ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о спинном мозге как об активном партнере головного в определенных сферах обучения возникло недавно. Сформировалось оно под воздействием небольших, но важных открытий в физиологии, неврологии, психологии и физиотерапии. Большую роль сыграли в его формировании и опыты на животных. Благодаря им удалось разработать методику лечения больных, парализованных из-за повреждения спинного мозга.
Долгое время считалось, что в ведении спинного мозга были одни безусловные рефлексы, вроде дрожания от холода или отдергивания рук от огня. Даже слюной павловских собачек командовал головной мозг, ибо слюноотделение было результатом обучения, а об обучении спинной мозг не мог и мечтать. Однако постепенно ученые пришли к другому мнению, и никто уже не мог опровергнуть того очевидного факта, что спинной мозг обладает достаточной гибкостью и пластичностью, чтобы откликаться на воздействия и сохранять их в памяти. Стало ясно, что в "низшей" нервной системе происходят те же структурные и химические процессы, что лежат в основе обучения и памяти в высшей.
Сотрудники лаборатории нарушений нервной системы при департаменте здоровья штата Нью-Йорк, возглавляемом доктором Джонатаном Уолпоу, заметили, что тренировка обезьян и крыс, направленная на изменение величины одного из рефлексов, вызывает длительные анатомические и физиологические перемены в спинном мозгу, причем эти перемены сохраняются при полном разрыве связей с головным мозгом.
То же самое можно видеть и у человека. 10 лет назад Бернд Пачел, школьный учитель из городка близ Карлсруэ в Германии, вел свою машину, задремал на секунду и врезался в столб. В результате - паралич обеих ног, правда, неполный. Чувствительность ноги не утратили, а левая даже могла немного двигаться. Но ходить Пачел не мог. Через 6 лет после аварии его включили в экспериментальную программу, которую вел в своей клинике Антон Верниг, профессор Боннского университета. В клинике на Пачела надели ремни, смахивающие на сбрую, закрепили ноги в особом положении, и, держась за поручни, он начал шагать по модернизированной беговой дорожке. Привезли его к этой дорожке в передвижном кресле, а через несколько недель он уже ходил, опираясь на специальное приспособление, и ходит так и по сей день. Налицо обучение, обусловленное активностью, то есть серией особых движений, подкрепляемых чувственной информацией, которая каким-то образом переучивает спинной мозг. Теперь и 44 пациента доктора Вернига с повреждениями спинного мозга прошли тренировку на беговой дорожке, и 38 из них расстались с креслами на колесах. Для начала совсем неплохо.
Методика доктора Вернига вызвала большой интерес в США. Она применяется в пяти американских городах, и первые вылеченные пациенты уже появились.