В июле этого года на берегу озера Иссык-Куль проходил Седьмой Международный фестиваль
"Юные таланты-99", организованный Международным благотворительным фондом "МЭЭРИМ". Фонд был создан в 1993 г. в поддержку материнства и детства. Нашему корреспонденту удалось встретиться с председателем этого фонда, первой леди Кыргызстана
профессором Майрам АКАЕВОЙ.
- Майрам Дуйшеновна, я уверен, что о фестивале юных талантов будет написана не одна статья. Но, может быть, вы можете выделить кого-то?
- Трудно выделить кого-либо. Хотелось бы отметить (только в качестве примера) Катю из Якутии (см. фото), исполнившую с партнером адажио из балета Адана "Корсар". Я помню ее с 1996 г. и сейчас поражена, как выросло ее мастерство, да и она сама.
- Сейчас Кыргызстан перестраивается из страны тоталитарной в страну собственников. Прежде чем строить капиталистические отношения, не стоит ли изучить, например, тибетский опыт? Отказаться от доктрины военного государства и в качестве главной цели культивировать практику здорового образа жизни для всего населения страны?
- В настоящее время руководство Кыргызстана трудится в режиме "ошпаренной кошки". И хотя правительство работает над перспективными планами, пока же мечтает только встать на ноги: решить текущие проблемы, связанные с зарплатой, пенсиями, инвестициями, банковской системой, строительством дорог, стабильностью экономического и политического климата, межнациональными проблемами, и многие другие. Безусловно, следует искать оптимальный путь развития страны с учетом географического положения, менталитета и традиций нации, природных ресурсов. Я думаю, когда критическая ситуация закончится, к этой проблеме, безусловно, следует вернуться.
- Как вы считаете, когда критическая ситуация закончится?
- Трудно давать прогнозы, но мы все надеемся на удачное разрешение этой проблемы. По крайней мере, Кыргызстан в числе десяти наиболее перспективных стран попал в инвестиционную программу Международного валютного фонда.
- Если человечество будет вести себя так же и в дальнейшем, то начало необратимой экологической катастрофы ученые предрекают через 20-30 лет. Что делает правительство Кыргызстана, чтобы, с одной стороны, вывести страну из кризиса, с другой - сохранить ее как экологически чистую зону?
- В Кыргызстане выделено 7 приоритетных направлений. Первое из них - образование, здоровье и наука. По выделению бюджетных средств на эти цели Кыргызстан занимает 6-е место среди всех стран мира. Другие направления - аграрный сектор, строительство дорог, легкая промышленность, лесоводство, гидроэнергетика, реконструкция промышленных предприятий.
Честно скажу, мне трудно оценить экологическую защищенность и значимость этих направлений. По крайней мере, по инициативе именно Кыргызстана ООН готовится к проведению в 2002 г. "Года в защиту гор". Страна к этому активно готовится.
- А чего не хватает сейчас киргизскому народу, чтобы построить процветающее государство?
- Мне кажется, что не хватает, во-первых, духовного здоровья нации, т. е. чувства ответственности отдельного человека за судьбу народа. Мы сейчас возрождаем дух Манаса, который является национальной идеей, поддерживающей каждого кыргыза, и объединяющего Кыргызстан в единое государство. Такого грандиозного устного памятника литературы, столетиями передававшегося из уст в уста, не было ни у одного народа мира. Его уже перевели на русский, английский, иврит, турецкий, хинди и переводят на многие другие языки мира.
Во время пребывания в Японии и при общении с японцами я почувствовала, что силы национального объединения (но не национального шовинизма) помогли японцам превратить Японию из беднейшей в самую богатую страну мира. При этом средний срок жизни достиг 80 лет, и каждый второй японец имеет высшее образование. Ежегодный национальный валовой продукт составляет 36 тыс. долларов на душу населения.
Второе, чего нам не хватает, это созидательной активности нашей интеллигенции. Увы, этот вакуум заполняется теми, кто громче кричит. А ведь хорошо известно, что прогресс любой нации стимулируется интеллигенцией.
- Майрам Дуйшеновна, у вас четверо детей, масса общественных и государственных забот. Как в
этих условиях вам удается поддерживать столь хорошую физическую форму?
- Я рассматриваю ваш вопрос как завуалированный комплимент, спасибо. Однако вы правы в том, что поддержание хорошей физической формы является просто необходимым условием, чтобы справиться с теми задачами, которые приходится решать. Я слежу за своим весом. При росте 165 см вешу 66 кг. Ежедневно примерно 25 минут делаю утреннюю зарядку. Каждый день зимой хожу босиком по снегу, летом по земле. Если я хотя бы один день пропущу обливание холодной водой, то заметно хуже себя чувствую. Вообще, что касается водных процедур, то я придерживаюсь системы Порфирия Иванова, хотя сейчас я стала понимать, что нужно расширить свой диапазон знаний, связанных с обеспечением здоровья.
Я никогда не курила и только по большим праздникам могу пригубить бокал вина. Изо всех сил стараюсь не есть сладкое, соленое, острое, жирное, не смешивать несочетающиеся продукты и есть как можно меньше.
- Как вы относитесь к религии?
- До перестройки я была атеисткой. Сейчас я полагаю, что в мире существует порядок вещей, установленный неким Высшим Существом. Я каждое утро и каждый вечер обращаюсь к нему с 10-15-минутной молитвой, прошу, например, чтобы он помог моим детям найти свою любовь, младшему - удачно сдать экзамен, мужу - успешно провести то или иное государственное мероприятие, моей маме - быть здоровой и жить долго.
- Майрам Дуйшеновна, вы родились в горах или на уровне моря? Геронтологи хорошо знают, что горцы живут дольше "равнинников".
- Я родилась в высокогорном чисто кыргызском селении Каракол, расположенном на высоте 3000 м. Семья была многодетная - пять девочек и три мальчика. Мой отец мечтал, чтобы все 8 детей получили высшее образование. У него был далеко не простой характер, однако его идея дать детям образование так захватила его, что в 1952 г. вся наша семья переехала в Казахстан в русское село Калинка и жила там до 1965 г. для того, чтобы дети как следует выучили русский язык. Отец очень хотел, чтобы мы учились в лучших вузах страны. Он долго колебался - направить меня в Москву или Ленинград, но все-таки остановился на Ленинграде. Там я познакомилась с аспирантом Аскаром Акаевым, теперь моим мужем.
О сроке жизни я пока, по крайней мере, не думаю. Смерти я не боюсь, но мне бы очень не хотелось долго и нудно болеть, мешая жить близким.
- Можно утверждать, что у Кыргызстана есть будущее, потому что во главе правительственной программы - образование, здоровье и наука, а женщина Кыргызстана занимает в обществе равное положение с мужчиной?
- Да, это так, поскольку все-таки женщина в основном воспитывает детей, ясно, что образованная и свободная женщина сделает это лучше, чем несвободная и необразованная. У кыргызов женщина всегда занимала особое место, она никогда не носила паранджу. У нашего народа давние демократические традиции. Сегодня у нас больше сотни женских движений, и есть даже женская демократическая партия. Еще в восемнадцатом столетии около полувека югом нашего государства правила женщина Курманджан-Датка, избранная, как сейчас говорят, на альтернативной основе. Ханами соседних восточных стран она была удостоена четыре раза высокого звания "Датка" - высшего титула для правителей женщин. Так что у нас вековые традиции. Для Востока глава правительства - женщина (да еще в XVIII веке), как вы догадываетесь, это нонсенс!