Юрий Александрович КУЗЬМЕНКОВ - артист поистине народный. Его знают и любят зрители, он заразительно остроумен и открыт для всех, для самой жизни, но бескомпромиссно нетерпим к подлости, предательству и хамству. И его многочисленные киногерои несут в себе кузьменковские черты: честность, дружелюбие, умение постоять за себя.
- МНЕ всегда казалось, что при вашем жизнелюбии вы вообще не знаете, что такое стресс...
- Это не так, к сожалению... Меня удивил ваш звонок с предложением поговорить на тему стрессов - как раз в тот момент, когда я выходил из стресса, длившегося у меня все лето. Понимаете, иногда стресс - это внезапный шок. А есть еще длительный стресс, когда поначалу ты даже его не замечаешь. Просто пружина внутри сжимается и сжимается, пока наконец ты не понимаешь, что попал в ситуацию, требующую определенного решения. Вот это и есть стресс. Что же касается лично меня - представляете, каким должен быть этот накопившийся стресс, чтобы я решился уйти из Театра Моссовета, в котором прослужил 40 с лишним лет, в другой театр? Но как еще я мог поступить, обнаружив, что на полтора года вперед для меня не предназначено никаких новых ролей? А в Театре Российской армии мне сразу предложили пьесу Островского.
- С театрами происходит что-то непонятное - за актеров никто не держится. А еще что поражает - в юности я убегала в театр, когда мне было плохо, чтобы там обрести душевное равновесие. А сейчас наоборот - полно спектаклей, после которых просто хочется повеситься!
- Да, вполне может быть. Растерялись люди. Растерянность в лицах писателей, художников, артистов, драматургов... Открыли золотую клетку, птицу выпустили: "Давай лети!" А она летать-то разучилась и не знает, куда лететь. Поэтому и смотреть-то нечего. Кто-то бросился показывать худшее - бандюков этих. Кому в прежнее время пришло бы в голову прославлять бандюков? Да, наверное, "Бригада" призы свои за актерскую работу, за операторскую получила заслуженно. Но ведь это же символом стало - бандитизм! Их еще и оправдывают! Оказывается, среди них есть не только плохие, но и хорошие - это среди бандитов! Да, мы играли "коммуняк", которых сейчас ненавидят, но все равно герои наши немножко были "от Христа". Есть, кстати, еще одно ужасное качество, которое в нас развивается, прямо-таки врастает в нас, - зависть. Я и себя часто ловлю на этом. Я его в себе жгу, выжигаю, но оно растет! И зависть тоже создает стрессы. Вот говорят - есть белая зависть. Врут люди! Зависть, она и есть зависть, как ты ее ни назови. Чего еще актеру не хватает, отчего у него стрессы? Да от зависти - к одному коллеге, к другому... И этим ты убиваешь себя. Они, конечно, все тоже люди, со своими слабостями - дирекция, режиссеры. И в чем-то я их понимаю. Но актер, как цветок: если его не поливать, он завянет. И если актера все время пилить, унижать, оскорблять, он ничего не создаст. А сейчас есть такая режиссура, которая и обижает, и оскорбляет. Правда, меня лично никто крупно не обижал, потому что я могу и в харю дать! И не посчитаюсь, что это какой-то, к примеру, режиссер. Чтобы заткнулась пасть, которая изрыгает оскорбления! Разве можно унижать человека? Да никого нельзя унижать!
- Но вас, по-моему, помимо умения постоять за себя всегда спасало в сложных ситуациях великолепное чувство юмора?
- Я на все смотрю с юмором, он во мне не иссякает. Юмор - наша народная черта. Без него как можно было бы смотреть на все то, что сейчас творится?
- А правда, что вы как-то в костюме легионера ехали в метро?
- Да, было дело... Давно, правда, - в студенческие годы. А студентом я был шустрым! Выходил спектакль "Цезарь и Клеопатра", где участвовали и мы, студенты, хотя и в массовке. Заспорили как раз на почве юмора - кто на что способен. Я и говорю: "Можно в кирасе с пикой проехать в метро!" Мне говорят: "Ну ты скажешь!" Поспорили на продукт, который во все времена имеет обменную категорию в жидкой валюте. И я: "Эх! Была не была!" Надеваю кирасу, беру пику в руки и быстрым шагом выхожу из театра, прохожу по улице Горького, захожу в метро. Контролерша посмотрела на меня, успела только открыть рот, а я уже на эскалаторе. Влетаю в вагон - с копьем! А ребята - в соседний и через стекло смотрят. А я еще по условию спора должен был не засмеяться, не улыбнуться ни разу. Ну, люди в моем вагоне реагировали по-разному. Один говорит: "О-о-о! Кино, что ли, снимают?" Другой сказал: "Сумасшедший!" А девушка, рядом с которой я сел, оторвала взгляд от книжки, которую читала, взглянула на меня и чуть не заплакала. Ну, до "Сокола", как было условлено, я в таком виде доехал!..
- Посоветуйте: как сохранить бодрость духа на всю жизнь?
- Ох, не знаю!.. Если бы я мог на это ответить, не попадал бы, наверное, в стрессовые ситуации...
- А какие, по-вашему, у человека должны быть взаимоотношения с собственным здоровьем? Надо ли холить и лелеять свой организм, прислушиваться к нему?
- Здоровье нам достается от предков - все эти хромосомы. И надо его не то чтобы беречь - тот, кто бережет здоровье, наоборот, быстрее хиреет. Потому что здоровье надо использовать, идти от противного, всячески себя закаливать. Здоровье нужно тратить! Вот тогда оно начинает приобретать иммунитет, становится крепче. К примеру, если играешь роли "с кровью", с полной самоотдачей, то у тебя от этого больше здоровья появляется, даже если ты играешь смерть, когда твоего героя убивают или он умирает. Хотя, казалось бы, смерть - какое тут может быть здоровье? Нет, наоборот, - ты счастлив, что сумел достойно сыграть это. И вот этот стресс в хорошем смысле, это счастье от удачно сыгранной роли повышают тебе здоровье. Поэтому неверно говорят: "Он столько тратится, не жалеет себя!" Нет! Мои гены говорят мне, что надо тратиться, тогда и здоровье будет. Надо затрачиваться, не жалея себя ни в чем, до конца идти! А сколько проживешь, это уже не от нас зависит - это все от Бога. И там уже все предрешено. И правильно говорится: "Душа обязана трудиться". Так же и здоровье - надо, чтобы оно трудилось, чтобы воплощало твои стремления. Надо тратить себя. Надо жить! А то: "Ой! Что-то кольнуло..." Ну кольнуло! Ну и что?
- Почешись и иди дальше?
- Вот именно! Как в том анекдоте. Хотя честно могу сказать: болячек много за всю жизнь я приобрел. Особенно много уже не поднимешь - то радикулит какой-нибудь, то еще что-то. Но ни в коем случае нельзя поддаваться этим болезням! Да, лечиться надо, но не валяться в постели, тем более - не страдать! Болезнь, знаете ли, очень любит страдание, когда ты эту самую болезнь лелеешь. И вот она так и растворяется в тебе. А все вокруг ходят тихо - ты болеешь, тебе плохо. Не надо! Сопротивляйся! И оно, твое здоровье, с удовольствием тебе в этом поможет.