Примерное время чтения: 6 минут
350

Мигрень и другие головные боли

Как часто, желая подчеркнуть важность какой-либо проблемы, мы говорим: "Это моя головная боль", - хотя у человека может болеть любой орган, любая часть тела, но именно головная боль стала синонимом дела, которое невозможно отложить, о котором нельзя забыть ни на минуту. Именно об этом мы беседуем с академиком РАЕН, членом-корреспондентом РАМН, руководителем Клиники головной боли и Центра сна Александром Моисеевичем ВЕЙНОМ.

- "Не болит голова у дятла", говорится в одной поговорке, а как часто это заболевание настигает людей?

- Головные боли бывают у 86% населения. Из этого количества людей к врачу приходит только 5-8%, а все остальные либо имеют редкие приступы головной боли, либо как-то сами справляются с этим. Но то, что эта проблема существует, - очевидно. Именно поэтому была создана Российская Ассоциация по изучению головной боли, которая занимается всесторонним изучением этого явления. Сегодня под пристальным вниманием находятся две разные формы этого заболевания: мигрень и головные боли напряжения.

- Насколько я знаю, подобные головные боли были классифицированы как отдельное заболевание совсем недавно?

- Это открытие последних десятилетий. Существовали термины "каска невротика", "психология", но сегодня подобные боли абсолютно четко выделены в отдельную категорию - головные боли напряжения.

- Появилось ли что-то новое в понимании механизмов возникновения этой болезни?

- Больные с мигренью исследовались нами между приступами, за 3-4 дня до приступа, во время приступа и через 3 дня после. Изучая эту болезнь не только в острый период, мы как бы превратили жизнь этих больных в кино, состоящее из различных эпизодов. Наблюдая их состояние не одномоментно, а в течение довольно длительного периода, мы открыли совершенно неожиданные вещи: оказывается, приступ мигрени готовится в течение долгого времени, можно образно сказать, что "накапливается" возбудимость мозга. Затем происходит "взрыв" - приступ, и, что самое удивительное, после него в мозге все нормализуется. Этот приступ, являясь несчастьем и болезнью, в сущности, приводит мозг в правильное состояние, восстанавливает мозговое равновесие.

- Так что же такое мигрень - болезнь или защитное приспособление организма?

- Нет сомнений, что это болезнь, причем достаточно глубокая. Ведь многие знают, что это заболевание генетическое, но что же передается по наследству? Возможно, это митохондриальная недостаточность нейронов. Митохондрии (входящие в состав клеток) - это маленькие электростанции, обеспечивающие нейроны энергией. При недостаточности их деятельности работа мозга происходит на несколько пониженном уровне. Должен сказать, что среди людей, страдающих мигренью, немало людей выдающихся, много чего добившихся, с высокими устремлениями, амбициями. Но для того, чтобы соответствовать обычному человеку, а еще более для того, чтобы его превзойти в карьере и во всем остальном, им приходится прикладывать больше усилий. Вот это врожденное отличие, небольшой биохимический дефект, который делает их поведение более активным, более напряженным, и приводит к возбуждению мозга, и как обвал - приступ мигрени.

- Александр Моисеевич, характерным признаком мигрени служит пульсирующая боль в одной половине головы. Ваши исследования затрагивали этот аспект проблемы?

- Ведущей теорией сегодня является тригемино-васкулярная теория. Тригеминальный чувствительный нерв несет в мозг информацию от тканей лица, зубов, от мозговых оболочек. При определенных условиях, когда эта система напряжена, она оказывает влияние на рецепторы, от которых берет свое начало (т. е. в обратном направлении). При этом происходят изменения в сосудах мозговых оболочек, которые вызывают боль. Если повышена возбудимость левой тригеминальной системы, возникают левосторонние головные боли, а если правой, то соответственно - правосторонние.

- Насколько я поняла, существуют самые различные виды мигрени...

- Конечно, ведь мигрень мигрени рознь. Она протекает различно у мужчин и у женщин, бывает лево- и правосторонней, может возникнуть во время сна и бодрствования. Изучая все это, применяя новые подходы, мы продвинулись в изучении этой проблемы достаточно далеко по сравнению с работами наших зарубежных коллег. Хотелось бы сказать о связи мигрени с феноменом гипервентиляции, который мы наблюдаем у многих наших пациентов. Люди неправильно дышат, у них нарушено временное соотношение вдоха и выдоха. Мы должны на 2 вдыхать и на 4 выдыхать, а у этих больных все наоборот, и поэтому из-за учащенного дыхания возникает ощущение одышки, неудовлетворенности дыханием (синдром пустого дыхания) - это тоже важная проблема, которую мы сегодня изучаем.

- Боль при мигрени, возникшая во сне, отличается от боли при дневном приступе?

- Да, наши исследования показывают, что они отличаются большей тяжестью. У больных с такой формой заболевания больше психологических изменений. И механизм этого явления ясен. Мигрень надо лечить в самом начале приступа, а во сне начало упущено, человек проспал момент начала боли. Хотя при дневных приступах сон может быть лекарством и после него у некоторых больных наступает облегчение боли. Когда человек уснул во время острого приступа, сон может быть спасителем.

- Что можно посоветовать людям, страдающим этим заболеванием?

- Рекомендации самые скучные, но одновременно верные. Чередовать работу и отдых, почаще бывать на свежем воздухе, не пить, не курить, избегать стрессов. Можно много чего наговорить, но тогда зачем жить? Наверное, этим людям нужно понять, что облегчение страданий идет не через общие, навязшие в зубах рекомендации, а через наблюдение за собой, изучение причин, вызывающих приступ именно у них, и силы воли отказаться от того, что вызывает боль.

- То есть принцип лечения - "помоги себе сам".

- Я считаю, что общие медицинские рекомендации - это ужасно. Мы говорим, что надо делать то-то и то-то, а каждому больному нужно делать только то, что необходимо именно ему. Присмотритесь, прислушайтесь к себе, проанализируйте причины, и этим вы поможете своему организму. Конечно, в сложных случаях нужно искать выход вместе с врачом, особенно при применении новейших лекарств.

- А все-таки какие способы лечения мигрени есть сегодня, кроме анальгина и ментолового карандаша?

- Обычно методика лечения состоит из двух частей. Первое - снятие приступа головной боли. Раньше такими средствами были аспирин, цитрамон, седалгин и другие. Действительно, боль надо снимать, но тут существует большая опасность. Если эти препараты применять часто и в больших дозах, то возникают головные боли, связанные уже с избыточными дозами лекарств. Это безусловно вредно. Сегодня появилось большое количество современных препаратов. К числу которых относятся триптаны - это фармакологические средства, действующие на серотониновый обмен, который лежит в основе мигренозных болей. Применяют и эрготаминовые препараты, высокоочищенные лекарства, сделанные из спорыньи. Но, пожалуй, важнее проводить лечение, предотвращающее приступ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно