха, руки и ноги холодеют. Не надо думать, что такое случается лишь с женщинами. Сплошь и рядом бывает это и с мужчинами. Хотя они крайне неохотно в этом сознаются врачам, даже тем специалистам, которые им могут по-настоящему помочь. И тут в качестве "панацеи" выступает алкоголь. А если из-за частых поездок приходится постоянно глушить страх, то недолго и стать "пьющим". Так одна из причин обилия спиртных напитков в длительных авиарейсах - желание авиаперсонала снять стресс у пассажиров.

Но вернемся к "метрополитенофобии". Иногда в остановившемся внезапно вагоне пассажир (-ка) инстинктивно хватает за локоть соседа, ноги подгибаются. Хорошо, если попутчик окажется выдержанным, хладнокровным человеком. А если он тоже "трусишка"? Тогда, как цепная реакция, может возникнуть и паника, со стремлением куда-то бежать, что-то делать. Но чаще страх здесь проявляется не в активной форме, а пассивной. То есть жертва подземного страха парализуется охватившим ее ужасом. Ноги как ватные, двигаться невозможно. В конце концов бедняга в полубессознательном состоянии какое-то время приходит в себя на скамейке перрона и еле-еле, чаще с посторонней помощью, выбирается на поверхность, с трудом добираясь до дома. Но потом уже никакими силами, никакими уговорами пережившего фобический шок еще раз поехать на метро не заставишь. Приходится бросать работу, прекращаются визиты к родным, в театр, встречи с друзьями. Иногда дело доходит до того, что даже из дома страшно выйти. Человек становится полностью неконтактным - и это уже совсем серьезно. Требуются немедленное врачебное вмешательство и лечение, поскольку болезненный процесс может зайти очень далеко, трансформируясь в депрессивный синдром и даже шизофрению. В более легких случаях наблюдается парадоксальная ситуация. Если страдающего от фобии человека везти на машине, то у него все в порядке. Нередко даже он сам без проблем может свободно водить автомобиль в мощном городском потоке.

Канадская певица Селин Дион упомянула в одном из интервью, что в "дозвездный" период она боялась ездить в нью-йоркской подземке. Но в дальнейшем после курса мощной нейротерапии (в Австралии) избавилась от этой "слабости".

Лечиться или пройдет само?

К СЧАСТЬЮ, современная медицина в подобных случаях способна эффективно помочь. Но не сразу, даже если врач экстра-класса. Лучше, если это психотерапевт или нейротерапевт, прекрасно разбирающийся в неврологии, психиатрии, клинической психологии. Если специалист не очень искушенный, подготовленный, квалифицированный, он вообще не поможет.

Проблема фобий стара как мир. А сейчас она находится в центре внимания медиков всех развитых стран. Успешно лечат фобии в Японии, в США, в Австралии. А в Мюнхенском университете, во дворе Института клинической психологии и психотерапии стоит модернистская скульптура, посвященная побежденному страху. Как же сейчас борются с болезнью на международном уровне? Преобладает комплексный подход к терапии страхов, когда используют не один, не два, а целый арсенал лечебных средств. Это и психологические воздействия (гипноз, аутогенная тренировка, психоанализ, нейролингвистическое программирование, групповая психотерапия, лечение искусством, музыкой), и рефлексотерапия (тепловая акупунктура, антистрессовое иглоукалывание). Хорошо помогает лечебная физкультура (кинезиотерапия, то есть разнообразные физические упражнения), водолечение, диетотерапия (вегетарианский рацион питания). Но в основном пусть не возмущаются "принципиальные" противники таблеток, "химии", используются медикаментозные методы лечения.

Без фармакологических средств лечебный процесс может принять "хроническую" форму с неутешительным исходом. Никакое "обрезание чакры", никакие "манипуляции с кармой", а также "корректировка биополя" и прочее не помогут. Какие нужно принимать лекарства? Это и транквилизаторы, и антидепрессанты, и порой нейролептики, а также успокоительные травы, даже гомеопатические снадобья (но исключительно как вспомогательные). Детальнее описывать нюансы фармакотерапии не буду, чтобы не активизировать любителей самолечения, самодеятельных врачевателей. По принципу "тете Мане из соседнего подъезда помогло, попробуй вот это". В наш век профанации всего и вся такое "народное здравоохранение" становится общественно опасным. В результате принимаются не те лекарства, не в тех дозировках и не тогда, когда нужно. Кончается это побочными эффектами, осложнениями и горьким разочарованием. Так что лучше обращаться к тем, кто занимается клинической, лечебной медициной долго, упорно и успешно. Идти к дипломированному, сертифицированному и лицензированному врачу-нейротерапевту (психотерапевту). И чем скорее, тем лучше.

Эдит Пиаф, скорее всего из-за неразвитости психотерапии в 50-е годы, так и продолжала мучиться от "панических атак" в повседневной жизни, несмотря на полнейшую раскованность, внутреннюю свободу при выступлениях в переполненных залах.

Больше повезло в свое время с врачами бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт, которая совершенно забыла об эпизодических фобических явлениях в общественном транспорте в начале карьеры и даже сделала головокружительный (особенно для женщины) взлет по служебной лестнице госдепартамента. Впрочем, однажды она призналась, что никто и никогда даже не догадывался о ее "маленьком недостатке" в прошлом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно