Росздравнадзор планирует ввести новую маркировку лекарств. Маловероятно, что фармпроизводители согласятся нести дополнительные расходы. Значит, опять залезут в карман потребителя?
И. Панов, Ставрополь
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития нас заверили, что существенного подорожания лекарств после введения новой маркировки не будет. Ведь добросовестные производители, наклеившие на свои препараты защитную марку, получат конкурентные преимущества перед поставщиками нелегальной продукции, смогут продавать больше лекарств, а значит, не станут тянуть с потребителей дополнительные деньги. Зато шансы купить в аптеке опасную подделку у нас сильно уменьшатся.
"Специальная марка (небольшой прямоугольник с рисунком и цифровым кодом) на упаковке лекарственного средства будет содержать информацию о его наименовании и производителе, индивидуальный номер препарата, - говорит начальник Управления госконтроля в сфере обращения медицинской продукции и средств реабилитации инвалидов Вадим БЕЛОНОЖКО. - Она должна считываться на всех этапах продвижения лекарства - при производстве, растаможивании, приеме на оптовый склад и отпуске с него, поступлении в аптеку и реализации потребителям. Очень часто подделки трудно отличить от настоящих лекарств даже специалисту, не говоря уж о простых покупателях. В защите заинтересованы и сами производители, страдающие от фальшивок. Присоединиться к системе маркирования можно добровольно. Если хотя бы на 60% всех лекарств появятся знаки, подтверждающие их подлинность, система будет эффективной. А в остальной массе нам будет легче выявлять подделки. Стоимость одной марки вместе со всеми затратами на ее нанесение и многоступенчатый контроль не превысит 50 копеек. Фармзаводы, которые согласятся сами компенсировать расходы на маркирование, а не перекладывать их на покупателей, смогут сэкономить на обязательной сегодня сертификации лекарств. Опытная установка по маркированию лекарств уже работает на фармацевтическом предприятии "Оболенское". А пока мы продолжаем обсуждать и дорабатывать проект".
"В целом мы поддерживаем идею маркировки лекарств, - говорит исполнительный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Олег МИХАЙЛОВ. - Но при ее реализации возникают серьезные вопросы. Например, как обеспечить защищенность самой марки - чем, собственно, маркировать? В мире применяются полиграфические и химические способы защиты. Самая безопасная маркировка - это нанесение на упаковку радиометки (что-то вроде маячка с микроантенной). Нам предлагают полиграфические марки, вроде тех, что есть на денежных купюрах. Но это и не самый передовой, и не самый дешевый метод. Стоимость марки будет зависеть от степени защиты и для дорогих препаратов может достигать полутора рублей за марку. Но при производстве серии препарата, скажем, в 60 тысяч упаковок даже 50-копеечная марка выльется в 30 тысяч рублей. Плюс затраты на оборудование по нанесению марок и сканеры для считывания информации - а их потребуется много. При том что сертификация такой серии препаратов сегодня стоит 5-6 тысяч рублей. В среднем затраты на маркирование составят 1% от цены лекарства". При таком раскладе фармпроизводители, которые соблазнятся льготными условиями сертификации и возьмут на себя дополнительные затраты по маркировке, окажутся в менее выгодном положении, чем те, кто от них откажется. Так что компенсировать расходы, судя по всему, придется покупателям лекарств. Добавьте к этому еще накрутку розничной сети (аптеки "берут себе" от 10 до 25% стоимости медикаментов). И подорожание лекарств вовсе не покажется таким уж несущественным.