Один из самых популярных актеров советского кино - Лев Прыгунов - в наше время с успехом снимается не только в родных, российских, но и в западных фильмах, что удается буквально единицам из наших артистов. Он по-прежнему сохраняет великолепную физическую форму и пишет радующие глаз картины в своей маленькой мастерской.
- ЛЕВ Георгиевич, с подросткового возраста мне запомнились ваши добрые, мужественные, неподкупные киногерои. А в последнее время вы нередко играете мерзавцев. Вам самому это не обидно?
- Что значит "обидно"? Актер - это прежде всего исполнитель. Писать роли сам для себя он не может. Поэтому выбор у него один: соглашаться или отказываться. И, кстати, что касается моих ролей - это у вас в восприятии положительная часть их превалирует над остальными. На самом деле я очень часто играл негодяев, причем с удовольствием, потому что это - единственный способ для актера выказать свое отношение к происходящему. В этом плане я всегда испытывал потрясение, когда смотрел американское кино. У нас, к сожалению, к несчастью для нас, нет таких фильмов, где настоящее добро борется с настоящим злом. У нас добро и зло очень приблизительные, фиктивные. Особенно это ощущалось в советском кинематографе, где самой чудовищной была так называемая положительная роль. Герой вечно размахивал каким-нибудь картонным мечом, ничего не делал на протяжении всего фильма и, как правило, в конце погибал - в назидание другим, которые учились таким образом умирать за Родину и коммунистические идеалы, в отличие от американских фильмов, которые учат выживать и бороться. В них реальный герой бьется до последнего за настоящее добро. И когда в конце концов добро побеждает зло, происходит катарсис. Это разный подход к жизни! И поэтому я в последнее время с огромным удовольствием играю подонков-кагэбистов, пользуясь возможностью показать их "во всей красе"!
- Поскольку вы много снимались в боевиках, вам приходилось, насколько я понимаю, бегать по крышам, прыгать, стрелять и т. д. А в то время Ассоциации каскадеров еще не существовало и, видимо, вы многие трюки делали сами?
- А чего в этом трудного, объясните мне? Почему нужно делать подвиг из того, что молодой человек бегает, прыгает, стреляет? Потому что у нас до сих пор половина актеров не умеет стрелять? Стыд и позор! И в то время у нас были прекрасные трюкачи, каскадеры. Да, официально они появились в конце 70-х годов, когда покончили с актерскими "трюковыми" выплатами. Их отменили в 1966 году, после того как, выполняя трюк, погиб Женя Урбанский. Он получал за каждый трюк 50 рублей. Тогда для актера это были колоссальные деньги. И, вместо того чтобы просто повысить меры безопасности, на трюки стали брать каскадеров. Руководству всегда было наплевать на людей, но пусть лучше трюкач погибнет, чем актер, - меньше шума. У нас же до перестройки трюкачи все делали прямолинейно: есть в сценарии прыжок с 3-го этажа - они с 3-го этажа и прыгают; написано, что герой летит в пропасть, - туда летит каскадер безо всяких, заметьте, приспособлений! Я помню, как Володя Иванов, дублируя меня (я сам бы, конечно, не стал прыгать), прыгал с 40-метрового моста в воду. Он только отплевывался кровью и говорил: "Что-то я неправильно упал!.." На Западе трюкачи, во-первых, получают за такие вещи бешеные деньги, а во-вторых, у них просто сумасшедшие приспособления, обеспечивающие страховку каскадера.
- А как получилось, что вы стали сниматься в американских фильмах?
- Просто я хорошо знаю английский язык, а для работы там языком надо владеть абсолютно свободно. Американцы говорят очень быстро, и при любой языковой ошибке снимаемый дубль идет в брак, так как они практически не переозвучивают фильмы. А мы, российские актеры, в большинстве своем не попадаем под их правила. Нередко мы снимаемся за те же деньги, которые платят массовке. Хотя в последнее время платить стали приличнее, и это гораздо больше, чем платят здесь, в России.
- То есть у нас вообще копейки платят?
- Нет, у нас сейчас тоже платят относительно неплохо. Дело не в этом, а в том, что имеет непосредственное отношение в теме нашей беседы - стрессу. Если раньше, к примеру, на главную роль в трехсерийном фильме отводилось 90-100 съемочных дней, то сейчас в главной роли в четырехсерийном фильме меня сняли за 10 дней. Понимаете разницу? После каждой такой роли у актера не просто стресс, он буквально находится на грани нервного срыва. Я не представляю, как молодые актеры это выдерживают - те, кто снимается в таком режиме постоянно. Это очень тяжело. Тем более что оплата все равно не соответствует затраченным силам. Но у нас актеры всегда получали ничтожные деньги по сравнению с оплатой в цивилизованных странах. Недалекие люди говорят: "Как же! Сейчас некоторые актеры получают аж по 1000 долларов за съемочный день!" Но за эти деньги ты создаешь роль за 3 дня вместо положенных 40 и тратишь такую энергию, выкладываешься так, что потом неделю у тебя руки-ноги трясутся и ты даже спать не можешь. За прошлый год я снялся в 9 ролях и до сих пор с трудом выкарабкиваюсь из этого стресса. Если бы не мои занятия восточной философией, я бы, наверное, просто умер. Нет, как были у нас крепостные артисты, так они крепостными и остались - отношение по сути то же.
- А откуда у вас такой интерес к восточной философии?
- В 1964 году я уже свободно читал литературу на английском языке, за что, кстати, имел очень много неприятностей. Зато я мог читать все, что хотел, чего тогда у нас в русском переводе и в помине не было. У меня была масса знакомых, которые привозили мне книги из-за границы. Сначала эти книги открыли для меня буддизм, потом даосизм - китайскую философию. Потом я заинтересовался ушу - нашел себе замечательного учителя и довольно долго этим занимался. Потом я открыл для себя тай-цзи-цюань - это очень хорошая китайская гимнастика, поддерживающая здоровье и боевую форму, я ею до сих пор занимаюсь. Все очень просто - когда человек начинает чем-то заниматься, он открывает для себя все больше новых вещей. Есть гениальная китайская поговорка: "Подобное притягивается подобным". Начинаешь собирать марки - к тебе стекаются марки. Начинаешь по-настоящему копить деньги - появляются излишки денег. Начинаешь заниматься нефтью - либо тебя сажают, либо убивают, либо... ты покупаешь "Челси"! Но все равно - "подобное притягивается подобным".