К ХОРОШЕМУ привыкают быстро. Тот, кто многократно испытал радость победы, желает ощущать ее снова и снова и превращается в агрессора. Это доказали российские ученые, изучающие агрессивное поведение мышей.
Доктор биологических наук, заведующая сектором нейрогенетики социального поведения Института цитологии и генетики СО РАН Н. Н. Кудрявцева доказала, что постоянный социальный успех превращает победителя в агрессора.
Жизнь любого животного, будь то насекомое или примат, немыслима без агрессии. Животное становится агрессивным, когда ему больно или страшно, когда надо защищать территорию, самку или детенышей или выяснить, кто тут главный. Хотя в природе поводов для агрессии очень много, до жестокой драки, а тем более до убийства дело доходит редко. Самцы по запаху, виду и поведению друг друга понимают, кто сильнее, и слабейший отступает. Тем не менее жизнь такова, что самцы всегда должны быть готовы к агрессии. Они накапливают агрессивную энергию, которая ищет выхода. Если повода к агрессии долго не представляется, "спусковым крючком" может послужить любая мелочь. Так же ведут себя некоторые люди. У них сформировалась привычка к постоянному агрессивному поведению.
Довольно часто этим грешат люди определенных профессий: военные, милиционеры, охранники, профессиональные спортсмены (боксеры или хоккеисты). Такой вид агрессии психологи называют обученной. Объяснить, что же происходит с такими людьми, позволили лабораторные исследования на мышах. Самцов держали парами в небольшой общей клетке, разделенной прозрачной перегородкой с отверстиями, позволяющей животным видеть, слышать и обонять друг друга, но исключающей физический контакт. Раз в сутки перегородку убирали, и животные тут же кидались выяснять отношения. Уже в первых столкновениях становилось ясно, кто победитель, а кто побежденный. Каждый день победитель упивался успехом. В естественных условиях таких ситуаций не бывает, поэтому со временем победители со стажем стали вести себя ненормально: они стали очень активны, агрессивны, раздражительны и тревожны. В поисках выхода для своего раздражения самцы кидались на все подряд: на другого самца в позе подчинения, на самку, на руку экспериментатора. Исследователи пришли к выводу, что у самцов с большим опытом агрессии формируется внутреннее побуждение нападать и угнетать другого самца, поскольку с этим ранее были связаны положительные эмоции, сопровождающие победу над поверженным противником. За эти эмоции ответственны опиоидэргические системы мозга. На эти же системы воздействуют и опиатные наркотики. Мозг "привыкает" к положительным эмоциям так же, как к наркотикам, и, чтобы вновь испытать радость победы, нужен более сильный раздражитель. Поэтому привыкшие к победам самцы становятся все агрессивнее. Если изолировать "подсевших" на победу мышей, они не только не успокаиваются, но становятся еще более буйными. Вновь оказавшись в одной клетке с партнером, они бросаются в драку с удвоенной энергией. Чем дольше мыши-победители просидели в одиночном заключении, тем более агрессивными они стали. Можно сказать, что все это время они копили агрессивную энергию, которая теперь вырвалась наружу.
Н. Н. Кудрявцева отмечает, что провоцировать агрессию может не только опыт побед, но и длительное пребывание в любой неблагоприятной обстановке. При постоянном физическом или психологическом дискомфорте агрессия развивается даже у особей, не склонных к ее проявлению. Нейрофизиологическим механизмом в этих случаях служит накопление негативных эмоций, запускающих агрессию раздражения и страха, которая не проявилась бы при кратковременном действии негативных факторов.
То, что агрессивная энергия накапливается и ищет выход, предположил еще выдающийся этолог и нобелевский лауреат Конрад Лоренц. Ученый прилагал свою концепцию и к человеческому обществу, в частности, объяснял избытком агрессивной энергии действия мировых лидеров, развязывающих войны и уничтожающих огромное количество людей. В свое время большинство ученых отвергло эту идею Лоренца, но теперь у нее есть и теоретическое, и экспериментальное подтверждение.