Примерное время чтения: 10 минут
200

Власти экспериментируют...со здоровьем людей

В начале прошлой осени, когда было объявлено, что вместо соли наши улицы будут поливать жидкими реагентами, в средствах массовой информации разгорелась настоящая война: одни издания уверяли, что теперь нас отравят окончательно, другие, что, наоборот, сберегут здоровье и материальные ценности. Самое время подвести некоторые итоги.

Абсолютно безвредны?

КАКИЕ реагенты существуют на сегодняшний день? Жидкие: хлористый кальций модифицированный (ХКМ), содержащий ингибитор коррозии, ацетат аммония модифицированный "Антиснег"-1 и ацетат калия модифицированный "Нордикс-П" (представляют собой соли или эфиры уксусной кислоты). Твердые: хлористый кальций, ингибированный фосфатами (ХКФ), хлористый магний модифицированный "Биомаг" и нитрат кальция, магния, мочевины (НКММ). Одно только перечисление всей этой отравы действует удручающе. Однако, может быть, наши опасения напрасны и эти химикаты для здоровья абсолютно безвредны? "Да, безопасны", - заявил бывший первый заместитель Юрия Лужкова, руководитель комплекса городского хозяйства Борис НИКОЛЬСКИЙ. По его словам, все противогололедные реагенты сертифицированы, имеют паспорт безопасности и безвредны для здоровья.

Вопрос об экологической безопасности новых противогололедных реагентов был задан специалистам Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы. "Будем реалистами, - ответили специалисты, - абсолютно безвредных реагентов вообще не бывает. Все зависит от норм распределения". То есть, если использовать эти реагенты строго дозированно, причем в зависимости от конкретного метеопрогноза, все будет хорошо. К сожалению, стопроцентной точностью наши метеорологи никогда не отличались. Кроме того, ряд специалистов-химиков, с которыми нам удалось побеседовать, считают, что реакции ХКМ всегда будут одинаковы, независимо от погоды. То есть сначала хлористый кальций превратит лед в воду, а потом пойдет гидролиз с образованием малорастворимого в воде осадка. Для справки: хлористый кальций и его аналоги уже проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. "Рискнула" его использовать одна только Швейцария, в которой морозов не бывает. А в Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии же пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой.

"Чтобы выяснить, как влияют реагенты на окружающую среду, надо испытывать их много лет", - сказал нашему корреспонденту один из сотрудников НИИ химических реактивов и особо чистых веществ. Интересно, проводили ли московские власти длительные испытания? Прогнозировали ли возможные последствия? Судя по тому, что все тот же Борис Никольский на одном из совещаний заявил, что приемлемые в условиях Москвы реагенты можно вычислить только методом проб и ошибок, никаких испытаний не проводилось. Однако не надо быть маститым ученым, достаточно вполне школьной программы по химии, чтобы знать: хлористый кальций хорошо вбирает в себя влагу. Антикоррозийные добавки, которые входят в состав этого реагента, не спасут, они лишь замедлят скорость реакции. Еще более опасен ацетат аммония, в который входит азот. Во многих конструкциях живут так называемые нитрифицирующие бактерии, безвредные в "спящем" состоянии. Но стоит этим бактериям соприкоснуться с азотом, как они начинают размножаться и сжирать все на своем пути. Такие реагенты нет смысла даже испытывать, и так понятно, что они опасны. Почему же их рекламируют как экологически безопасные средства?

Здоровых россиян практически не осталось

Конечно, когда наши улицы посыпали солью - это тоже не было "сахаром". Но... Взять хотя бы деревья. За долгие годы они худо-бедно приспособились к технической соли. Теперь же им придется привыкать к новым составам, которые гораздо токсичнее и вреднее. Но самое страшное - не один и не двое рабочих и дворников ДЭЗов заработали аллергию от новомодных реагентов.

За комментарием мы обратились к доктору медицинских наук, академику РАЕН, профессору, заведующей научно-консультативным отделением Института иммунологии МЗ РФ Людмиле ЛУСС:

- После того как наши улицы с прошлого года начали поливать новыми реагентами, резко увеличилось количество жалоб от астматиков, людей, страдающих атопическим дерматитом, аллергодерматозами, аллергическими заболеваниями кожи. Практически все реагенты, в которые входят соли и эфиры, в первую очередь уксусной кислоты, способны вызывать неспецифические реакции кожи, слизистых и бронхов.

Когда вместо привычной соли с песком стали использовать новые реагенты, участились жалобы на затрудненное дыхание, удушье, бронхоспазмы, зуд и слезотечение у больных, страдающих аллергией. Для того чтобы дать объективную оценку всем этим сигналам, необходимы широкомасштабные исследования, которые позволили бы ответить на вопрос: насколько серьезно влияют (то, что влияют, сомнения не вызывает) антигололедные реагенты на здоровье человека. В состав комиссии обязательно надо помимо экологов и химиков ввести врачей аллергологов и иммунологов, которые смогли бы дать четкую и объективную оценку влияния веществ, входящих в реагенты, на здоровье человека. Москва и так перегружена различными выбросами: транспортными, промышленных предприятий, поэтому достаточно даже какого-то небольшого дополнительного фактора, чтобы здоровью людей был нанесен серьезный урон. Разумеется, ядовитых веществ в реагентах нет, однако, когда речь идет о химических веществах, конечно же, они не могут быть нейтральны для больного человека. Да, здоровый человек, может быть, никак и не отреагирует на эти соли, но вся беда в том, что у нас здоровых людей практически не осталось. Более четверти населения страдает той или иной формой аллергии. Это по России. А в крупных городах, тем более в Москве, процент значительно выше. К величайшему сожалению, здоровье россиян не сравнишь со здоровьем, например, американцев или японцев. И уровень здравоохранения, и продолжительность жизни у них несопоставимы с нашими. Но даже они не ставят эксперименты на своих гражданах.

Если бы соответствующие инстанции обратились к врачам с предложением провести все необходимые исследования по изучению влияния реагентов на здоровье людей, конечно, мы бы охотно взялись за эту работу. Увы, никто к нам с подобного рода поручениями не обращался.

Прежде в зимние месяцы дороги и тротуары посыпали песком, который нередко перемешивали с солью. Затем стали испытывать так называемые химические реагенты. Причем испытывали их не на огражденных полигонах, а прямо на улицах города, не поливая лишь территорию Кремля и правительственных дач. Основным результатом эксперимента были несмываемые белесые разводы на автомобилях, на обуви и на контактных троллейбусных электролиниях. Обувь стремительно разрушалась, машины ржавели, а электролинии обрывались либо яростно искрили в коротких замыканиях. От тех коварных реагентов экспериментаторы решили отказаться.

Теперь на дороги выливают новую отраву.

Борьбу с гололедом начали вести в середине прошлого века. Для этого применялась пескосоляная смесь: 92% песка и 8% - технической соли (NaCl). Такая смесь до сих пор применяется в Петербурге и других городах России, а вот в Москве от нее отказались еще в 1994 г.

Осторожно: хлористый кальций

Если испытания ХКМ, прежде чем поливать наши улицы, никто не проводил, то возможный побочный эффект от применения в лечебной практике хлористого кальция медикам хорошо известен. Приведем случай, описанный несколько лет назад в журнале "Здравоохранение".

Девятнадцатилетняя студентка по поводу перитонзиллярного абсцесса была доставлена по наряду "скорой помощи" в центральную больницу города. По настоянию матери, просившей "хоть что-то" сделать дочери для облегчения, дежурный врач назначил внутривенную инъекцию хлористого кальция, которую тут же произвела медсестра.

Во время введения препарата мать девушки заметила появившуюся зону побеления в месте инъекции. Затем в этой зоне образовался некроз. Мать девушки обратилась в суд с иском к центральной городской больнице, в котором, в частности, указывалось:

Ответчик проявил изначальную небрежность при выполнении манипуляции, так как в отношении данного вещества для инъекций заведомо известно (М. Д. Машковский. Лекарственные средства. Харьков, Торсинг, 1997, т. 2, с. 151), что "растворы кальция хлорида нельзя вводить подкожно или внутримышечно, так как они вызывают сильное раздражение и некроз тканей".

Безразличие к заведомо очевидным последствиям составляет вину ответчика.

Вне зависимости от того, случайно или по неосторожности при инъекции было допущено попадание хлорида кальция в мягкие ткани локтевого сгиба, вину ответчика определяет его безразличие к прогнозируемым вредным последствиям.

Не отказ от медицинской помощи обусловил некроз мягких тканей локтя, а введение в ткани вещества, неизбежно вызывающего такие последствия.

Образовавшийся на месте некротического распада тканей кожный рубец стал средоточием постоянного раздражения, непрерывно напоминающим о себе.

Не точечный рубцовый дефект кожи, а округлый очаг, отличный от окружающей кожи цветом и поверхностью, образовался в зоне инъекции вредоносного вещества.

С момента инъекции по настоящее время развились и держатся устойчивые боли в локтевом суставе, сопровождающиеся онемением кожи и нарушением чувствительности подлежащих тканей. Малейшие прикосновения, даже от одежды, доставляют еще большую боль. Мало того, рубец в локтевом сгибе, обычном для инъекций месте, становится поводом для вопросов об употреблении наркотиков, в том числе со стороны сотрудников милиции, особенно летом.

Заведующий лабораторией содержания автомобильных дорог РосдорНИИ Юрий РОЗОВ:

- Противогололедные средства должны удовлетворять следующим основным требованиям: снижать точку замерзания воды при отрицательных температурах, быстро взаимодействовать и плавить снежно-ледяные отложения, не повышать скользкость дорожного покрытия до опасных значений, не вызывать вредного воздействия на дорожные покрытия, не угнетать зеленые насаждения, не оказывать отрицательного влияния на металл, резину и кожу.

Депутат Мосгордумы прошлого созыва, возглавлявший комиссию по нормативной базе городской инфраструктуры, Андрей ШИРОКОВ:

- Наши природоохранники провели серию экспертиз, хотя и не в том объеме, в котором мы хотели. Не была в полном объеме произведена экспертиза влияния ХКМ на человека, об этом говорили на правительстве Москвы. Не было специальной экспертизы по влиянию на металл, хотя мы знакомы с практикой применения его на аэродромах, в мировой практике. Я бы предпочел провести комплексную, эколого-экономическую экспертизу. Ее не было. Мы уже использовали ХКМ несколько лет назад и имели не совсем позитивные последствия для электротранспорта, так как ХКМ обладает при определенной температуре высокой гигроскопичностью, он впитывает воду. Поэтому в первые дни зимы был "каток" на улице. Так что необходимо добавлять еще один метр к тормозному пути автомобиля. Раньше талый снег вместе с солью и песком сбрасывался в Москву-реку, а теперь?

Сергей ЛАЗАРЕВ, заместитель коммерческого директора ООО "Минерал-трейдинг", эксклюзивного поставщика крупнейших производителей соли ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит":

- Соль - самый дешевый и эффективный реагент. При правильном использовании вред, приносимый солью, минимален. Тогда как ХКМ обладает значительным коррозийным эффектом, увеличивающимся в десятки раз при попадании на двигатель или выхлопные трубы автомобиля. Уверен, что столица неразумно отказалась от соли. Скорее всего у Москвы достаточно денег для экспериментов. Но в мировой практике соль остается одним из самых главных средств в борьбе с обледенением.

Ведущий научный сотрудник НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, кандидат медицинских наук Игорь КРЯТОВ:

- Самый главный показатель безопасности того или иного вещества определяется его концентрацией, где бы это вещество ни находилось: в воде, в воздухе или на почве. Если говорить о антигололедных реагентах, то необходимо четко определить токсичность каждого из них, установить, где какие можно использовать. Например, ацетаты допустимо применять только на хорошо проветриваемых территориях и на возвышенностях, другие реагенты - только на аэродромах, третьи - на улицах города. Мы исследовали более 15 веществ, входящих в состав реагентов, и оказалось, что практически все они в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты сплошь и рядом используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий.

По данным опроса сайта avtobar (auto.yard.ru) на 25.03.02: 75% опрошенных против применения непроверенных добавок.

В материалах использованы цитаты из опубликованных в СМИ выступлений должностных лиц.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно