Примерное время чтения: 8 минут
335

Проще прописать таблетки, чем учить астматика дышать

Питерские ученые научились бороться с астмой еще в 80-е годы XX века. В XXI веке об эффективном методе без побочных эффектов почему-то забыли.

БОЛЬНЫХ бронхиальной астмой с каждым годом становится все больше и больше, особенно среди детей. Появляются новые лекарства и способы лечения астмы, но астматики все равно не расстаются с ингаляторами, страдают от кашля и приступов удушья. Заболевание хроническое - это значит, справиться с ним раз и навсегда нельзя, а всю жизнь сидеть на лекарствах - не самый лучший выход из ситуации.

Обратная связь делает скрытое явным

ОКАЗЫВАЕТСЯ, в середине 80-х годов двадцатого века, тогда еще в Ленинграде, биофизики, инженеры и врачи ГИДУВа (Государственный институт усовершенствования врачей) создали аппарат, с помощью которого о бронхиальной астме можно забыть если не навсегда, то на долгие годы. Ничего особенного для лечения не требуется - только желание и несколько сеансов, чтобы научиться пользоваться аппаратом (а затем вам и аппарат не понадобится - вы уже все будете уметь сами).

Действие аппарата "Респикор" (его название образовано от "респираторной коррекции", или, говоря проще, коррекции дыхания) основано на использовании принципа обратной связи. "Чтобы понять, что это такое, - объясняет заведующий лабораторией медико-биологических технологий НИИ промышленной и морской медицины доктор биологических наук Владимир Петраш, - представьте, что вы шевелите волосистой частью головы. Вы не сможете понять, двигается ваш скальп или нет. А теперь приложите к голове пальцы. И снова попробуйте пошевелить скальпом. С помощью пальцев вы уже можете понять, двигаются волосы или нет. Почему это возможно? У вас есть ориентир - пальцы, вы знаете, что ориентироваться нужно на их движения. Передача информации от скальпа через пальцы и есть обратная связь. То есть с их помощью у вас появился канал информации, благодаря которому вы начинаете не только наглядно понимать тот процесс, который вам был неясен, но и даже управлять им".

То есть суть обратной связи в том, чтобы научиться контролировать реальную функцию нашего организма, которую мы обычно не воспринимаем, не ощущаем. Если датчик пульса будет наглядно представлять вам ритм собственного сердца (мы его никак не ощущаем), выводя его на экране в виде объекта, который расширяется или сужается, то вы сможете контролировать свое состояние: объект сужается - значит, ритм уменьшается, расширяется - ритм увеличивается. Наблюдая это и анализируя свои ощущения, организм как бы запомнит эти состояния. И в результате после нескольких тренировок вы сможете сами увеличивать или уменьшать ритм своего сердца.

- Это как идти по темному коридору, - рассказывает Владимир Петраш, - сначала нащупываешь стенку, а потом рисуешь мысленно модель коридора и идешь уже смелее. В первую очередь нужен ориентир. Так и в работе организма. Мы понимаем, как орган работает, но не чувствуем его, а если появляется наглядный ориентир, орган можно заставить работать по-новому.

Прибор с обратной связью использует принципы, похожие на те, которые применяются в йоге. Только йог учится управлять своим телом годами, а нужный ритм дыхания, чтобы контролировать бронхиальную астму, осваивается за 3-5 часовых сеансов.

Тренируйте легкие

ДЕЙСТВУЕТ аппарат просто. Человеку накладывают на руку электроды и регистрируют частоту сердечных сокращений (ЧСС). В зависимости от того, как вы дышите, и бьется сердце - быстрее или медленнее. На вдохе ЧСС возрастает, на выдохе - становится реже. Прибор с помощью лампочек отражает дыхание через ритм сердца. Существует так называемый диапазон ЧСС, например, на вдохе - частота сердечных сокращений 75, на выдохе - 65. Следовательно, диапазон равен 10. Пациенту дается задача на вдохе достичь верхнего предела, на выдохе - нижнего. Освоил эту задачу - диапазон увеличивается, потом в этом же диапазоне предлагается освоить замедленное дыхание, и т. д. и т. п.

Дышать желательно диафрагмой - то есть верхней частью живота. Что это дает? За счет дыхания формируется легочный ритм, человек регулирует свое дыхание. Ведь что такое приступ? Это нарушение автономной регуляции легких. Нужно сделать вдох, а из-за бронхоспазма это сделать не удается. За счет спокойного диафрагмального дыхания идет хороший кровоток. Если кровоток увеличился, значит, изменились и биохимические процессы во всех органах. Хорошо работают все системы, выходит слизь из бронхов, которая мешает дышать. Выравнивается соотношение поступающего в кровь кислорода и углекислоты (это очень важно для обеспечения жизнедеятельности). Уже во время сеанса уходят свист, одышка.

Первые тренировки занимают около часа, методику дыхания показывает врач. Потом, когда пациент ее осваивает, на сеанс уходит не больше получаса.

Для детей, которым неинтересно сидеть напротив серого аппарата, были разработаны компьютерные программы: зайчик красит забор или ежик толкает в гору камень. В начале 90-х ученые запатентовали эти программы.

У 90% пациентов, пролеченных с помощью аппарата, наблюдается стойкий клинический эффект

КОНЕЧНО, респираторный корректор - не панацея от бронхиальной астмы. Этот метод лишь создает устойчивую ремиссию (отсутствие проявлений болезни) на длительное время. Ведь дыхательную систему больного человека уже не перестроишь, зато ее можно тренировать и компенсировать.

Это не значит, что надо ходить в обнимку с аппаратом и дышать придется всю жизнь. Когда вы освоите методику, организм сам запомнит, в каком состоянии ему хорошо. А потом можно дышать 2-3 раза в день, как будет время. Едешь в трамвае - подыши 5 минут, стоишь в очереди - то же самое. Незаметно и легко вы можете сами регулировать свое состояние. Периодически, раз в полгода, можно контролировать себя с помощью респираторного корректора - чтобы не потерять навыков.

- В свое время в Ленинграде работали с детьми-астматиками, - рассказывает Владимир Петраш, - организовали для больных астмой центр при ГИДУВе. У всех, кто занимался, были хорошие результаты. У 90% пациентов, пролеченных с помощью аппарата, наблюдается стойкий клинический эффект.

С помощью респираторного корректора дышали и гормонозависимые астматики со стажем в несколько лет, и пациенты с атопической формой астмы, с инъекционно зависимой. Были даже те, кто психологически верил только в фармакотерапию, - и они приходили в норму.

- Когда мы работали с детьми, были случаи: ребенок катается на лыжах, начинает задыхаться. Тут же он присел на корточки, подышал - и дальше поехал. Хотя обычно подобные приступы кончаются вызовом "скорой помощи", - продолжает Владимир Валентинович. - Метод обратной связи используется и для кардиостимуляции, в психотерапии, лечении болезней нервной системы. При облитерирующем артрите дает хорошие результаты. Был у нас пожилой пациент. Пока доходил до поликлиники, делал 2-3 остановки. Но все-таки упорно два курса занятий прошел. При облитерирующем артрите конечностей со временем обычно становится только хуже, пока они совсем не перестают действовать. А тут не только ухудшений не было, пациент стал без остановок доходить до поликлиники. Ноги потеплее стали, боли ушли. Хотя и сам он поначалу не понимал, какое отношение к заболеванию имеет дыхание.

Очень хорошо занятия с респираторным корректором воспринимают беременные. В одном из питерских роддомов обучали врачей и медсестер работать на аппарате с беременными. В результате у них снижались проявления токсикоза, сеансы были хорошей профилактикой гипоксии плода. Хотя на занятия брали не самых легких пациенток - все они стояли на учете в гематологическом центре и благополучно родили без боли, разрывов и кровотечений.

Хорошо, но никому не нужно

- НО НИКТО не стал этим заниматься, - продолжает Владимир Петраш. - И потому серьезных фундаментальных работ мы по этому методу не проводили. Врачи-энтузиасты провели свои исследования, увидели, что метод необходим, помогает, начали разрабатывать. Но никому, кроме них, эти методики оказались неинтересны. Врачам некогда "дышать" с женщиной. К тому же медику требуется не только время, но и усилия. Ведь тренировать пациента довольно тяжело: нужно показывать не один раз, учить. И хотя учатся легко даже дети, первое время врачу приходится потратить много сил. На голом энтузиазме долго не проработаешь. Значит, должен быть кабинет с аппаратом, отдельная должность.

Занятия на платной основе тоже вряд ли будут пользоваться успехом. Например, массаж сделали - это сразу чувствуешь, а тут тебя учат дышать, а ты еще и деньги платишь. Возможно, в комплексе услуг вместе с плаванием, массажем и т. д. занятие с аппаратом можно попробовать. Но метод этот плох еще тем, что требует усердия от пациента. А люди очень ленивы. Многие не хотят заниматься, им легче выпить таблетку и быть свободным весь день, а тут нужно тратить время, работать над собой, учиться дышать.

Так бывает часто. Вроде бы и методика есть, и результаты хорошие, но никому она не нужна. Почему? Может быть, потому, что кому-то выгодно обеспечивать больных людей лекарствами, а кому-то - лечить зависимых от лекарств пациентов?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно