Примерное время чтения: 9 минут
250

Травма - "убийца, которому все дозволено"

История кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Российского государственного медицинского университета начинается с кафедры ортопедии, организованной во 2-м Московском медицинском институте в 1933 году. Тогда ее возглавил профессор Георгий Сергеевич Бом, именно он является одним из основоположников ортопедической науки и практики в Москве. Сегодня кафедрой заведует доктор медицинских наук, профессор Александр Васильевич СКОРОГЛЯДОВ, и с ним пойдет разговор об успехах и проблемах современной травматологии.

Пульс транспортных артерий

СЕЙЧАС у кафедры четыре клинические базы, и можно говорить, что по объему сотрудниками осуществляется как минимум работа районной больницы. Адреса, по которым они располагаются (Ленинский проспект, ул. Вавилова, Даниловская площадь), - это как раз транспортные артерии Москвы, главные дороги столицы. А на наших дорогах (да и в самом городе) идет практически "уличная война", в которой страдают люди. И лечить последствия этих дорожно-транспортных аварий и "разборок" приходится именно в этих узловых точках нашего огромного города.

Александр Васильевич говорит: "В отделении сочетанной травмы находится совершенно особый контингент самых тяжелых больных. В одной из публикаций на эту тему травма была названа "убийцей, которому все дозволено". Врачам приходится наблюдать и, естественно, лечить случаи сочетания самых различных повреждений, где одновременно травмированы внутренние органы, конечности, грудная клетка, голова. После автомобильных аварий иногда просто собираем людей по частям".

В настоящее время кафедра располагается на четырех клинических базах: 1-я, 4-я и 64-я городские клинические больницы (ГКБ) г. Москвы и 12-я МСЧ, причем каждая из больниц обладает определенной спецификой. Так, травматологическая клиника 1-й Градской больницы располагает тремя отделениями по 60 коек, одно из которых - отделение сочетанной травмы, куда направляются больные с наиболее тяжелой политравмой. Сюда же переводятся (по улучшению состояния) больные из реанимационного отделения. 1-я Градская - это совершенно уникальное место, где врачам приходится работать именно на острую травму, а подобные травмы бывают самыми разнообразными, и зачастую реанимационная палата, которая рассчитана всего на 12 коек, просто переполнена. Люди в очень тяжелом состоянии могут поступить отовсюду, но в основном из Москвы и Московской области.

Размышляя о своей профессии, Александр Васильевич продолжает: "Труд хирурга-травматолога недаром сравнивают с трудом военно-полевого хирурга. Это можно сказать и о коллегах в Институте им. Склифосовского, куда также попадают пострадавшие с сочетанной травмой. Но в 1-й Градской все рекорды "бьет" черепно-мозговая травма, ведь рядом Ленинский проспект и Парк культуры, а о том, с каким размахом иногда могут "погулять" молодые люди, говорить не приходится. Многие применяют на практике выражение, что "веселие на Руси есть питие", поэтому пострадавшие часто попадают в клиники в состоянии алкогольного опьянения (30%). Очень много бомжей, и они тоже не всегда соблюдают обет трезвости.

Но помогать надо всем, кто в этом нуждается, чем мы и занимаемся".

Для этого согласованно работают врачи очень многих специальностей: реаниматологи, травматологи, нейрохирурги, хирурги, урологи, окулисты. Находится работа и для челюстно-лицевых хирургов, врачей лор-отделения.

Среди проблем, о которых говорит профессор А. В. Скороглядов, остро стоит проблема нехватки мест для больных. Все отделения, особенно в 1-й Градской больнице, постоянно перегружены, это особенно касается реанимационного отделения. В него кроме травматологических больных госпитализируются и больные с раневой инфекцией, требующие проведения реанимационных мероприятий. Естественно, это обстоятельство резко затрудняет соблюдение противоэпидемического режима, создает угрозу развития госпитальной инфекции для "чистых" больных в остром периоде травматической болезни.

Травмы бывают разные

КОНЕЧНО, травмы могут быть различными и вызваны могут быть также самыми разными причинами. К примеру, причиной может стать и авария или что-то подобное, но нередко это просто бытовые травмы, от которых, увы, никто не застрахован. Но город Москва - это мегаполис, и качество, скорость оказанной помощи не везде одинаковы. Кстати, самое лучшее оказание помощи, по мнению профессора Скороглядова и многих других практических врачей, не в крупных городах, а в сельской местности, потому что сельский врач, работающий в участковой больнице, знает всех своих пострадавших, практически все население своего небольшого региона и может прийти на дом или принять больного амбулаторно и т. д., что в городе практически невозможно.

Один из основоположников организации травматологических пунктов В. П. Охотский считал, что нужно приблизить к населению врачебную травматологическую помощь. Но в таком огромном мегаполисе, как Москва, приблизить ее невозможно по многим причинам, и в частности, по такой очевидной, как огромные расстояния. Хотя недооценивать значение такой помощи нельзя. Сегодня в травмопункте проходит сортировка, т. е. оценивается тяжесть травмы, оказывается первая помощь и при необходимости больной госпитализируется в ближайшее подразделение через центропункт "Скорой помощи".

Еще одна задача травмопунктов - отсечь амбулаторные травмы. Нередко несложные переломы, инородные тела, попавшие в кисть, и т. п. вполне могут быть пролечены в самом травмопункте. Александр Васильевич говорит: "Накануне холодов еще раз хочется вспомнить, что наша страна - вообще особая, это можно сказать и о климате. Зима, гололед, и можно себе представить, что творится в травмопунктах в "сезон" травм, ведь как убираются улицы на окраинах, говорить не приходится, конечно, нагрузка на врачей ложится огромная. Чаще всего мы сталкиваемся с переломами лодыжек, костей кисти, предплечья, и всем пострадавшим надо срочно помочь. Именно быстрая оценка травмы и первая помощь помогают в этот сложный период".

За что платит старость

ЕЩЕ одна тема, которой хотелось бы коснуться, - это то, что в Москве много пожилых людей. И тут в каждой больнице, на базе которой работают врачи нашей кафедры, есть своя специфика. В той же 1-й Градской работают сестры милосердия, которые проходят в отделениях обучение и практику. Иногда человек нуждается только в уходе и живет благодаря внимательному отношению персонала этого подразделения.

А сложностей у пожилых людей действительно немало.

Старческий остеопороз, связанный с адинамией, эхом отдается у тех, кто не занимался своим здоровьем в молодости, и вот старость принуждает человека расплачиваться за это. Возможно, необходимо возродить традиции, продолжающие опыт ГТО, или, проще сказать, массового занятия спортом для профилактики подобных состояний. Хотя все зависит от самого человека, который должен решить для себя, что лучше проехаться на велосипеде, позаниматься на тренажерах или, ничем не занимаясь, потом страдать от болей в суставах.

"Жизнь - это сущность творения, как ее проживешь, так она и пройдет" - такого правила я придерживаюсь, - сказал Александр Васильевич и продолжил: - В практике бывает, что встречаются 60-летние люди, которые выглядят на все 80, а бывают и 90-летние, которые тоже лежат с переломом шейки бедра, но сломали-то они ее, катаясь на катке! И прогноз у таких активных пациентов гораздо лучше, ведь если они до таких преклонных лет катаются на коньках, то их общее состояние тоже лучше".

К сожалению, диагноз "перелом шейки бедра" зачастую является для пожилого человека приговором, но многие просто не знают, что сегодня есть много способов лечения и один из них - операция на 2-й день после случившегося. Не всегда это удается сделать так быстро, как нужно (то анестезиологов не хватает, то лабораторные исследования не сделаны вовремя), поэтому операции делаются в лучшем случае на 6-7-й день.

Пожилому человеку в этом случае необходимо эндопротезирование. Дело в том, что шейка бедра с ее головкой - это особая анатомическая область, и, для того чтобы здесь срослись переломы, нужно хорошо их зафиксировать, а делать это можно открыто и закрыто. Почти весь мир делает это закрыто, а сделать это без визуального наблюдения очень тяжело. Конечно, помогают многочисленные снимки, и нужно сказать, что сегодня в Москве каждое подразделение имеет электронно-оптический преобразователь, который позволяет врачу на экране телевизора увидеть, как он "руководит" переломом, сопоставляя отломки. А вся проблема в том, чтобы как можно точнее все сложить и скрепить мощным современным фиксатором, тогда прогноз выздоровления самый благоприятный. Но бывает и так, что чуть-чуть там недоделали, там не вправили, взяли фиксатор чуть короче, и тут трагедия развивается довольно быстро, потому что перелом не срастается, может возникнуть асептический некроз в головке, начинается миграция фиксаторов, и человек становится инвалидом, который может ходить только с помощью костылей.

Конечно, и в этом запущенном случае можно поставить эндопротез, но все же лучше ставить его сразу. Вообще установка эндопротезов решает много проблем у пожилых людей, при этом вообще не стоит вопрос, срастется перелом или нет, просто через 2-3 дня человека можно ставить на костыли, и дальше его жизнь входит в обычное русло.

Новые методы

ВРАЧИ кафедры были пионерами внедрения в практику аллопластики при повреждениях связочно-капсульного аппарата коленного сустава, аллопластики при лечении вывихов ключиц, эндопротезирования при заболеваниях полулунной и ладьевидной костей запястья. Много сделано в разработке методов лечения несросшихся переломов и ложных суставов, различных повреждений и заболеваний кисти, методов обезболивания.

На кафедре активно используются современные методы лечения травматологических больных: артроскопия, эндопротезирование, закрытый малоинвазивный остеосинтез под контролем электронно-оптического преобразователя, методы стимуляции репарации костной ткани. По данным статистики, кафедра лечит более 12 тысяч человек в год, в это число входят и небольшие ортопедические операции.

Каждое подразделение в травматологическом отделении может проводить операции и по поводу острого эндопротезирования, например при переломе шейки бедра, и при деформирующих артрозах, врожденных заболеваниях тазобедренного сустава. "Сегодня мы занимаемся и эндопротезированием коленного сустава, но больных не так много, и это связано с дороговизной именно самого изделия. Еще одна интересная, можно сказать, уникальная операция - это блокирующий остеосинтез (его еще называют биологическим остеосинтезом), и на сегодняшний день это самый современный метод, применяющийся во всем мире. Сейчас идет научная разработка этого метода, готовятся к защите кандидатские диссертации, объясняющие его феномен", - говорит профессор Скороглядов.

Сегодня на кафедре используются самые различные отечественные и зарубежные имплантаты, металлические суставы. Надо признать, что изделия отечественных конверсионных предприятий чуть ниже качеством, но все же они есть и могут применяться для лечения травматологических больных в любое время. Вообще лечить травматологического больного дорого, ведь имплантаты стоят немало, и тут нельзя не сказать спасибо главным врачам больниц наших клинических баз, которые всегда идут навстречу, понимая, что кафедра и "город" - это единая система, позволяющая помогать больным травматологического профиля.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно