В течение 5-7 лет в России может снизиться смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Если учесть, что это основная причина смертности в стране, то вклад в борьбу за демографию может быть очень существенный.
О ТАКОЙ благоприятной перспективе сообщил Р. Оганов, академик РАМН, директор ГНИЦ профилактической медицины на российском Национальном конгрессе кардиологов. "Сейчас активно идёт обсуждение проблемы демографии, повышение рождаемости. Это стратегическая задача, долгосрочная перспектива - пока дети вырастут. Мы должны решать и тактические задачи на ближайшие 5-7 лет. Здесь наиболее реальное влияние на численность населения может оказать снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Всемирный банк подсчитал: снижение на 20% увеличит ожидаемую продолжительность жизни у мужчин на 3 года, у женщин - на 6 лет.
Если учесть, что с момента распада Советского Союза продолжительность жизни не увеличилась ни на один год, то эти цифры значительны. Чтобы снизить на 20% смертность, все условия есть, нужно только работать в этом направлении. Лозунгом конгресса "От диспансеризации к высоким технологиям" мы хотели подчеркнуть: чтобы добиться успеха в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, надо развивать и профилактику, и диагностику, и эффективно использовать лекарственные средства, и высокие технологии. Если мы сумеем снизить уровень сердечно-сосудистых факторов риска, это повлияет и на другие болезни".
Можно ли за 5-7 лет действительно повлиять на продолжительность жизни и снизить смертность? Ю. Беленков, академик РАМН, член-корреспондент РАН, директор Института клинической кардиологии им. Мясникова, считает, что это реально: "Работа в этом направлении уже ведётся. Национальная программа по борьбе с артериальной гипертонией идёт 6-й год, и в прошлом году мы впервые получили стабилизацию смертности от мозгового инсульта. Профилактика этого заболевания - это первый шаг. Нужно объяснять пациентам, что надо регулярно измерять давление и принимать препараты. Это самая результативная программа с точки зрения затрат и эффективности.
Второй шаг - это возобновление утерянной, к нашему стыду, тромболитической терапии острого инфаркта миокарда. По стране мы сейчас лечим инфаркт миокарда так, как лечили в 50-е годы, потому что нет достаточного количества тромболитиков ни на "скорой помощи", ни в стационарах. Ситуация должна измениться, потому что деньги в бюджете заложены. Если их будут грамотно распределять - это должно дать положительный эффект. Думаю, что даст положительный результат и увеличение количества ангиопластик, стентирования и коронарных шунтирований. Если этого не делать, то наше население, по подсчётам Всемирного банка, к 2050 году будет составлять всего 112 миллионов человек (сейчас 142 миллиона)".