Новый перечень лекарств для льготников наделал много шума. Несмотря на то что в него включены самые современные препараты, он расширился и улучшился, люди выражают недовольство, звонят чиновникам и журналистам, требуют разобраться и жалуются. Многие не нашли в списке привычного препарата или не получили его в аптеке. Почему это происходит? Чем хорош или плох новый льготный перечень? Об этом беседа с заместителем директора Департамента фармацевтической деятельности Дмитрием Владимировичем РЕЙХАРТОМ.
- ГЛАВНОЕ отличие нового списка льготных лекарств от предыдущих в том, что он является федеральным, т. е. единым для всех регионов России. Ранее, когда в каждом регионе был свой список, люди были поделены на граждан "разного сорта" в зависимости от экономических возможностей региона. При составлении перечней в регионах обычно использовались торговые названия препаратов, а не международные непатентованные наименования (то есть по действующему веществу); в перечни включались торговые марки определенных производителей, чьи интересы иногда откровенно лоббировались.
Новый базовый перечень был составлен на основе списка жизненно необходимых лекарственных средств, насчитывает 322 международных непатентованных наименования, что составляет более 1800 торговых названий. Такого широкого перечня никогда в нашей стране не было.
Кроме того, параллельно с формированием льготного списка мы разрабатывали единые стандарты амбулаторного лечения. На сегодня установлено около 100 стандартов. Это позволит любому человеку получить соответствующую медицинскую помощь на современном уровне не только в крупных городах, но и в отдаленных районах.
- По каким критериям препараты отбирались для списка? Туда попали дорогие бренды или пытались экономить?
- Основными критериями отбора были эффективность, безопасность, переносимость лекарственного средства, его высокое качество. Все лекарства обязательно зарегистрированы в России. А ведь раньше в региональные перечни включались медикаменты довольно экзотические. Например, даже в Москве это были препараты из африканской сливы, экстракта пальмы и т. д. Они не имеют серьезной доказательной базы эффективности, безопасности. Включались определенные препараты, которые поставлялись только под льготные региональные программы и больше не были вытребованы вообще именно в связи с невысокой эффективностью. А цены на эти бренды подчас необоснованно взвинчены.
Для нового перечня торговые наименования отбирались Росздравнадзором исходя из соотношения цены и качества. Для этого попросили производителей дать реальную среднюю стоимость препарата на уровне высококачественного дженерика. Естественно, отсекались сверхвысокие цены на оригинальные бренды - мы не хотим платить за марку, у нас другая цель - лечение. По моей оценке, в среднем стоимость препаратов была снижена почти на 30% от цен на коммерческом рынке. Торговые надбавки также уменьшились.
- Результаты использования нового перечня уже есть?
- Должен сказать, что он получил высокую оценку у специалистов, поскольку дает врачам возможность применять разнообразные схемы лечения для каждого конкретного пациента. В течение января в среднем по стране выписано в 2,5 раза больше лекарств, чем в 2004 году. Есть и другие положительные результаты - в регионах снизился процент обращаемости в стационары. Дело в том, что до 2005 года добиться получения необходимого препарата часто можно было только в больнице. В результате люди, которых можно было лечить амбулаторно, занимали койку, стационары были перегружены.
- Если перечень стал больше, появились современные эффективные лекарства, то почему все же есть какое-то неприятие со стороны россиян? Люди нервничают, переживают. Как вы думаете, с чем это связано?
- Предположения, конечно, есть. В первую очередь сказалась напряженность людей, которая появилась в ходе общей реформы. Началось с того, что региональные власти спровоцировали ее неприятие тем, что неразумно провели монетизацию льгот по транспорту, и люди были возмущены, стали задавать вопросы, которые у них накапливались годами. Хочу сказать о тех политиках и политиканах, которые выводят людей на митинги, но на самом деле отстаивают свои личные интересы. Главное, чего лишились те чиновники, которые распределяют лекарства, - недобросовестно формировать свои экзотические перечни, включать в него угодные препараты, а потом их закупать. Наивно было бы полагать, что заинтересованные лица не будут пытаться дискредитировать программу. И это несмотря на то, что она предоставляет качественные лекарства по справедливым ценам.
Но человека не обманешь - если раньше он не получал лекарств, а теперь получает, это говорит само за себя.
- А как быть с реальными жалобами льготников, которые приходят в аптеку и не получают нужного лекарства, потому что его "не закупили"? Зато предлагают аналог, но уже за деньги.
- Это грубейшее нарушение. Все препараты, указанные в перечне по международным непатентованным наименованиям, в аптеке должны быть. Действительно, может сложиться ситуация, при которой отдельных торговых наименований нет, но обязательно предлагается абсолютно биоэквивалентный аналог и совершенно бесплатно.
Кроме того, никто не отменял постановление правительства N 890, которое было принято еще в 1994 году и говорит о том, что при угрозе жизни и здоровью человека из средств субъектов Федерации в исключительных случаях можно приобретать лекарственные средства. Это касается и изделий медицинского назначения (калоприемников, катетеров и т. д.). Также действует приказ, который утвердил отдельный перечень препаратов (из 39 международных непатентованных наименований), назначаемых врачебными комиссиями при таких заболеваниях, как, например, гемофилия, рассеянный склероз и др.
Факты злоупотребления нужно доводить до сведения территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальных управлений Росздравнадзора, можно направлять жалобы к нам, в Министерство здравоохранения и социального развития. Каждый факт будет расследован. Но убежден, что ситуация с отказом в получении препарата не носит массового характера. По всей вероятности, это лекарство было выписано в прошлом году по территориальной программе и не имеет отношения к программе по реализации льготных лекарств в 2005 году.
При этом возможно, что в первые недели января в отдельных регионах некоторых препаратов действительно не хватало. Это было связано с тем, что, например, в Нижегородской области за прошлый год было выписано 164 тыс. рецептов, а по состоянию на 25 января - уже более 200 тысяч. В Волгоградской области против 9 тыс. рецептов за год - 16 тыс. в январе. Аналогичная ситуация в других субъектах Федерации. А в аптеки был завезен четырехмесячный запас, исходя из потребностей 2004 года. Могли быть сбои, но, тем не менее, все рецепты были обслужены, проблема решалась оперативно с помощью резервов.
На сегодняшний день более 85% рецептов обслуживаются сразу на месте при обращении в аптеку - это очень высокий показатель, которого не было никогда. Всего около 3% рецептов признается недействительными. Остальные 12% лекарственных средств предоставляются гражданам в течение 10 дней. Если препарат жизненно важный, его должны поставить максимум в течение двух дней.
Убежден, что ситуация стабилизируется во всех регионах: сегодня все делается для того, чтобы медикаменты для льготников стали доступными в амбулаторных условиях в независимости от того, в каком регионе живет человек.