В регионах по-прежнему не хватает врачей, даже московские поликлиники нуждаются в специалистах. Грозное слово "распределение" всегда внушало выпускникам страх, зато помогало пополнять кадры врачей в отдаленных районах. Сегодня никто не отправит молодого медика на село без его желания. Кто же будет нас лечить? Конкурс в медицинские вузы растет, ежегодно выпускаются тысячи специалистов. Какие направления они выбирают и где гарантия, что все поедут жить в регионы, чтобы работать в местных поликлиниках и больницах?
ОКАЗЫВАЕТСЯ, распределение существует и по сей день. Любой выпускник медвуза может выбрать себе работу по специальности. "В Российском государственном медицинском университете, как и во многих других вузах страны, создан отдел по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников, - рассказывает старший инспектор отдела Нелля Федоровна ИСУПОВА. - Сюда стекаются заявки от различных учреждений и ведомств, поддерживаются личные контакты с управлениями кадров департамента здравоохранения Москвы, облздравов, РАМН и РАН, НИИ Минздрава и других ведомств, которые заинтересованы в наших специалистах. Трудоустроены практически все, за исключением учащихся из стран СНГ и тех, кто трудоустраивается сам по личному заявлению. Просто выдать диплом и отправить выпускника на все четыре стороны мы не имеем права и этого не делаем".
Начиная с третьего курса основная масса студентов определяется в выборе специальности. На каждой кафедре есть научные студенческие кружки по узкой направленности, которые лично курирует завкафедрой и ведут опытные доценты или профессора. Поэтому многие студенты подходят к распределению уже профориентированными. Например, человек хочет идти в офтальмологию. После окончания университета молодой врач получает диплом о высшем профессиональном образовании без права постановки диагноза и лечения. Нужна постдипломная специализация: один год в интернатуре либо два года в ординатуре, после чего он получает сертификат. Ответственный за подготовку в клинической интернатуре на кафедре офтальмологии дает список поликлиник, больниц, где требуются врачи данной специальности. Выпускник выбирает подходящее место, берет у главврача запрос или гарантийное письмо (где обязательно присутствует фраза "с гарантией последующего трудоустройства") и приносит на комиссию по содействию в трудоустройстве. Комиссия направляет его в интернатуру или ординатуру согласно гарантийному письму главврача, в котором указана специальность.
Такой немаловажный момент, как зарплата, тоже учитывается. В запросе он не оговаривается, но если студента заинтересовала специальность, то в личной беседе с врачом ставятся все точки над "i". И если раньше выпускники стремились самостоятельно найти работу, то теперь стараются принести запросы. Некоторые обходятся и без них, так как на заседании комиссии обязательно присутствуют представители учреждений и ведомств, поэтому некоторым выпускникам тут же поступают предложения из первых рук.
Конечно, того госраспределения, которое было во времена СССР, уже нет, и москвича без его желания не пошлют в глубинку. Между прочим, остаться в столице - не такое уж частое желание выпускников - жителей регионов. Обычно они возвращаются в родные места. Диплом РГМУ котируется везде, и на практике еще не было случая, чтобы выпускник отказался уезжать домой. Конечно, кто-то хочет остаться поближе к ведущим медицинским центрам и хорошо зарабатывать. Но все прекрасно понимают, что "все и сразу" не бывает. Если у студента нет проблем с жильем и, главное, с регистрацией, без которой в Москве на работу обычно не берут, у него есть возможность остаться в столице.
Что касается регионов, которые нуждаются во врачебных кадрах, то они направляют запросы в департаменты здравоохранения, которые доводят до сведения выпускников, что в такой-то местности требуется врач по такой-то специальности. Желающие обычно находятся, потому что очень часто в регионах предоставляется жилье. Особенно это подходит семейным парам, которые образовались еще в институте. Недавно, например, к нам пришел запрос от одной из московских поликлиник, где студентам обещали не только приличные оклады, но и жилье. А санаторий Министерства обороны из Звенигорода многим иногородним выпускникам предоставил места, прописку в Подмосковье и квартиры. Так что работа в этом направлении ведется, хотя предоставление жилья - пока редкость.
Есть еще такое понятие, как целевая ординатура. Департамент здравоохранения субъектов Российской Федерации имеет право посылать на обучение в целевую ординатуру жителей своего региона, успешно закончивших учебу в московском или другом вузе. После окончания обучения они должны возвратиться домой.
Студентам, которые учились на "хорошо" и "отлично" и имеют рекомендацию ученого совета в ординатуру, Минздрав России может выделить места в ординатуре по месту жительства на основании запроса Минздрава республики, департамента здравоохранения области, края.
"Не хватает специалистов и в столичных поликлиниках, - продолжает Нелля Федоровна. - Поэтому в нашем университете правительством Москвы открыт московский факультет. Студенты заключают трехсторонние контракты и после окончания вуза должны отработать в первичном звене здравоохранения Москвы (например, в поликлинике) 3 года. В этом году состоится первый выпуск молодых врачей по специальностям "лечебное дело" и "педиатрия". Так что столичные поликлиники вскоре должны пополниться молодыми перспективными кадрами".
Патологоанатом + косметолог
В ОСНОВНОМ молодежь хочет работать в стационарах. Специальности выбирают самые разные: хирургия, отоларингология, офтальмология, урология, анестезиология и реанимация, травматология и т. д. Кстати, отоларингологи, урологи, дерматовенерологи, акушеры-гинекологи в Москве, например, на сегодняшний день практически не востребованы - штат укомплектован полностью. Хирурги и травматологи - тоже не дефицит. Многие студенты выбирают общую терапию, педиатрию - эти специальности чаще всего указаны и в запросах, которые присылают медучреждения. Крайне мало студентов идет в косметологию, 2-3 человека из выпуска. Эта специальность требует качественных знаний, длительного обучения и большой ответственности перед пациентами. Есть желающие освоить редкие профессии патологоанатома, судебного медика. В основном они требуются в бюро судебно-медицинской экспертизы. В целом из почти тысячного выпуска находятся приверженцы любой специальности.
Многие хотят работать не только в практическом здравоохранении, но и заниматься научно-педагогической деятельностью. Около 140-150 хорошо успевающих студентов ежегодно остаются в клинической ординатуре РГМУ. Часть из них потом поступают в аспирантуру, впоследствии становятся врачами, педагогами, учеными.
И даже, несмотря на то что в здравоохранении низкие зарплаты, конкурс в университете не становится меньше. Очень отрадно, что часть абитуриентов - дети врачей, которые продолжают династию. Значит, зарплата все-таки для студентов не главное.
Отучились и ...
ПО ДАННЫМ Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов, в прошлом учебном году почти 56 тыс. абитуриентов изъявили желание стать студентами вузов российского Минздрава. Наибольшая часть заявлений была подана на лечебное дело (около 45%) и педиатрию (около 20%). По 10% заявлений было отдано на стоматологическое и фармакологическое отделения, почти 6% - на медико-профилактическое и 3% - на сестринское дело. Намного возросла популярность клинической психологии и социальной работы.
Но, несмотря на престижность медвузов, их выпускников почему-то не хватает. Куда они исчезают, пока непонятно. Например, по данным московской службы занятости, в конце прошлого года все еще остро не хватало врачей-терапевтов и педиатров, младшего медицинского персонала. Поэтому город принял решение по первым двум специальностям брать иногородних граждан, вплоть до иностранцев. Места для врачей составляли в среднем 2% от общего числа вакансий, т. е. предлагалось почти 3 тыс. мест. Наиболее востребованы терапевты - около половины вакансий числилось за ними (46%), следом шли педиатры (10%), затем - стоматологи (5%), специалисты в лабораторной диагностике (почти 1,5%), неврологи, физиотерапевты, офтальмологи, патологоанатомы, гигиенисты, радиологи, диетологи (менее 1%). Постоянно требуются медицинские сестры, а также фармацевты, провизоры, психологи.
Но эти вакансии - лишь часть тех, которые востребованы городом. Не все организации подают запросы в департамент занятости. У многих особые требования к кандидатам, кто-то предпочитает обращаться за помощью в платные кадровые агентства, посылает запросы непосредственно в медицинские вузы или ищет кандидата по своим каналам.
Еще одна проблема нашего здравоохранения в том, что оно практически не информирует врачей о ситуации на рынке медицинских профессий, не повышает их престиж. Часто соискатели вакансии врача даже не интересуются местом в районной поликлинике - "все равно на такие деньги семью не прокормишь". А ведь мало кто знает, что зарплата терапевта в московских поликлиниках - примерно 12-15 тысяч рублей. Вполне достойные деньги, доход среднестатистической столичной семьи.
И все же почему и городские, и сельские жители зачастую не получают должной медицинской помощи из-за отсутствия специалистов? В этом смысле самые благополучные, без сомнения, столицы - Москва и Питер. И хотя, как выяснилось, большинство выпускников медвузов отправляются "по домам", региональные поликлиники пустуют. Может быть, потому, что польстившийся на жилье в каком-нибудь поселке медик втайне мечтает продать свою квартиру в глуши и отправиться поближе к цивилизации - все в те же Москву и Санкт-Петербург. Напишите нам, как обстоят дела с медицинским обслуживанием в вашем городе, поселке, селе, деревне. И мы вместе разберемся, куда "уплывают" специалисты самой нужной человеку профессии.