Знание особенностей темперамента ребенка помогает лучше понять его личность, его сильные и слабые стороны и правильно строить воспитательное воздействие.
Ребенок или подросток ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА упорен, терпелив и медлителен. Темп его деятельности нетороплив, он не может быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Его предназначение - спокойный созидательный труд. Флегматик нуждается в предоставлении ему достаточного времени. Уединение и неспешность - его образ жизни.
Конструктивный подход:
Не пытаться излишне торопить, так как постоянная стимуляция детей с флегматическим темпераментом оказывает тормозящий эффект и приводит к еще большей скованности и потере инициативы;
Не делать замечаний относительно темпа их деятельности, чтобы не привести к развитию у детей-флегматиков неуверенности в своих силах, а у сверстников не создать чувство превосходства над ними ("он копуша, опять последним будет");
Создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. Это достигается своевременным формированием у детей соответствующих умений, обучением наиболее целесообразным способам организации своей деятельности;
Заблаговременно напомнить таким детям о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении срока завершения работы;
Способствовать развитию уверенности в своих силах, использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.
Дети ХОЛЕРИЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА очень активны, им свойственно чувство внутреннего напряжения или тревоги, трудно расслабиться. Холерики обретают покой только в самой бурной деятельности, и по своей природе они воины, исследователи, полководцы, ведущие других за собой. Для холериков естественны спартанские условия жизни, шишки и ссадины, для них - спорт мужественных, яростные увлечения, риск и натиск. Дети-холерики всегда находятся в зоне повышенного внимания и нередко считаются трудными.
Неконструктивный подход к таким детям выражается в жестком контроле за их активностью, в замечаниях, направленных на ограничение их потребности в активных действиях. Находясь в атмосфере постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на взрослого.
Конструктивный подход:
Не перегружать чрезмерной строгостью и ограничением активности и без того слабые тормозные процессы ребенка;
Дать полезное направление выходу детской энергии - приобщать к занятиям спортом, давать разнообразные поручения, в которых находит выход природная активность;
Использовать приемы сдерживания активности ("подожди начинать, сначала подумай еще раз"), попросить повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, поставить ребенка в позицию объясняющего, обучающего других (если ребенок при этом несдержан и резок, напомнить, что он должен быть внимательным и терпеливым, - это поможет ему упражняться в более спокойном и сдержанном поведении);
Организовать спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование, рисование, ручной труд);
Говорить с таким ребенком нужно спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашиваний.
Ребенок САНГВИНИЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью, общительностью. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке.
Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, "забыть" поручение и предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой смене привязанностей.
Конструктивный подход:
Формировать умение доводить начатое дело до конца;
Не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. К данным детям можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат;
Не следует поддерживать стремление детей-сангвиников к слишком частой смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому или иному занятию, показать его новые, привлекательные стороны, направить активность на освоение более сложных умений и навыков.
Дети с проявлением МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, вдохновляющий подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает высокие результаты. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.
Конструктивный подход:
Поддержать таких детей, вселить в них уверенность в свои силы, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью соответствующей положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в возможностях ребенка выполнить новое дело ("я знаю, у тебя должно получиться");
Не давать этим детям отрицательных оценок, не делать им замечаний при всех, так как это усиливает чувство неуверенности в своих возможностях;
Поручать детям такие дела, с которыми они справятся и результаты которых увидят сверстники (хорошо читает - почитать вслух, рисует - нарисовать или украсить что-нибудь). Успех окрыляет ребенка, он пытается решать все более сложные задачи;
Большое значение для таких детей имеют близкие контакты со взрослыми, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.