В РЕЗУЛЬТАТЕ группового несчастного случая, произошедшего на Мытищинском электротехническом заводе при поиске аварийного участка теплотрассы в феврале 1999 года, я стал инвалидом 2-й группы. Инвалидность установили с формулировкой "общее заболевание", так как по просьбе администрации врачи ЦГБ г. Ивантеевки диагноз записали шифрами, скрыв позвоночно-мозговую травму. На словах объяснили, что у меня гипертония II-III степени, инсульт. Главное Бюро медико-социальной экспертизы Московской области по рентгеновским снимкам, снимкам томографа выявило увечье, грыжи шейных позвонков. Но, ссылаясь на постановление правительства, изменить формулировку на "инвалидность в связи с трудовым увечьем" без акта N 1 КБ отказалось. Обжаловал заключение министру здравоохранения Московской области, обращался к членам правительства, министрам здравоохранения, труда, генпрокурору. Безрезультатно, получил отписки. На обращение в коллегии Минздрава и Минтруда о проведении экспертизы в Центре судебно-медицинских и криминалистических экспертиз РФ ответа не получил.
Виктор Д е в я т о в, г. Ивантеевка, Московская обл.
Мы попросили адвоката, занимающегося защитой прав пациентов, Любовь Васильевну САМОЙЛОВУ прокомментировать письмо читателя:
- СИТУАЦИЯ небезнадежна. Я бы посоветовала Виктору Антоновичу написать исковое заявление в суд, чтобы установить решением суда право на ту группу инвалидности, на которую он претендует ("в связи с трудовым увечьем"). Хотя несчастный случай произошел в 1999 году, срок давности на подачу иска не потерян. По гражданско-процессуальному законодательству Российской Федерации иски, связанные с причинением вреда здоровью и жизни граждан, исковой давности не имеют, не облагаются пошлиной. Судиться можно не по месту нахождения ответчика, а по месту фактического проживания гражданина (подсудность по выбору истца). Закон предоставляет такое право лицам, которые подают иски о защите жизни и здоровья.
В исковом заявлении нужно коротко описать, что и когда с вами случилось, какие отказы вы получали от соответствующих инстанций (желательно в письменном виде) на ваши обращения. Количество экземпляров должно быть равно числу ответчиков, с которыми вы будете судиться. К иску прилагается ходатайство на имя судьи о вынесении судом определения провести независимую медико-социальную экспертизу. Причем суд может освободить вас от оплаты этой экспертизы. Для этого нужно предоставить справки о доходах. В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ, вступившим в законную силу в феврале 2003 года, суд, убедившись, что истец малообеспеченный и по уважительным причинам не может оплатить экспертизу, возлагает данные расходы на территориальный судебный департамент. Судя по письму Виктора Антоновича, судья каким-то образом адресовала его на консультацию в Республиканский центр судебно-медицинских экспертиз. То есть либо он не подавал официальный иск, либо у него его не приняли по каким-то основаниям. Дело в том, что экспертиза по заявлению граждан экспертными учреждениями Минздрава, каковыми являются и Главное бюро медико-социальных экспертиз Московской области, и Республиканский центр судебно-медицинских экспертиз, проводится только на основании постановления следственных либо судебных органов. Можно посоветовать обратиться не в экспертное учреждение Минздрава, а к независимым экспертам, которые успешно сотрудничают с гражданами, не боясь, как говорится, какого-то ведомственного наезда. Это могут быть бывшие врачи, эксперты государственных учреждений, которые вышли на пенсию, взяли себе лицензии и открыли независимые центры экспертных исследований. Их адреса можно узнать в Республиканском центре судебно-медицинских экспертиз, а также в СМИ.
Можно попытаться решить проблему до судебного процесса. Если камень преткновения - специальный ведомственный акт, без которого медико-социальная комиссия не может установить инвалидность "в связи с трудовым увечьем", можно договориться с ответчиком о выдаче документа. Суд еще до назначения медико-социальной экспертизы имеет право и обязан вызвать представителя данной организации и выяснить, почему такой акт не был составлен своевременно, можно ли его составить сейчас или восполнить отсутствие заключением соответствующих специалистов данного учреждения, которое, возможно, будет ответчиком. Такая форма общения истца и ответчика в кабинете судьи предусмотрена нормами гражданско-процессуального законодательства, регламентирующими порядок подготовки дела к слушанию. Они могут заключать мировые соглашения, решать другие вопросы, не требующие экспертизы. Если судья убедит представителя ответчика выдать инвалиду соответствующий ведомственный акт или равноценный документ, то не нужно будет судиться. Если стороны не придут к соглашению, возможен другой путь: сначала подать один маленький иск о праве истца на получение данного ведомственного акта, а затем уже в рабочем порядке прийти в свою территориальную медико-социальную экспертизу, и, возможно, там сразу, на основании решения суда, установят инвалидность с формулировкой "в связи с трудовым увечьем". Если ни один из описанных вариантов не пройдет, остается последний - судиться с ответчиком по полной программе, добиваться независимой медико-социальной экспертизы.
Я полагаю, что в конце судебной тяжбы страдания Виктора Антоновича вознаградятся в полной мере дополнительным иском о компенсации всех издержек, которые он понес: и судебных расходов (на приобретение бумаги, ксерокопирование, поездки и т. п.), и морального вреда. Степень морального вреда будет определяться и самим фактом волокиты решения данного вопроса. В письме Виктор Антонович сообщает, что он обращался к членам правительства, министрам здравоохранения, труда, генпрокурору и т. д. Как адвокат, имеющий опыт защиты прав пациентов и инвалидов, хочу сказать, что в настоящее время в нашей стране безнадежно обращаться за решением конкретных вопросов к руководителям указанных ведомств. Как правило, они лично обращения граждан не читают. До них они просто не доходят. А чиновники аппарата смотрят только на адрес заявителя и сразу отправляют обращение в соответствующие территориальные органы по месту жительства истца. И там все это глохнет. Единственный разумный путь - собрать все отписки и присоединить к своему исковому заявлению, чтобы увеличить размер морального вреда, доказать степень перенесенных страданий в поисках справедливости.
Конечно, больному человеку не под силу самому ходить по судам, претерпевать мучения. Защищать свои права можно поручить представителю по доверенности, необязательно адвокату (да и услуги их многим не по карману). Обратитесь в местное общество защиты прав потребителей и попросите, чтобы вам дали представителя от этой организации в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей", поскольку под этот закон подпадают действия любого ведомства, оказывающего услуги гражданину. Проведение медико-социальных экспертиз - это такая же услуга, как покупка колбасы в магазине или таблеток в аптеке. Можно воспользоваться Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" и попросить соответствующие социальные службы выделить вам, допустим, какие-то средства или юриста для ведения судебного дела.
В моей адвокатской практике в настоящее время имеется аналогичный случай. Ко мне обратился житель Владимирской области, которому несколько лет назад установили инвалидность 3-й группы в связи с травмой в результате автоаварии. Но на определенный срок. По истечении срока ее нужно было продлять. Но в связи с семейными обстоятельствами он не смог заниматься этим вопросом регулярно. С годами здоровье не улучшилось, последствия травмы неизлечимы. Через два года мужчина решил восстановить инвалидность, думая, что соответствующие организации сделают это автоматически. Не тут-то было. Медико-социальная экспертиза Владимирской области встала на дыбы. Его направили на обследование в участковую больницу. Документы, которые он принес оттуда, посчитали недостаточными. Однако никакого письменного решения комиссия не выдала, объявив устно о том, что не считает нужным присваивать ему группу инвалидности. Можно сказать, его просто отфутболили. Мы посоветовали обратиться к независимому эксперту. Он дал нашему клиенту рекомендацию и направление в московские поликлиники. Обследования платные, обошлись примерно в тысячу рублей, по времени заняли около месяца. (Кстати, квитанции об оплате в таких случаях всегда нужно сохранять. Если надумаете обратиться в суд с иском о компенсации издержек, морального вреда, эти документы пригодятся.) По результатам обследований эксперт дал свое заключение. Оказалось, что пациенту нужно присваивать даже не 3-ю, а 2-ю группу инвалидности. Но для нашего клиента этот вопрос уже не столь принципиален. Дело в том, что с 1998 года льготы для инвалидов 3-й и 2-й групп фактически приравнены друг к другу. В частности, 50% оплаты коммунальных услуг, льготное налогообложение при работе в организациях. Это нововведение не афишируется, многие инвалиды 3-й группы просто не знают об этом. Раньше эта категория считалась рабочей и нельготной. Тот, кто не знал и платил, может сейчас пойти в ЖЭУ, написать заявление с просьбой о компенсации половины расходов за коммунальные услуги. Ее можно получить не за все время, а только за 3 года (срок исковой давности). Что тоже в принципе неплохо. Откажут вернуть деньги - попросите сделать перерасчет в счет будущей квартплаты, например за 2004 год.