В ХХ веке значительно увеличилась продолжительность жизни, которая с 1950 г. в среднем возросла на 20 лет. В 2050 г. в мире будет примерно 2 млрд. человек, которые достигли возраста старше 60 лет (в 3,5 раза больше, чем в настоящее время). Человечество учится жить в новой социально-демографической ситуации, когда численность пожилых людей и детей сравняются и старшая возрастная группа населения, то есть лица не моложе 80 лет, станет гораздо более многочисленной.
Демографическая ситуация
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ старение населения в нашей стране вызвано в основном снижением рождаемости. В 2001 г. в России насчитывалось 29,9 млн. человек старше трудоспособного возраста (20,4% всего населения), в том числе 12,5 млн. человек в возрасте 65 лет и старше. С 1990 г. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности молодежи в возрасте до 15 лет, тогда как численность пожилых людей возросла на 2,26 млн. человек. Удельный вес молодого поколения в населении сократился за последние 10 лет с 24,1 до 18,6%. В итоге доля людей пенсионного возраста уже превысила долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти.
Согласно принятой международной классификации, уже с 2004 г. возрастная структура населения России будет соответствовать типу населения в стадии демографической старости, когда доля детей и подростков будет лишь незначительно превышать долю людей старше 65 лет (составляют 63,5% всех пожилых людей).
Лица в возрасте 70 и более лет составляют 28,3% всего населения старше трудоспособного возраста, а их численность в составе населения начиная с 1979 г. заметно возросла, особенно в городах.
Большинство пожилых людей проживает в городах, но социально-экономические проблемы пожилого населения особенно остро выражены на селе.
Это напрямую связано с разработкой новых стратегий ухода и предоставления социальных услуг пожилым людям, создания условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения социального обслуживания к ожидаемой потребности в нем.
К 2015 г. численность людей, выходящих за пределы трудоспособного возраста, будет почти вдвое превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.
Тенденция к росту числа одиноко проживающих сохранится и в дальнейшем, как и тенденция роста доли пожилых людей в общей численности населения. После 2008 г. процесс старения населения вступит в новую фазу, доля пожилых людей к 2016 г. увеличится до 24,8%.
Не только получатели пенсий и пациенты
К 2016 г. будет приходиться 420 пенсионеров на 1000 трудоспособных. Однако это не основание для того, чтобы относиться к пожилым людям только как к получателям пенсий и пациентам.
В настоящее время увеличение денежных доходов населения опережает удорожание стоимости жизни, что обеспечило рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 7,7%. Среднемесячная заработная плата сейчас составляет почти 4700 руб. (около 150 долл. США), пенсия - примерно 1500 руб. (около 47 долл. США).
Наметилась тенденция снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Если во втором квартале 2002 г. имели низкие доходы 42,2 млн. человек, то в третьем квартале - 38,7 млн. человек, или 27% от общей численности населения.
Новые условия и нормы предоставления пенсий, содержащиеся в новом пенсионном законодательстве, позволили повысить с 1 января 2002 г. размеры пенсий около 12 млн. пенсионеров.
Работающие пенсионеры приобрели право на получение пенсии в полном объеме, не прекращая трудовой деятельности. Существенно увеличены пенсии отдельным категориям пенсионеров, в частности лицам, достигшим возраста 80 лет, и инвалидам I группы, родителям и вдовам погибших военнослужащих (в среднем на 652 рубля).
Гражданам, обладающим выдающимися достижениями в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства и имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией, предоставляется дополнительное материальное обеспечение, размер которого дифференцируется в зависимости от имеющихся званий и наград (от 250 до 415% размера базовой части трудовой пенсии по старости).
Для благополучия пенсионеров как одной из основных социально-демографических групп населения принципиальное значение имеет принятие в 84 субъектах Российской Федерации (94%) региональных правовых актов об установлении потребительской корзины.
Важный шаг в становлении новой политики в отношении пожилых людей сделан благодаря утверждению Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы "Старшее поколение" - одной из наиболее эффективных федеральных целевых программ, характеризующейся инновационным подходом, комплексностью, ориентацией на оказание прямой федеральной поддержки субъектам Российской Федерации.
Доступность социальных услуг для всех
В КАНУН принятия программы "Старшее поколение", в 1995-1996 гг., проявилась острая нехватка мест в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания, острая очередность на получение мест в домах-интернатах.
В рамках федеральной и региональных программ "Старшее поколение" удалось увеличить на 10 тыс. число койкомест в этих учреждениях, приблизившись к разрешению одной из самых острых проблем маломобильного пожилого населения - удовлетворению потребности в постоянном постороннем уходе.
Федеральная целевая программа "Старшее поколение" представляет собой эффективную модель межотраслевого сотрудничества: свои усилия объединили Минтруд России, Минздрав России, Минкультуры России, Госкомспорт России, Госстрой России, Госкомстат России.
В нашей стране, как и во всем мире, возрастают требования к условиям жизни пожилых людей, и прежде всего в стационарах (комфортность проживания, социально-медицинская специализация).
Долгое время в стране сеть учреждений социального обслуживания для пожилых людей состояла в основном из слишком крупных домов-интернатов и психоневрологических интернатов. Многие из них в конце 90-х годов нуждались, да и сегодня нуждаются в капитальном ремонте, реконструкции, разукрупнении, техническом переоборудовании, обеспечении медицинским и реабилитационным оборудованием.
Концепция, на которой основывается федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 гг., базируется на том, что в характерной для многих пожилых людей ситуации именно доступность социальных услуг независимо от региона проживания приобретает решающее значение и эффективно способствует повышению качества жизни в пожилом возрасте.
Соответственно на первое место ставится задача расширения сети и совершенствования деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных услуг: геронтологических центров, домов малой вместимости, домов (отделений) временного проживания, геронтопсихиатрических центров, мобильных социальных служб, больниц медико-социальной помощи, хосписов, центров-клубов для пожилых людей.
Продолжение в следующих номерах "АиФ. Долгожитель"