Примерное время чтения: 10 минут
292

Радость ясного взора

Надо признать, что не все, с чем мы расстались в 90-е годы, было плохо. Детская офтальмология в Советском Союзе была на очень высоком уровне, так как существовала единая система охраны зрения детей и подростков, которая обеспечивала надлежащий контроль за всеми структурами. В то время был Всесоюзный центр, который координировал работу, занимался научно-методическим руководством, и все новейшие разработки и методики своевременно доходили до всех врачей в стране и, более того, оперативно внедрялись в практику. Естественно, где-то все было организовано лучше, где-то хуже, но реально работала единая система детской диспансеризации, которая позволяла контролировать здоровье детей, а при необходимости вовремя начинать лечение.

"Осколки империи"

СОВРЕМЕННАЯ детская офтальмология, к величайшему сожалению, представлена разрозненными "осколками империи", точнее сказать, маленькими островками некогда единой и хорошо функционировавшей системы. В свое время система охраны зрения у детей и подростков была создана усилиями видных детских офтальмологов, и, конечно, прежде всего профессора Эдуарда Сергеевича Аветисова, который долгие годы был директором Всесоюзного центра охраны зрения детей и подростков.

"Сегодня подобные крупные центры переживают тягостные времена. Работает большое количество маленьких кабинетов и кабинетиков, где зачастую нет квалифицированных специалистов, нет хорошего оборудования. Так, в большинстве поликлиник отсутствуют автоматические рефрактометры, визометрия проводится с нарушением стандартных условий исследования. Все это ведет к снижению качества диагностики и лечения", - говорит врач-офтальмолог, руководитель клинического объединения Центров охраны зрения детей и подростков, кандидат медицинских наук Игорь Эрикович АЗНАУРЯН, с которым мы беседуем о проблемах современной детской офтальмологии.

Согласно нормативам численности врачей амбулаторного приема в детских городских поликлиниках должность врача-офтальмолога составляет 0,7 на 10 тысяч детей. Однако во многих детских поликлиниках офтальмологи работают на 1,5-2 ставки, что тоже неизбежно сказывается на качестве предоставляемых медицинских услуг. Похожая ситуация складывается и в существующих кабинетах охраны зрения (КОЗ).

Отсутствие современного оборудования, использование устаревших методик, недостаточная укомплектованность медицинским персоналом, нарушение цепочки кабинет охраны зрения (КОЗ) - стационар - КОЗ приводит к тому, что начатый лечебный процесс нередко прерывается. Поэтому родители ребенка вынуждены решать проблемы, связанные с лечением ребенка уже в период школьного обучения, в то время как все государственные кабинеты охраны зрения ориентированы в основном на дошкольников.

Чем болеют дети?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, проблемы в детской офтальмологии есть, и очень большие. Сегодня 30% детей в возрасте от 0 до 17 лет страдают той или иной патологией, приводящей к серьезным зрительным нарушениям. Это очень сказалось именно в период, который наступил после распада единой системы. Практически на сегодняшний день выросло целое поколение детей, которых врачи осматривали от случая к случаю. Суровая статистика говорит о том, что в этот период в 1,5 раза выросла заболеваемость по таким серьезным патологиям, как близорукость, амблиопия, глубокие нарушения функций зрительной системы при косоглазии, астигматизме и др.

Анализ заболеваемости болезнями глаз у детей показывает, что в основном преобладают следующие виды патологии:

1. Воспалительные заболевания придатков глаз (39%).

2. Аномалия рефракции (58%), амблиопия и косоглазие.

Воспалительные заболевания глаз в большинстве случаев просты в диагностике и эффективно излечиваются до полного выздоровления. Что касается аномалий рефракции и косоглазия, то это болезни, требующие углубленного офтальмологического обследования, очковой коррекции, энергичного и длительного лечения.

В любом случае чем раньше начато лечение, тем лучше. Аксиомой является понимание того, что если заболевания не лечить, то они прогрессируют, и при болезнях глаз это приведет к серьезным нарушениям остроты зрения и характера того, как человек видит окружающий мир. В конечном счете это мешает профессиональной ориентации, резко снижает качество жизни. А сегодня именно этому во всем мире уделяется большое значение, ведь очень важно то, как те или иные медицинские вмешательства улучшают или ухудшают качество жизни. Это напрямую связано с детской офтальмологией, т. к. основные болезни зрительной системы возникают именно в детском возрасте, тогда же они и закладываются и только позже трансформируются, меняются и переходят во взрослое состояние. Надо понять, что те заболевания, которыми страдают взрослые активного возраста (от 20 до 50 лет), в подавляющем большинстве закладываются именно в детском возрасте.

Среди детей первого года жизни наиболее распространены врожденные заболевания и аномалии развития зрительного анализатора, патология слезных органов, в возрастной группе от 1 до 3 лет - воспалительные заболевания придатков глаза, дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм, косоглазие. У детей от 3 до 7 лет увеличивается число конъюнктивитов, травматических повреждений глаз, косоглазий и амблиопий, а также близорукость. У школьников (7-13 лет) в последние годы отмечается распространение близорукости, в то время как травматические повреждения глаз, косоглазие, амблиопия, дальнозоркость снижаются.

Конечно, есть заболевания глаз, в развитии которых большую роль играет наследственная предрасположенность. В основном это касается таких болезней, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм и нистагм. Некоторые наследственные заболевания проявляются прямо с момента рождения либо уже в более позднем возрасте. Именно поэтому так остро стоит вопрос своевременных осмотров детей, когда, пропустив очередной этап, можно упустить заболевание на самой ранней стадии, а несвоевременно начатое лечение ведет к тяжелым последствиям.

"Еще раз следует напомнить, что есть определенные правила. Глазки младенца нужно смотреть сразу после рождения, затем специалист должен посмотреть ребенка в возрасте трех и шести месяцев, то есть в течение года не менее четырех раз, - продолжает Игорь Эрикович Азнаурян. - Дело в том, что разные болезни проявляются в разное время, и нужно просто вовремя заметить заболевание, и чем раньше, тем лучше.

Когда младенец подрастет, то нужно показать его офтальмологу в возрасте 2 лет и потом не менее раза в год. Следующий обязательный осмотр должен быть в 7 лет, перед школой. Ребенок должен находиться под наблюдением детского офтальмолога до тех пор, пока продолжается процесс активного роста и развития, т. е. до 14 - 15 лет, и мы готовы этим заниматься и сотрудничать с родителями. Именно поэтому были созданы региональные Центры охраны зрения детей и подростков, которые оснащены современным оборудованием и в которых работают специалисты, посвятившие всю жизнь детской офтальмологии".

Осторожно, лжелечение!

К СОЖАЛЕНИЮ, на непаханом поле проблем всей медицины и офтальмологии, в частности, густо прорастают сорняки лжелечения, заполняя собой возникший вакуум. Сегодня на рынке услуг предлагаются всевозможные методы, которые в лучшем случае не вредят. Например, вытяжка или экстракт черники. Эту на самом деле замечательную ягоду многие народные методы пропагандируют как панацею при любых заболеваниях глаз.

Такая вера в чернику заложена в нас практически на подсознательном уровне и идет от бабушек и дедушек. А недобросовестные предприниматели используют это, выпуская "лекарство", которое на самом деле является набором поливитаминов и в котором (возможно!) чуть больше некоторых витаминов и микроэлементов, действительно полезных для зрительной системы. Для "лечения" туда добавляется вкусовая добавка, напоминающая вкус черники. Затем все это продается, но не как набор поливитаминов или микроэлементов, а как специальное лекарство от всех глазных болезней.

"Естественно, любой набор поливитаминов и минералов полезен даже здоровому человеку, причем полезен не только для глаз, но и для всего организма. Особенно в нашей северной стране, где в течение круглого года нет достаточного количества витаминов и солнечной инсоляции в осенне-зимний период. Это касается и детей и взрослых, но говорить о том, что это лекарство, просто нечестно, ведь люди принимают этот препарат для того, чтобы вылечиться. Что происходит с пациентами дальше, можно сказать по нашему опыту, а сталкиваемся мы с результатами такого "лечения" ежедневно. Человек полностью уверен, что проходит лечебный курс, а на самом деле ничего не происходит, и если у него есть глазная патология, то витаминами ее не вылечишь и процесс прогрессирует. Особенно это опасно у детей, чей организм находится в постоянном развитии и где упущенное время наиболее опасно".

Еще одна удочка, на которую ловятся доверчивые пациенты, - это разнообразные полидиафрагмальные очки с мелкими дырочками, производители которых обещают быстрое излечение. На самом деле там используется обычный оптический эффект, который связан с тем, что через узкую диафрагму всегда увеличивается глубина резкости. Это знает любой близорукий человек, потому что когда он прищурится, то всегда увидит чуть больше, чем если будет смотреть спокойно, широко открыв глаза. Этот принцип используется и в фотографии, когда снимок делается через узкую диафрагму и снимки получаются резче, нежели при широко открытом объективе. Поэтому в солнечную погоду снимки всегда более четкие, чем в пасмурную или при ночном освещении. Но оптический эффект при применении очков, использующий этот принцип, - это не лечение, тем более не обещанная тренировка мышц глаза. И, снова поверив, пациент упускает время.

Среди серьезных врачей никто не против того, чтобы желающие носили очки в мелкую дырочку, но нельзя это подавать как метод лечения.

Еще одна проблема связана с появлением большого количества самых разных приборов, которые, судя по рекламе, оказывают "чудесное" воздействие на всю зрительную систему. Надо сказать, что некоторые из них действительно имеют лечебное значение, но чаще всего они затрагивают лишь один аспект заболевания. Надо понять, что один отдельно взятый прибор не может решить проблему в целом.

Люди должны знать, что есть приборы, которые просто вредны при различных глазных заболеваниях, а они широко продаются, и их можно встретить чуть ли не в каждой поликлинике. Дело в том, что часто простота в применении и отсутствие забот в отношении квалифицированного персонала являются решающим фактором в приобретении подобного "оборудования". Поставил этакую "чудо-технику", посадил перед экраном ребенка - и процесс пошел, а на самом деле ничего не происходит. Специалисты-офтальмологи бьют тревогу, а им отвечают, что это не вредно, но если это так, то об этом должны знать и родители ребенка, которому проводят подобное псевдолечение.

Приблизить помощь

ВСЯ совокупность неблагоприятных факторов: цивилизационный бум в пору разрозненности системы детской офтальмологии, постоянный рост заболеваемости глаз у детей, определенный вакуум в предоставлении квалифицированной помощи большому числу нуждающихся, засилье "шаманской медицины" привели к тому, что в противовес этому было создано клиническое объединение Центров охраны зрения детей и подростков.

На сегодняшний день в Москве в различных частях города работают две клиники, позже планируется увеличить их число. Как правило, лечение глазных болезней у детей состоит из двух частей: хирургической и консервативной. Причем если хирургическая составляющая довольно короткая и заключается в том, что пациента кладут в клинику, оперируют и выписывают, то консервативная часть в дооперационный период и в период долечивания - это процесс достаточно длительный. Например, в этот период ребенка нужно каждый день водить на процедуры, и здесь проблема встает именно с месторасположением клиник.

"Для того чтобы, с одной стороны, решить вопрос общей методологии, а с другой стороны, приблизить помощь поближе к пациентам, мы решили организовать сеть Центров охраны зрения детей. Это решит многие вопросы и позволит работать в единой системе и под научно-клиническим контролем, - считает руководитель Центра Игорь Эрикович Азнаурян. - Бороться с теми явлениями, о которых говорилось выше, можно только реальной работой, и жизнь показывает, что это единственно правильное решение, так как административные меры не действуют".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно