Примерное время чтения: 7 минут
809

Русь тибетская. (Скручиваем ноги и не дышим)

Продолжение. Начало в NN 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49.

Йогой интересуюсь с детства. Всегда гордилась тем, что умею делать позу лотоса. Но вот, оказывается, по утверждению Ринада Минвалеева, складывать ноги не обязательно. Но для чего же тогда йоги использовали эти хитрые узлы?

Марина Р ы к о в а, Московская обл.

- ВООБЩЕ-ТО изначально в йоге была только одна поза - поза лотоса (падмасана), - считает Ринад Султанович. - Характерное для этой асаны положение спины можно фиксировать, сидя на стуле или на диване, можно и стоя. Специальные завертывания ног первостепенной роли не играют, но в идеале поза лотоса как раз такая, с перевитыми ногами. Сплетение ног особым образом влияет на центральную нервную систему, а также на функционирование органов брюшной полости и органов дыхания.

Поэтому такую позу йоги всегда использовали в качестве исходной для дыхательных гимнастик. Иными словами, дыхательные упражнения из хатха-йоги желательно практиковать, переплетая ноги.

- Многие из нас уже попробовали это делать и... не сдюжили. Не получается.

- Пробовать надо осторожно. Дело в том, что ноги в этой позе напрягаются пассивно, и это порождает главную ошибку: когда не удается с первого раза, появляется желание помочь руками. И "помогаем" - обращаясь со своими ногами, как с резиновым эспандером. Такая "помощь" зачастую оборачивается травмой.

- То есть вы предлагаете пристраивать ноги в правильное положение только усилиями самих же ног?

- Единственный способ заставить свои ноги обрести желаемую конфигурацию - это встать на голову и добиваться, чтобы они "сложились" под влиянием гравитации. Правда, для этого, во-первых, нужно уметь стоять на голове, а во-вторых, ноги уже должны иметь подобающую гибкость.

- Когда ноги "уже имеют подобающую гибкость", тогда, наверное, таких проблем не возникает.

- Еще как возникают. Усилия мышц в йоге крайне специфические. И очень часто даже опытные гимнасты не могут выполнить ту или иную позу, которую с легкостью делает даже пожилой йог. И вместе с тем со временем любую йоговскую асану может освоить каждый независимо от возраста и мышечных кондиций. Для подготовки к выполнению падмасаны есть комплекс упражнений. Их цель - добиться, чтобы гребни таза были должным образом "раскрыты".

Принимаем позу дерева (врикшасану), только не в чистом виде, а в особом - физкультурном - варианте. Для этого нужно стать на левую ногу, а правую поднять как можно выше и прижать наружной стороной голеностопа к передней стороне бедра левой ноги. Мотаем согнутым коленом через сторону взад-вперед. Если нога "сползает", можно придерживать ее рукой. Разработав тазовую область, неплохо бы поприседать на левой ноге, попрыгать, попробовать в момент подскакивания бить по левой ягодице левой пяткой. Меняем ноги.

Выйдя из позы дерева, просто встаем на одну ногу и делаем махи свободным коленом вперед с разворотом в сторону и назад.

Стоя на левой ноге, прижимаем правую пятку к правой ягодице и, удерживая правый голеностоп рукой, делаем так называемые штыковые движения правым коленом - в них задействованы все мышцы ног, таза и поясницы. При этом правая ягодица должна следовать за коленом и как бы уходить вперед относительно левой. После чего, задрав колено по направлению к груди, несколько раз отводим голеностоп рукой вправо, в конце каждого отвода приподнимая пятку вверх. Далее, подняв колено вправо, делаем толкающие движения стопой назад. При этом колено не должно уходить вниз, нога обязана как бы "скользить" по уровню высоты тазовой кости. Затем выполняем аналогичные махи назад, но коленом через низ.

Следующее упражнение - точная копия того, что на Востоке именуют танцем живота. Хотя на самом деле это тренировка мышц для правильного исполнения падмасаны. Руки свободно вытянуть перед собой или положить на пояс. Таз слегка "отклячен". Совершаем специфические повороты таза: левая часть тазовой области на месте, правая двигается вперед-назад. И наоборот. Тут главное - добиться, чтобы каждая половинка таза перемещалась автономно, тогда мышцы начинают запоминать, что они, оказывается, могут настраиваться самостоятельно; только тогда поза лотоса в будущем будет получаться симметричной. Потом двигаем тазом резко влево-вправо. Далее вперед-назад. (Только тазом; все остальные части тела неподвижны.) Затем, используя полученные навыки, двигаем тазом "по восьмерке": левая половина таза вперед и вправо, правая половина - назад, вправо, вперед и влево и так далее.

Когда все это сделано и ноги сложены как надо, можно делать пранаямы. На одном из прошлых занятий мы делали капалабхати-пранаяму, но только первую ее часть - гипервентиляцию. Тогда как, если делать капалабхати правильно, после нее необходимо выполнять задержку дыхания.

Проще всего этому научиться, "замеряя пульс". Накладываем три пальца на внутреннюю сторону запястья и сдвигаем. Нащупали. Далее вспоминаем о неком соотношении между количеством сердечных сокращений и дыхательным циклом. Это примерно 1 цикл дыхания к 4 ударам пульса. Если вдох растянуть на 12 ударов пульса, то задержка дыхания - 12х4 - должна по времени соответствовать 48 ударам. Выдохнуть можно произвольно. Итак, в положении держа руку на пульсе вдыхаем в течение 12 ударов пульса, задерживаем дыхание, а после 48 ударов пульса делаем выдох. Делаем все это в позе лотоса. Такая пранаяма имеет три ступени. На низшей - вдох в течение 12 ударов, задержка в течение 48 ударов, на средней и на высшей - продолжительность вдоха и задержки увеличивается. На низшей ступени вас должна одолеть испарина, на средней - дрожь в позвоночнике, на высшей - тело утрачивает вес. Это и есть та самая "сказочная" левитация.

В конце занятий после асан необходимо сделать две пранаямы. Одна из них построена по гипервентиляционному принципу (мощные выдохи и вдохи), а вторая - та или иная задержка. Самая простая задержка - сахита-пранаяма. Ее нужно делать на растущей Луне. Сначала делаем стойку на голове. Кровь будет устремляться вверх. Но в наших силах направить эту кровь куда угодно. Это можно сделать, сплетая ноги, как в гарудасане, сгибая колени сильно, до упора. Через некоторое время вытягиваем ноги на несколько секунд и меняем их местами. Потом опять на несколько секунд ноги вытягиваем, потом выходим из стойки на голове. Это упражнение помогает отправить кровь к муладхаре за очень короткий срок. Причем не просто к тазу, а непосредственно к паху. Тем, кто не смог сделать это упражнение, надо будет разбить его на составляющие: вначале сделать стойку на голове или позу молитвенного преклонения; после того как "оторвали кровь от таза", делаем позу кобры (кровь уходит чуть-чуть к тазу); и в итоге делаем гарудасану как таковую.

Во время выполнения этой гарудасаны кровь устремляется не только в пах, но и в ноги. Что неправильно. Одна из задач позы лотоса - того ее элемента, когда мы сминаем ноги в узел, - это как раз остановить поток праны, чтобы она не ушла в пятки, а осталась где-то на уровне паха или по крайней мере поближе к нему. Потому что там находится корневая чакра, и на растущей Луне мы эту корневую чакру должны всячески активизировать и подпитывать.

Далее - пранаямы. Сначала - гипервентиляционная - капалабхати. (Согреваем легкие резкими выдохами, при каждом выдохе сжимая анус.) А после делаем сахита-пранаяму: 12 ударов пульса - вдох; 48 - задержка; 24 - если получится - выдох. Если пошла испарина, значит, есть результат первой (низшей) ступени. Чуть подождали, пока дыхание восстановится, и потом опять попробовали. Это надо делать несколько раз. Выдох - 24 удара пульса - это очень длинный выдох; такого длинного, скорее всего, не получится, поэтому выдох можно сделать произвольный. Если пот пошел хороший, то его надо втереть в тело. Согласно текстам, это очень полезно.

Продолжение следует

Оцените материал

Также вам может быть интересно