ПОД тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?" Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе ("У меня не получится").
Кроме тревожности, являющейся стабильным свойством личности человека, существует и ситуативная тревожность, вызванная стрессовой ситуацией (например, болезнь, потеря близкого человека). Она всегда имеет конкретную причину, это состояние не бывает длительным.
Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Они часто испытывают чувство страха перед неизвестным и поэтому редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду или школе, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Знакомясь с новыми людьми, тревожный ребенок ведет себя очень робко, не сразу идет на контакт, постоянно оглядывается на родителей.
Как же возникает тревожность?
ИЗВЕСТНО, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.
Если общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, если родители устанавливают большое количество ограничений и запретов, постоянно одергивают и контролируют ребенка по мелочам, то он теряет уверенность в себе и в собственных силах, постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает что-нибудь не так, т. е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.
Если у ребенка сложились близкие отношения с одним из родителей, обычно матерью, и общение носит демократичный характер (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением), но родители - тревожные, мнительные, неуверенные в себе люди, то, установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т. е. способствует формированию тревожности.
Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
Формированию тревожности способствуют частые упреки, вызывающие чувство вины ("Ты так плохо себя вел, что у мамы заболела голова", "Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся"). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.
Как снизить тревожность?
Необходимо обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.).
Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушку и т. д.).
Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
Обращать внимание на обстановку, которая складывается дома, в детском саду или школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют снижению общей тревожности ребенка.