Для непосвященного термин "гомеопатия" наполнен всем чем угодно - от мистики до хиромантии. На самом деле гомеопатия - это относительно молодая ветвь медицины. Разобраться в назначении, эффективности и целесообразности гомеопатии и в прошлом, и в настоящем можно только в контексте развития медицины в целом.
Современная медицина по сегодняшний день преподается и практикуется как форма искусства (art form), а вовсе не прикладная точная дисциплина, как, к примеру, химия или физика. Медицина как искусство снимает с врачей ответственность за результаты диагностики и лечения, за исключением, пожалуй, случаев очевидной небрежности, халатности или вредительства, и то если это удастся доказать... По-своему это оправданно. В отличие, скажем, от "Жигулей", законсервированных "на козлах" в теплом сухом гараже, ресурс человека даже в тепличных условиях ограничен. Соответственно, и все здоровые и все больные когда-нибудь умрут: кто - от инфаркта под наблюдением кардиолога, кто - от рака под наблюдением онколога, а совсем "везучие" - от старости под наблюдением геронтолога. Да и как можно возлагать ответственность на врачей за чужую жизнь, если большинство даже здоровых людей совершенно безответственны по отношению к своей собственной, начиная с таких "мелочей", как загар, курение, пьянство, и кончая случайным сексом без "профилактики" или ездой без привязных ремней.
Заболел - значит, умер
Теперь представьте себе медицину лет двести - триста назад, когда функцию лекаря по совместительству выполнял цирюльник, фармацевта - коробейник, а гинеколога и акушера - бабка-повитуха. Кроме того, наши предки, особенно горожане, были намного привычнее к смерти, чем мы: во-первых, по сравнению с сегодняшними стандартами детская смертность была необычайно высокой; во-вторых, не было поколения, которого бы не коснулись эпидемия, война или голод; в-третьих, смерть праздновалась церковью наравне с жизнью - в рай все-таки...
В эти же годы, наряду с цирюльниками, коробейниками и повитухами, медицину практиковали доктора с университетским образованием. Несомненно, дипломированные врачи (как, впрочем, и местные знахари и цирюльники) умели вправлять вывихи, шинировать переломы, обрабатывать кровоточащие раны, вырывать зубы и принимать роды в антисанитарных условиях. Однако в те годы анатомия и физиология еще не только не преподавались, но и не существовали как самостоятельные дисциплины, а в арсенале докторов были в основном кровопускания, хлорид ртути, горчичники, клизмы да рвотные настойки. Схема "заболел - умер" в те годы была скорее нормой, чем исключением, и вот почему.
Кровопускание (лат. missio sanguinis) как способ лечения уходит корнями во времена древнейших культовых обрядов и ритуалов. Считалось, что "плохая" и загрязненная кровь больного за несколько часов заменится "хорошей". Чем тяжелее была болезнь, тем больше пускалось крови и... тем быстрее умирали пациенты. Джорджа Вашингтона, первого президента США, лечили от ангины в лучших традициях "президентской" медицины - чередой агрессивных кровопусканий. Скончался он 14 декабря 1799 года в возрасте 67 лет, когда спускать уже было нечего. Мольер уже в те годы заметил: "Почти все люди умирают не от болезней, а от лечения".
По сегодняшний день у сотен миллионов людей есть пломбы, содержащие ртуть, которые медленно, но верно отравляют их организмы. К счастью, 2%-ная ртутная мазь уже вышла из моды, хотя еще во времена моей практики в семидесятые годы ртутными мазями лечили конъюнктивиты, блефариты, кератиты, себорею, гонорею и не только.
Кстати, очистительная клизма - это тоже своего рода кощунство, которое живет по сей день и даже обрело легитимность в виде еще более агрессивных кишечных промываний дистиллированной или минеральной водой. Увы, "грязь", т. е. микрофлора кишечника, которую безжалостно вымывают клизмы и слабительные препараты, играет не менее важную роль, чем, скажем, селезенка. За промытыми кишками (а заодно и мозгами) следует дисбактериоз, что в свою очередь влечет за собой все, что хотите: от иммунных расстройств до нарушения свертываемости крови, не говоря уже о запорах.
А вот еще один "забавный" и, согласитесь, позорный эпизод из недавней истории медицинского "искусства": Игнатс Семмельвейс, венгерский гинеколог, в 1848 г. был лишен права практиковать за то, что он начал публично настаивать на мытье рук во время принятия родов. Высмеянный коллегами-докторами, осужденный и лишенный лицензии, Семмельвейс сошел с ума и умер относительно молодым, в то время как десятки тысяч рожениц и новорожденных продолжали умирать от инфекций, внесенных врачами и повитухами.
Не от хорошей жизни...
Вот в такой архаической, жестокой и безнравственной обстановке совсем недавно - на рубеже XVIII и XIX столетий, еще при жизни Наполеона и Пушкина - на фоне циничных "убийств в законе" под вывеской "лечения", абсолютной безграмотности, абсолютного беспредела и абсолютной бесполезности целеустремленный, эксцентричный, одаренный и одержимый д-р Ханеманн внедрил гомеопатию как альтернативу аллопатии.
Словами Малой медицинской энциклопедии: "Гомеопатия (греч. homoios, подобный + pathos, страдание, болезнь) - медицинская доктрина, утверждающая, что болезни можно лечить ничтожно малыми дозами тех веществ, которые в больших дозах вызывают симптомы, сходные с признаками данной болезни. Кроме принципа подобия - "подобное излечивается подобным" - и использования сверхмалых доз лекарственных веществ, основные методологические положения гомеопатии включают и подход к болезни как к индивидуальной реакции больного на повреждающий фактор, которая зависит от наследственно-конституциональных особенностей организма".
Согласитесь, любая новая форма безопасной медицины не могла не найти громадного числа приверженцев и среди врачей, и среди больных даже не как альтернатива лечению, а как альтернатива почти верной смерти в руках врачей в случае любой, даже самой невинной болезни. Кстати, термин "аллопатия" (allopathy, от греч. allos - другие и pathos - болезнь) был (не без иронии) впервые использован Ханеманном для описания традиционных методов лечения. Так он и применяется по сей день, но уже вполне серьезно.
Самюэль Христиан Ханеманн родился 10 апреля 1755 г. в городе Мейсене на юго-востоке Германии, у подножия горного массива Бургберг. В окрестностях добывалась высококачественная глина, из которой производился знаменитый мейсенский (саксонский) фарфор. Как и следовало ожидать, Ханеманн-старший был гончаром, но не очень успешным. Юному Самюэлю удалось убедить отца дать ему возможность получить медицинское образование. В 1775 г. он поступил в Лейпцигский университет, в 1776 г. перевелся в Венский и, не завершив обучения, занял пост библиотекаря и семейного врача губернатора (!) Трансильвании, барона von Brikenthal в Германштадте. В 1779 г. Ханеманн покинул семью барона, чтобы завершить образование, и в августе того же года получил диплом врача.
Без капитала, связей, репутации, с женой и выводком детей д-р Ханеманн переезжал из одного города в другой в поисках заработка. Между 1789 и 1805 годами семья Ханеманнов сменила более дюжины городов Восточной Германии. В те же годы, экспериментируя с хинином, Ханеманн обратил внимание на то, что большие дозы хинина вызывают такие же симптомы, как при малярии. Так в 1790 г. были заложены ростки системы, которая впервые была описана в 1806 г. в эссе "Медицина опыта", ставшего предтечей библии гомеопатии - "Органон врачебного искусства, или Основная теория гомеопатического лечения доктора Самюэля Ханеманна".
Симптом - есть болезнь
Термин "гомеопатия" был впервые применен д-ром Ханеманном в 1807 году. Он отражал суть его метода, который, как явствует из "Медицины опыта", сводился к следующим ключевым постулатам:
Лекарство должно соответствовать симптомам конкретного больного, а не болезни. С точки зрения Ханеманна, симптом и ЕСТЬ болезнь. Нет симптомов - нет болезни.
Эффект лекарств можно изучать, экспериментируя только на ЗДОРОВЫХ людях. Экспериментировать на больных бессмысленно, так как невозможно определить, что же вызывает симптомы - болезнь или лекарства.
Лекарства должны выбираться на основании подобия их воздействия на здорового человека и симптомов больного, как, например, хинин: если хинин вызывает симптомы, подобные малярии, значит, хинином можно лечить малярию. (В народе этот принцип больше известен как "клин клином вышибают".)
Каждое лекарство должно приниматься отдельно от других.
Лекарство должно приниматься в минимальных дозах, чтобы избежать "накопления". Ханеманн считал, что любое гомеопатическое лекарство вначале должно усугубить симптомы, а его оптимальная доза не должна вызывать вообще никаких симптомов. (В более поздних работах Ханеманна эта концепция была доведена до логического абсурда - активные агенты разводились до концентрации 1:100 000 000 и более.)
Лекарство необходимо принимать до тех пор, пока есть симптомы болезни.
Согласитесь, неплохо, если сравнивать с кровопусканиями и лечением солями ртути. Д-р Ханеманн на примере своей собственной долгой и продуктивной жизни убедительно доказал эффективность и, главное, безопасность своего метода. В 1830 г., после 48 лет совместной жизни, умерла фрау Ханеманн, а спустя пять лет 80-летний д-р Ханеманн женился на 32-летней красавице-француженке Марии Мелани д'Гервиль, художнице-портретистке, интеллектуалке и феминистке, которая, прочитав "Органон", приехала из Парижа проконсультироваться по поводу собственного здоровья. Через три месяца после свадьбы молодожены переехали в Париж, где д-р Ханеманн успешно практиковал вплоть до самой смерти.
"Вышибание" симптомов?
Конечно, сегодня сложно всерьез воспринимать медицинскую дисциплину, разработанную на базе эмпирических наблюдений за больными и действиями химических субстанций на здоровых, особенно если вы наделены здравым смыслом и верите в причинно-следственные связи симптомов и болезней и стремитесь к устранению этих причин, а не "вышибанию" симптомов, какой бы они ни были природы.
Как это ни странно, современная ортодоксальная аллопатическая медицина, особенно в американском стиле, точь-в-точь соответствует принципам, заложенным Ханеманном: лечим только симптомы, лечим только лекарствами, а устранение причин болезни - дело рук самих больных.
Что же вам делать в случае болезни? Можно ли полагаться на гомеопатию и гомеопатов? И да, и нет.
ДА, потому что в руках порядочного гомеопата подобное "лечение" относительно безопасно по сравнению с техномедициной, практикуемой на американский манер по принципу: компьютерный анализ - отклонение от "нормы" - "диагноз-приговор" - пожизненный фармацевтический агент, а там - посмотрим... Получается нечто сродни кровопусканию, только растянутому во времени.
ДА, когда в случае невинных трансцендентных инфекционных и вирусных болезней гомеопатия по-прежнему остается существенно безопаснее аллопатической медицины с ее арсеналом жаропонижающих средств, антибиотиков и антивирусных агентов, особенно для детей, подростков, молодежи и взрослых пока еще с крепкой иммунной системой.
ДА, гомеопатия относительно безопасна до тех пор, пока она практикуется опытным, честным врачом с "классическим" образованием, который отлично знает ее пределы, особенно при острых заболеваниях, требующих немедленного хирургического вмешательства, таких, как аппендицит, камни в почках, кишечная непроходимость, или при заболеваниях, связанных с питательным или гормональным дефицитом, и многих других. (Кстати, и Ханеманн, и его последователи признавали целесообразность хирургических вмешательств в случае необходимости.)
НЕТ, в случае болезней и состояний, которые требуют оперативной стабилизации пациента (травма, аппендицит, язва, кровотечение, кома и т. п.).
НЕТ, в случае болезней, связанных в той или иной мере с питанием, таких, как сахарный диабет, подагра, гастрит и т. п.
НЕТ, в случае органических (необратимых) изменений в организме, связанных с возрастом, таких, как глаукома, катаракта, рак, простатит, артрит, остеопороз, пародонтоз и т. п.
НЕТ, потому что оригинальная клятва Гиппократа обязывала врача лечить бесплатно. К сожалению, платное лечение - к какой бы школе оно ни принадлежало - тоже имеет один существенный недостаток: чем больнее человек, тем больше прибыль. При таком раскладе у гомеопата мало оснований критически осмысливать пределы своей дисциплины, даже если он знает, что аллопатия более эффективна, особенно на ранних стадиях некоторых болезней.
Если вы еще раз внимательно вчитаетесь в заведомо краткий обзор, вам, возможно, не покажется слишком крайней и такая точка зрения:
Нездоровится - не теряйте время и деньги: отдохните, отоспитесь и отсидитесь дома. К счастью, человек сработан с биологическим резервом прочности на 110-120 лет. Чем меньше на вашем организме будут оттачивать свое искусство лекари разных направлений, тем безопаснее и здоровее!
Заболели - обратитесь к врачу, который может с минимальным риском облегчить ваше состояние, а затем - отдохните, отоспитесь, отсидитесь дома и впредь не повторяйте глупостей, из-за которых вы заболели. Никогда не забывайте: здоровье - это образ жизни, лечение - безвыигрышная лотерея.
И наконец, если вы все-таки верите в возможность "исцеления" "по Ханеманну", приобретите гомеодиагностическую программу для персонального компьютера. Какая разница, кто задает вопросы - гомеопат или машина? С рекомендациями из компьютеризированной "Materia medica" отправляйтесь в гомеопатическую аптеку. Благо лекарства в концентрации 1:100 000 или 1:100 000 000 не требуют рецепта и еще более безопасны, чем водопроводная вода из вашего крана.
Абсолютное здоровье - единственная форма безопасной медицины, которая не нуждается ни в гомеопатах, ни в аллопатах, ни в натуропатах. Понятно, кирпичи имеют тенденцию время от времени падать на незащищенную голову, однако береженого Бог все-таки бережет. Поэтому, практикуйте, как я, нетопатию (от русского "нет" и греческого pathos - болезнь).