Примерное время чтения: 10 минут
242

Вахтанг Немсадзе: За ошибки врача платит пациент

Право на ошибку имеет каждый. И лишь немногим мы в этом праве отказываем. Судье. Учителю. Врачу... Вахтанг Панкратович Немсадзе - врач и учитель. Он, пожалуй, лучше многих знает, какова цена врачебной ошибки. Всю свою долгую трудовую жизнь он только и делает, что исправляет чужие врачебные ошибки. И еще - учит студентов и молодых врачей. И надеется при этом, что уж его-то ученики не допустят непростительных промахов в работе, за которые пациенты расплачиваются годами инвалидности, а то и жизнью.

Доктор Айболит из Тбилиси

ВАХТАНГ Панкратович прожил ту же жизнь, что и его сверстники. Ему досталось то же время. Он родился в бесконечно далеком для его нынешних студентов, пациентов и даже их родителей 1926 году.

- В 1934 году я пошел в немецкую школу в Тбилиси, - вспоминает В. Немсадзе. - А в 1937-м, после прихода Гитлера к власти в Германии, школу закрыли. Представляете, как это было давно, как при Иване Грозном. (Смеется.)

Мне он совсем не кажется старым. Я даже дедушкой его назвать не смогла бы. Где тот источник, из которого Вахтанг Панкратович черпает жизненные силы?

Может, это благодарность людей, которых он вылечил? Может, сознание своей необходимости? Потому что если не он, то кто же?..

Обычно дети пугаются одного вида белого халата. В хирургическое отделение Филатовской больницы привозят ребятишек с тяжелейшими увечьями. Иногда они поступают сюда из других больниц из разных городов России, где им помочь не смогли. Это еще в лучшем случае. Часто ребенка вообще неправильно лечили, доставляя ему ненужные страдания. Такие дети и подавно испытывают панический страх и перед медиками, и перед процедурами, блестящими хирургическими инструментами.

Но что удивительно: один вид доктора Немсадзе уже действует успокаивающе. Может, потому, что он очень похож на знаменитого Доктора Айболита, известного всем без исключения малышам. Да еще как похож! Те же серебристые усы, такие же глаза, полные участия и сострадания, то же понимание. А уж какие руки осторожные! Такие больно не сделают. Разве чуть-чуть. И когда доктор просит немного потерпеть, то приходится потерпеть, но действительно немного.

Ну ладно, с внешностью повезло. Но совсем маленькие, грудные, которые об Айболите еще не слышали, его тоже не боятся. На моих глазах Вахтанг Панкратович осматривал младенца нескольких месяцев от роду. Профессор сгибал и разгибал ручки-ножки, вертел, осматривал, ощупывал каждую косточку. Выслушивая жалобы родителей, он привычными движениями производил необходимый осмотр - позвоночника, стоп, суставов. Ребенок немного куксился, но не орал.

"Нехорошая" репутация...

ИМЕННО первый осмотр позволяет профессору поставить предварительный диагноз, который потом подтверждается анализами и приборными исследованиями. Но это - высший пилотаж. Такое дано не каждому врачу. Чтобы такого мастерства достичь, нужно "учиться, учиться, учиться" - любит цитировать классика марксизма В. Немсадзе.

У него репутация строгого преподавателя. "Нехорошая" репутация. Но - только у нерадивых студентов. Те же, для которых медицина - призвание, профессора боготворят. Самым старательным даже лекций в Российском государственном медицинском университете мало. Они еще и посещают кружок при кафедре детской хирургии РКМУ, которым профессор Немсадзе руководит с 1966 года. Можно вообразить, сколько детских врачей - хирургов, анестезиологов, ортопедов, реаниматологов набирались у него опыта. И обращали его на службу своим пациентам.

Мы уже говорили о врачебной ошибке. К сожалению, ошибаются и врачи, хоть мы и отказываем им в этом праве. Последствия, как правило, бывают очень тяжелыми, иногда - трагичными. В подавляющем большинстве случаев, по глубокому убеждению профессора Немсадзе, в основе врачебной ошибки - недоученность:

- Хирург, который допустил ошибку в своей работе, учился у нас в университете, - с горечью говорит профессор. - Скорее всего, он пропустил лекцию, а может, и не одну. О всех ошибках и осложнениях мы говорим на лекциях. Просим: слушайте внимательно, записывайте. Невнимательность может впоследствии дорого стоить. Но... Каждый молодой врач учится на своих ошибках. Но это его ошибка. А расплачивается пациент...

Вахтанг Панкратович сам в незапамятные времена своего далекого детства стал жертвой врачебной ошибки. И знает, каково это.

В детстве он получил довольно серьезную травму коленного сустава. Врачи поставили неправильный диагноз. На восемь (!) месяцев ногу заковали в гипс. Еще полтора года ему пришлось ходить на костылях. Два класса он отучился вне школы, дома, потому что не мог ходить. Сверстники бегали, прыгали, играли в футбол. А он смотрел в окошко. Они резвились, устраивали соревнования. А он заново учился ходить. Его попросту лишили части детства, обычных для мальчиков радостей - и все по причине неправильного лечения.

Мечтой юности была авиация. Многие тогда грезили о полетах. Но для него этот путь оказался закрыт навсегда... На семейном совете мнения разделились. Родители хотели видеть сына инженером. Впрочем, отец, врач-рентгенолог, против медицины тоже не возражал. Решающее слово сказал дядя. Он настоял, чтобы Вахтанг учился на врача. И не где-нибудь, а в столице.

Врачами не рождаются - только становятся

ТАК Вахтанг приехал в Москву. Поступил на педиатрический факультет Второго медицинского института им. Н. И. Пирогова. 1952 год стал для него рубежом взрослой жизни. К нему пришла любовь. Он женился на своей однокурснице - Галине Алмазовой. После окончания учебы в университете молодая семья уехала в Орехово-Зуево. Затем были три года ординатуры хирургом в местной больнице. Возвращение в Москву. Работа в 20-й ДКГБ им. К. А. Тимирязева.

А в 1961 году его пригласили в аспирантуру РГМУ. Здесь он защитил свою кандидатскую диссертацию по теме "Показания к оперативному лечению при переломах костей у детей". С тех пор он не изменял своим научным интересам.

Для многих и многих сотен детей встреча с доктором Немсадзе - это избавление от неизбежной, казалось бы, инвалидности. Истории болезни его маленьких пациентов часто похожи. В отделении я познакомилась с некоторыми из них.

История болезни: Руслан

РУСЛАН помнит все. Дорогу. Машину вдалеке. Ему показалось, что она едет медленно и он успеет перебежать дорогу... Визг тормозов и страшный удар - с этих воспоминаний началась новая глава его пока еще недолгой жизни. Очнулся в больнице. Врачи поставили диагноз - перелом бедра. Лечение долгое и трудное. Несколько раз ставили спицу. Положили на специальную установку, вытяжение Беллера. Через месяц гипс сняли. Как оказалось, преждевременно. Кость не успела срастись за столь короткое время. Лечащий врач обязан был знать об этом. Но, возможно, ему не посчастливилось слушать лекции профессора Немсадзе. Классический случай, о котором рассказывал Вахтанг Панкратович: молодые врачи учатся на собственных ошибках. Во сне Руслан повторно сломал ногу. Снова поставили спицу. Еще 19 дней в гипсе. И опять повязку сняли раньше времени. При обследовании кость случайно сломали... "Обычно молодые врачи, - говорит Вахтанг Панкратович, - своих ошибок не повторяют. Этот же трижды наступил на одни и те же грабли".

После всех мытарств мальчик попал в больницу им. Н. Филатова. 11-летний Руслан легко произносит сложные медицинские термины. Он может рассказать свою историю болезни не хуже молодого студента. Но ему еще предстоит провести не меньше двух месяцев в гипсе. А ведь еще нужно будет учиться ходить... Профессор уверен, что для Руслана эта история закончится благополучно. Через пару лет можно будет позабыть о ней.

Далеко не все истории болезни со счастливым финалом.

История болезни: Аленка

НАРОД готовился к майским праздникам. В городе висели афиши концерта группы "На-На". Аленка с нетерпением ждала встречи с кумирами. И вот этот долгожданный день наступил. На стадионе было так много людей! Маленькая и хрупкая Аленка не могла пробиться сквозь толпу. Вместе с другими подростками она вскарабкалась на бетонную плиту. Отсюда все так хорошо видно. Концерт девочка так и не увидела... Плита, на которой стояли дети, не выдержала тяжести и обрушилась...

Ногу зажало. Было очень больно. Прошло немало времени, прежде чем подоспела помощь. Плиту наконец-то подняли. Алену отвезли в больницу. Врач сделал рентгенограмму и поставил диагноз: обычный перелом. Девочке наложили гипс и отпустили домой. Врач не учел, что нога долго была сдавлена...

Всю ночь Аленка плакала от боли. Нога быстро отекала. На следующий день родители отвезли ее в ближайший травмпункт. Там повязку немного надсекли и направили в больницу. Алену госпитализировали. Но праздники продолжались. Им было суждено сыграть в судьбе ребенка страшную роль. А может, все-таки не праздники виноваты, а, скажем честно, врачи. Только спустя еще двое суток (!) заведующий отделением обнаружил нарушение кровообращения. Начался некроз тканей. Аленку переправили в Филатовскую больницу. Здесь ее принял Вахтанг Панкратович. Но что он мог?.. Жизнь девочке спасли. Ногу спасти не удалось.

Дети - это не маленькие взрослые

ДЕТСКИЙ организм, его костная система имеет ряд анатомических особенностей, отличающих его от взрослого. В стране не хватает детских травматологов, специалистов, знакомых с детской физиологией. "Взрослый" врач - терапевт, хирург - не знает многих особенностей детского травматизма. Оказывая помощь, он действует наугад, на ощупь. Отсюда ошибки в диагнозе. Впоследствии дети нередко становятся инвалидами.

В больших городах, где есть детские службы, травмпункты, эта проблема не стоит остро. Впрочем, и Руслан, и Аленка - москвичи. Врачебные ошибки и в столице не исключение. Что же говорить о провинции, где порой не хватает обыкновенных специалистов. Вахтанга Панкратовича очень беспокоит сложившаяся ситуация. Напомню, что ему в основном приходится иметь дело с чужими ошибками. Профессор Немсадзе не жалеет сил и времени на подготовку и переподготовку врачей. Читает лекции, ведет кружок при кафедре детской хирургии, консультирует пациентов и их лечащих врачей в Центре детской телемедицины.

Бесстрашны и неосторожны

СВОИ особенности и у детской психики. Дети не чувствуют опасности. Они неосторожны. Не боятся играть с огнем, острыми предметами. Не понимают, почему нельзя гладить бродячих собак. Им неведома боль. Они не понимают, чем может обернуться шалость. Последствия зачастую бывают печальны.

Вахтанг Панкратович пытается помочь родителям, школьным учителям уберечь детей от беды. В 1999 году вышла его книга "Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики". В ней описаны примеры травматических случаев. Подробно разобраны почти 150 типичных ситуаций, в которых дети получают травмы. В книге он дает уроки доврачебной помощи при различных увечьях.

В свои годы он остается удивительно работоспособным, энергичным, увлеченным. Его фильмы о работе, об университете, о друзьях, его фотоархивы необычайно интересны. Наверняка он был бы хорошим летчиком. Или инженером. У таких людей все получается блестяще - за что бы ни взялись. Но одно я знаю точно: если бы юный Вахтанг не выбрал профессию врача, слез и горя на земле было бы куда больше.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно