В психиатрической клинической больнице N 1 им. Н. А. Алексеева в Москве состоялась пресс-конференция на тему освещения проблем и задач психиатрии в средствах массовой информации. Журналистов упрекали в непродуманных формулировках, когда специфическое медицинское учреждение обидно называли "дурдомом", "психушкой" и т. п.
ОСКОРБЛЯЮТСЯ и медицинские работники, и сами пациенты, ведь далеко не все из них "наполеоны" или "чайники", неспособные адекватно оценивать реальность. У кого-то благодаря лечению появилась стойкая ремиссия, кто-то вообще не считается душевнобольным, поскольку находится в так называемом пограничном состоянии, связанном с нерядовыми житейскими ситуациями, потерей близких, любимой работы и т. д. Переживания лишают человека сна, развивают неврозы, погружают в депрессию...
Никто не застрахован от психических расстройств. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 25% всех людей планеты подвержены им в определённые периоды жизни. Современный уровень медицины позволяет эффективно помочь таким больным, способствуя их возвращению в семью, общество, к полноценному труду. Но многие обращаться к психиатру просто боятся - лечение в больнице такого профиля словно накладывает на человека вечное клеймо ненормального, от которого не избавишься за всю жизнь... Отторжение общества, проклятие под названием "стигма" (дословно "пятно", "клеймо"), пренебрежительная терминология публикаций и телевизионных передач усугубляют этот страх.
Без решёток
ИМЕННО эту предубеждённость общества надо преодолевать, уверены медики. Как и отношение к больницам и диспансерам, где лечат этих страдальцев.
У многих психиатрический стационар ассоциируется с решётками, замками, смирительными рубашками. Всё это в далёком прошлом. Нам показали психиатрическую больницу N 1 и снаружи, и изнутри. Ничего более разумного, продуманного и целесообразного я не встречала. Никаких решёток, никаких замков. Больные даже в "острых состояниях" не стеснены в своих передвижениях и занятиях - правда, под неусыпным, но незаметным наблюдением персонала. Аккуратные, чистые палаты, шёлковые покрывала на кроватях. Всюду цветы. В комнатах отдыха в дополнение к телевизору собрана целая видеотека кинофильмов. Есть бильярдная, которая тоже никогда не пустует.
Психотерапия незримо присутствует везде. У кабинетов неофициальный, "неврачебный" вид, здесь во всём старались создать облик дома, где хорошо, уютно, спокойно. Дизайн продуман. Многое сделано руками самих сотрудников: куплены (порой за свой счёт) и наклеены приятные обои, оформлены цветочные композиции. В холлах, которые есть в каждом отделении, идут творческие занятия с пациентами. В одном из них за длинными столами женщины заняты художественными поделками - вязанием, изготовлением мягких игрушек, скульптур из керамики, аппликаций. С пациентами работают психологи, специалисты по социальной работе, помогая подлечившимся больным избавиться от беспомощности, адаптироваться к повседневной жизни за стенами больницы.
- В десятке кружков нашего клуба занимаются 300-400 человек ежедневно, - рассказывает заместитель главного врача больницы Аркадий ШМИЛОВИЧ. - Лекарства лекарствами, но занятость пациентов любимым или приятным для них делом заполняет ту пустоту, которая создаётся болезнью. Порой в этих занятиях у людей открываются таланты, о которых они и не подозревали...
Об этом свидетельствуют увешанные рисунками и картинами стены изостудии. Давно известна исцеляющая сила искусства, и психологи, предлагая пациенту карандаши и кисти, помогают ему выразить своё душевное состояние, переживания, эмоции, которые он не мог выразить в словах. Вот невзрачный на первый взгляд рисунок песочных часов. Но какой кроется в нём глубокий смысл! В верхней воронке часов человек, ноги которого вязнут, проваливаются в песок, сыплющийся вместе с ним в нижнюю воронку, человек неотвратимо приближается к ней, перемалывающей всё, оставляя от человека только острые осколки - они чёрными клочками сыплются вниз. Но наверху изображено голубое небо и краешек солнца, к нему ведёт лестница, человек тянет к ней руку в надежде спастись от неотвратимой беды. Так, с помощью рисунка пациент без слов передал и ощущение безысходности, и зыбкое чувство надежды. А для лечащего врача это дополнительная информация о состоянии пациента, которая позволяет успешнее организовать психотерапевтическую работу.
На грани
ТЕРРИТОРИЯ больницы - сплошной парк на 27 гектарах. Газоны, клумбы, беседки, оранжерея, по парку гуляют все пациенты, кому позволяет здоровье, в том числе "лёгкие" больные. На самом деле они не такие уж лёгкие: это люди с реактивными состояниями на почве потери близких или сломленные трудными обстоятельствами, ставшими у нас уже постоянным жизненным фоном. Они нуждаются в помощи психиатра, хотя и не являются душевнобольными. Главный врач больницы доктор медицинских наук Владимир КОЗЫРЕВ знакомит с работой отделения для таких пациентов с пограничными состояниями.
- В основном это пожилые люди, к тому же обременённые хроническими болезнями, порой перенесшие инфаркт или страдающие нарушением мозгового кровообращения. Учитывая это, здесь кроме врачей-психиатров работают терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи и другие специалисты. У нас самая крупная в Москве физиотерапевтическая служба, есть и всевозможные водные процедуры, лечебная физкультура, массаж, ингаляция, горный воздух, иглотерапия... Но главное, что врачует таких пациентов лучше всех лекарств, - интересный досуг, общение. Здесь устраиваются великолепные вечера, концерты, отмечаются все праздники, на которые приходят и бывшие пациенты, и их родственники...
- А по вечерам бывают танцы, - добавляет врач отделения Инна СЕРЕБРЕННИКОВА, - на которых порой и романы завязываются. Недавно одну пару венчали в нашей больничной церкви.
Много ли таких больниц? Увы... Далеко не у всех есть такие возможности. Но хороший опыт должен тиражироваться. Тем более что психиатрия "помолодела" - по признанию врачей, им всё чаще приходится иметь дело с молодыми людьми и подростками.
Важная тема - трудовая терапия. Раньше каждый диспансер имел лечебно-трудовые мастерские. На заработанные деньги и оборудование покупали, и туристические поездки пациентов оплачивали. Теперь лечебно-трудовые мастерские не могут вписаться в новую экономическую систему. Но их надо срочно восстанавливать.
Станет ли опыт психиатрической больницы N 1 достоянием других подобных учреждений? Это зависит не только от самих сотрудников психиатрической службы, но и от непредубеждённого отношения общества, государства к его заболевшим гражданам. Переломить стигму - именно такой помощи ждут от нас врачи-психиатры и их пациенты.