Люди болели всегда и везде. Мы как-то все к этому привыкли, ибо прожить жизнь, не перенеся хотя бы простуду, удавалось, наверное, единицам, и эти люди (если бы такие нашлись) были бы достойны занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Мы привыкли к тому, что болеем сами, что болеют люди вокруг нас, но мы - взрослые. Можно ли привыкнуть к тому, что болезнь поселилась в организме ребенка? Кто в этом виноват, как помочь, как предотвратить саму возможность несчастья? Наш разговор сегодня с директором Московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ Александром Дмитриевичем ЦАРЕГОРОДЦЕВЫМ.
- Есть ли у нас здоровые дети?
- Да, конечно, но их с каждым годом становится все меньше и меньше. Группа здоровых детей составляет порядка 30%. Различные функциональные нарушения (кариес и т. п.) есть у 40-50%. Если же проводить углубленное медицинское обследование, то окажется, что абсолютно здоровыми можно считать только 6-8% детей.
Во многом такое положение с детьми объясняется здоровьем их родителей. Количество нормальных родов постепенно сокращается и на сегодняшний день составляет всего лишь около 30%. Соответственно 70% - это уже различные осложнения во время родов, а раз есть осложнения, значит, и вероятность нарушений в состоянии здоровья детей возрастает.
- В последние годы количество больных детей увеличилось или оно остается сравнимым с тем, что было 10-20 лет назад?
- К сожалению, уровень заболеваемости за последние годы хотя и незначительно, но растет. За последние 5 лет он составляет 2-3 тысячи на 100 тысяч населения ежегодно. Это небольшой показатель, но тем не менее такая тенденция прослеживается. Рост идет по всем основным классам болезней, которые формируют хроническую патологию детского возраста.
- Чем же болеют наши дети?
- Как и 20-30 лет назад, на первом месте стоят заболевания органов дыхания. Из 100 тысяч детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно ими страдают 80 тысяч. У подростков этот уровень меньше и составляет 42 635 на 100 тысяч.
- Почему снижается количество больных в более старшем возрасте?
- Это прежде всего связано с уменьшением частоты респираторно-вирусных инфекций в старшем возрасте. Известно, что на первом году жизни дети могут переносить респираторные инфекции до 5-6, а иногда и до 10 раз. Эти инфекции входят в разряд заболеваний органов дыхания.
На второе место в структуре детских болезней в последние годы вышли болезни нервной системы и органов чувств. Почти 16 тысяч на 100 тысяч населения. Сюда входят различные вегетососудистые дистонии, поражения нервной системы. Лет 20-30 назад они занимали 4-5-e места.
Следующие по частоте - заболевания органов пищеварения. За школьные годы количество детей, имеющих болезни желудочно-кишечного тракта, возрастает в 2-4 раза. Объясняется это главным образом неправильным питанием.
На 4-м месте у детей инфекционные и паразитарные болезни. У подростков на 4-м месте травмы и отравления.
- Сравнимы ли наши дети по заболеваемости с детьми в других странах? Есть ли какие-то национальные особенности детских болезней в России?
- Если говорить о структуре заболеваемости, то могут меняться ранговые показатели. Допустим, инфекционные болезни в развитых странах могут занимать 10-20-e места, а у нас 3-4-e. Речь может идти и об уровне заболеваемости: у нас она, конечно, значительно выше. Недаром считается, что уровень заболеваемости детей свидетельствует о степени развитости того или иного государства. Лет 15 назад проводился опрос школьников у нас и в Америке, что бы они поставили на первое место в системе ценностей. Американские дети на первое место поставили здоровье, наши школьники отнесли его на 4-5-е места, а на первом были мотоциклы, велосипеды, телевизоры и т.п. За рубежом принято считать деньги: если будешь часто болеть - будешь тратить много денег на лечение, поэтому, если хочешь жить хорошо и богато, береги свое здоровье.
- С другой стороны, наши люди привыкли к тому, что, за исключением последних 10-15 лет, они могли себе позволить думать: заболеешь - вылечат...
- Естественно, но сейчас многие начинают понимать, что денег на лечение требуется много.
- Поэтому не всегда идут к врачу, а занимаются самолечением как себя, так и детей...
- Да, и это очень опасно.
Лечить должен врач, а не родители
Санитарная грамотность нашего населения оставляет желать лучшего. Родители будущего ребенка слабо представляют себе методы лечения и профилактики различных травм, отравлений, несчастных случаев. Родители должны знать первые признаки появления болезней, чтобы в возможно более ранние сроки распознать ее появление и не запустить ее. Самолечение крайне недопустимо. Ни один родитель, какой бы он ни был, не имея специального образования, практики, не может заниматься самолечением. Другое дело, когда речь идет о доврачебной помощи, которую должен оказывать взрослый ребенку в ожидании вызванного им врача. Например, у ребенка появился жидкий стул, родители на это не обращают внимания, думая, что сейчас они ему дадут крепкого чая, стул закрепится, и проблема, таким образом, решится. Однако серьезная кишечная инфекция прогрессирует, ребенок начинает терять большое количество жидкости, становится вялым, апатичным, в итоге его организм доходит до тяжелой степени обезвоживания, ребенок поступает в больницу, начинают его лечить, и не всегда все заканчивается благополучно.
Примеров много. Что нужно, например, делать, если у ребенка наступило удушье, что бывает при некоторых респираторных патологиях. Родители должны знать, что ребенку надо организовать доступ теплого воздуха, успокоить его, дать теплое питье.
Или у ребенка повысилась температура. Если взрослый может выдержать и 38, и 39, и 40 градусов (даже отмечено, что чем выше температура - тем короче лихорадочный период), то у детей особенно первых трех лет жизни допускать повышение температуры выше 38,5 градуса нельзя. А у детей, склонных к судорогам, температуру надо снижать и при более низких показателях, поскольку судороги приводят к еще большему повышению температуры, к кислородному голоданию, к отеку мозга и т. д. Итак, надо снижать температуру.
Жаропонижающих средств сейчас очень много, однако не все родители знают, что именно можно давать ребенку, и вообще существуют ли какие-то ограничения или приоритеты на этот счет. А они существуют.
На сегодняшний день наиболее безопасными средствами для снижения температуры у детей считаются парацетамолсодержащие препараты. Аспирин при ряде вирусных инфекций (грипп, ветряная оспа) может вызывать у них тяжелые поражения печени с формированием так называемого синдрома Рея и со 100%-ным смертельным исходом. Кроме того, в тяжелых случаях гриппа аспирин может вызвать повышение порозности (проницаемости) сосудистой стенки, приводить к появлению кровоизлияний (геморрагический синдром).
Анальгинсодержащие препараты также обладают побочными действиями, в результате их приема могут развиться агранулоцитарные реакции, вплоть до агранулоцитоза и апластической анемии. Поэтому Всемирная организация здравоохранения в "Руководстве по лечению острых респираторных инфекций" рекомендует использовать парацетамол или парацетамолсодержащие медикаменты при лечении лихорадки у маленьких детей. Однако родители всего этого не знают, и согласно опросам 20% из них дают детям при температуре аспирин и 20% анальгин, то есть 40% лечат не тем, что является наиболее безопасным. Конечно, если ничего другого нет, из двух зол надо выбирать меньшее. Однако рынок у нас сейчас достаточно насыщен, и подобные ситуации случаются редко. Кроме того, родители должны знать, как без помощи жаропонижающих средств или в ожидании их действия снизить у ребенка температуру, - ребенка раздеть, обтереть камфорным спиртом и т. д.
Прививки новые и старые
- Сейчас многие родители отказываются от вакцинации, невнимательно относятся к результатам медицинских обследований...
- Лет 5-6 назад это было очень серьезной проблемой. Вы помните, наверное, кампанию, во время которой критиковались отечественные вакцины, говорилось, что они несут множество побочных действий, появилось много медицинских отводов и отказов от прививок. Например, в 1993 году охват прививками составлял 70%, и у нас свирепствовала дифтерия (1993-1995 гг.), около 400 детей ежегодно погибали от этой инфекции. В 1997 году привили 96% детей, и к 1996 году дифтерия была сведена до единичных случаев.
Вообще, если посмотреть по календарю обязательных прививок у детей, то мы видим, что по группе управляемых инфекций мы сейчас увеличили охват детей прививками. В результате заболеваемость коклюшем снизилась примерно в два раза за последние пять лет - охват прививками возрос соответственно с 65 до 89%. Против полиомиелита каждый год прививали порядка 85% пять лет назад, и у нас были случаи этого заболевания (взять хотя бы случаи полиомиелита в Чеченской Республике, когда заболело 188 детей). С 1996 года мы стали проводить сплошную иммунизацию детей, в итоге с этого времени не зарегистрировано ни одного случая полиомиелита.
Сейчас стали делать прививки против гепатита В, против корьевой краснухи. Раньше считалось необязательным делать прививки против корьевой краснухи, поскольку практически все дети ходили в сады, и при возникновении краснухи все ею переболевали в раннем возрасте, проблема краснухи не стояла так остро. А она ведь очень опасна для взрослых людей, главным образом женщин, особенно в период беременности, поскольку существует опасность выкидыша или рождения ребенка с уродствами. Сейчас, когда у нас организованного детства стало значительно меньше, детей, особенно девочек, надо прививать против этой болезни.