Примерное время чтения: 5 минут
150

ВИЧ у детей: как справиться с вирусом

Сегодня число женщин детородного возраста, инфицированных вирусом иммунодефицита (ВИЧ), в нашей стране, по официальным данным, приблизилось к 80 тысячам (реально их, конечно, больше). ВИЧ-инфекция своеобразно влияет на сексуальное поведение женщин. Случаев беременности среди них намного меньше, чем у неинфицированных женщин, зато сохраняют ребенка они гораздо чаще. Это связано с тем, что они тщательно планируют свою беременность. При этом шансы родить здорового малыша примерно 50 на 50. Если полагаться только на судьбу и волю случая. Однако современные медицинские разработки позволяют практически исключить риск передачи ВИЧ от матери ребенку. Рассказывает директор Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАМН Вадим Валентинович ПОКРОВСКИЙ.

НА СЕГОДНЯШНИЙ день число только зарегистрированных случаев инфицирования ВИЧ превысило 300 тыс. человек. Эта инфекция, к сожалению, не излечивается. Люди остаются постоянно зараженными в отличие от туберкулеза, больных которым сейчас насчитывается тоже 300-350 тыс. человек. Зараженный ВИЧ живет в среднем 11-12 лет. Поскольку заражаются молодые люди, заболевание грозит серьезными социальными и демографическими последствиями. Теперь в этот процесс вовлекаются и дети.

Не допустить

КЛАССИЧЕСКИЙ путь - передача вируса ребенку от зараженной матери. Правда, именно с такими ситуациями медицина научилась справляться лучше всего. Используется несколько подходов, которые вместе дают очень хорошие результаты. С помощью специальных противоретровирусных препаратов можно снизить концентрацию ВИЧ в организме. А она и определяет возможность передачи ВИЧ. Женщина должна получать препараты во время беременности и их усиленные дозы во время родов, потому что считается, что как раз при родах происходит большая часть заражения. Вирусу можно преградить "дорогу" чисто механически. Например, отменить грудное вскармливание, вылечить инфекционные заболевания половых путей - через неповрежденные покровы вирусу проникнуть намного сложнее. Помогает кесарево сечение как чисто механический путь, уменьшающий травматизацию плода. Заражения не произойдет, если вирус не пройдет первый цикл репликации. Поэтому, если ребенок тоже получает в первые дни жизни противоретровирусные препараты, это сильно уменьшает для вируса возможность перебраться в организм младенца. Наконец, очень важно правильно инструктировать женщину.

И подавить

НЕЛЬЗЯ забывать, что дети заражаются и во время сексуальных контактов. В нашем центре зарегистрировано 23 случая до 15 лет. Самая молодая девушка в 13 лет заразилась ВИЧ-инфекцией половым путем. И 2 случая гомосексуального заражения подростков до 15 лет. Кроме того, возможно инфицирование в результате нарушения медперсоналом санитарных норм (нам известно примерно 300 случаев). Плюс немедицинские парентеральные вмешательства - употребление наркотиков. Сейчас до 10 тыс. лиц моложе 18 лет ВИЧ-инфицированы. И этих детей нужно и можно лечить.

Сегодня существует 17 препаратов лечения ВИЧ-инфекции. Ими можно подавить вирус: он перестает уничтожать иммунные клетки в организме, наблюдается практически восстановление иммунитета. При некоторых схемах количество лимфоцитов, очень важное в терапии ВИЧ, возрастает до нормального уровня, такого же, как у неинфицированных людей. Все же и здесь есть проблемы. Большая сложность с диагностикой ВИЧ у новорожденных. Классический метод обнаружения антител не дает ответа сразу, потому что ребенок получает, как правило, материнские антитела. Поэтому часто приходится ждать до полутора лет, когда они исчезнут. И наконец, в очень редких случаях диагностика не помогает, а раньше появляется клиническая симптоматика ВИЧ-инфекции. Неясно, когда начинать терапию. Некоторые считают, что это во всех случаях надо делать уже на первом году жизни. Тем не менее опыт показывает, что многие дети, заразившиеся при родах или при грудном вскармливании, без клинической симптоматики живут 10-15 лет. Кроме того, мы не знаем, с каких препаратов начинать. То, что у нас их 17 в распоряжении, заставляет проводить длительные клинические исследования (а они у детей еще сложнее, чем у взрослых), чтобы выбрать оптимальный режим, наиболее подходящий для ребенка. Неизвестны все последствия применения этих препаратов. У взрослых они вызывают серьезные нарушения метаболизма. В отношении детей данных меньше.

Мне всегда приятно осознавать, что два первых ребенка, которых я наблюдал еще в 1985 г., благополучно закончили школу. Сейчас работают, вполне справляются со своими обязанностями. И это говорит о том, что, конечно, мы достигли больших успехов в лечении ВИЧ-инфекции. И добьемся еще больших успехов, если правильно организуем подходы и получим достаточно средств, чтобы лечить всех наших пациентов.

Языком цифр

БЕЗ медицинских вмешательств риск передачи ВИЧ от матери ребенку может достигать 50% (в среднем 30%). Только отмена грудного вскармливания снижает шансы вируса до 20%. Еще несколько процентов дает кесарево сечение. Если добавляется противоретровирусная терапия даже одним препаратом, вероятность передачи вируса уменьшается до 8%. Сейчас концентрация вируса активно понижается сразу несколькими препаратами. В принципе при такой комплексной стратегии можно дойти до нулевой отметки. И, как правило, в научных клинических исследованиях это достигается.

Однако, если с научной точки зрения вопрос профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку решен, на практике возникают проблемы. Риск держится на отметке примерно в 20%. Дело в том, что оптимальнее начинать профилактику с 24-й недели беременности. Многие же поступают только во время родов, когда и обнаруживается диагноз "ВИЧ-инфекция". Второй важный момент - организовать снабжение препаратами и обучить персонал, осуществляющий родовспоможение, и саму ВИЧ-инфицированную пациентку. Потому что, если та плохо инструктирована, она прикладывает ребенка к груди, и возникают нежелательные последствия. Только при постоянном надзоре и консультировании достигается полное прекращение передачи ВИЧ от матери ребенку. Сейчас в нашей стране решение этой проблемы в руках практического здравоохранения. Насколько быстро оно организуется, настолько быстро мы добьемся таких же результатов, как в Западной Европе и США, где в этой области наблюдаются буквально единичные случаи заражения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно