Новое пенсионное законодательство действует уже год. Срок немалый, тем не менее до сих пор не всем понятны его содержание и механизм действия. Об этом, в частности, свидетельствуют письма читателей газеты "АиФ. Долгожитель" - тех, кто уже находится на пенсии, и в особенности тех, кому предстоит в ближайшее время пополнить ряды пенсионеров. Наши читатели затрагивают многие темы, но больше всего их волнует вопрос о том, как зависит размер пенсии от величины трудового стажа. Ответить на этот вопрос редакция попросила советника председателя Правления Пенсионного фонда России Владимира ВЬЮНИЦКОГО.
Стаж - не самое главное
СКАЖУ сразу, что в новой пенсионной модели трудовому стажу придается гораздо меньшее значение, чем это было в старой. Напомню: раньше для получения права на пенсию в размере 55 процентов от учитываемого заработка женщине нужно было отработать 20 лет, мужчине - 25. Это было минимальное требование к общему трудовому стажу. За каждый сверх этого стажа отработанный год прибавлялся один процент. Однако при этом доля от заработной платы, выплачиваемая в виде пенсии, не могла превышать 75 процентов. Это означало, что максимальный учитываемый стаж составлял для женщин 40, а для мужчин - 45 лет. И хотя в то время люди работали и по 50, и даже по 60 лет, это в расчет не принималось. Таким образом, старое пенсионное законодательство материально ущемляло людей.
Новое законодательство сводит формальное значение учитываемого трудового стажа до минимума. Главное в нем - число лет, в которые уплачивались единый социальный налог и страховые взносы в пенсионную систему и фиксировались на личных счетах персонифицированные пенсионные обязательства государства перед каждым конкретным застрахованным работником. Если есть пять таких лет - гражданин получает право на получение базовой пенсии и тех, страховой и накопительной, частей, которые могут быть профинансированы за счет поступлений на общую и специальную части его лицевого счета (см. "АиФ. Долгожитель" N8, 2002 год. - Ред.).
Иначе говоря, сегодня минимальный трудовой стаж, который дает право на трудовую пенсию, - пять лет. Причем необязательно все эти пять лет работать: женщины могут включать в этот стаж два отпуска по рождению ребенка и уходу за ним - по полтора года каждый (то есть три года из пяти), мужчины - двухгодичный период службы в Вооруженных силах. Это вполне логично: поскольку в указанные нетрудовые периоды граждане выполняют важнейшие социальные функции (женщины - воспроизводства населения, мужчины - защиты Отечества), оплату этих периодов в пенсионную систему осуществляет за них государство.
У государства есть причины для установления именно такого порядка: нынешнее состояние рынка труда таково, что требовать от работника 20-25-летнего трудового стажа нереально. Пять же лет на протяжении своей трудовой биографии может отработать каждый, чтобы таким образом заработать базовую пенсию, которая обеспечит прожиточный минимум пенсионера, а также небольшие страховую и накопительную прибавки к ней.
В соответствии с новым пенсионным законодательством каждый дополнительно отработанный год приобретает иной (чем в старом законодательстве) смысл и значение с точки зрения зарабатывания пенсионных прав. Теперь каждый отработанный год означает тот или иной объем поступлений (страховых взносов и перечислений на накопительную часть пенсии), который заработал застрахованный. Чем больше число страховых лет, чем больше размер страховых взносов и других поступлений, тем больше величина пенсионного капитала и, следовательно, величина заработанной пенсии.
Есть платежи - есть обязательства
ВЛИЯЕТ ли уже имеющийся трудовой стаж на размер будущей пенсии? По новому пенсионному законодательству - нет. Сейчас отработанные годы учитываются по иному принципу, чем это было раньше: на личном счете гражданина отражается только полностью оплаченный, покрытый страховыми платежами год. Неоплаченные годы не учитываются. Поэтому в новом законодательстве речь идет не о годах стажа, а о страховых годах. Есть платежи - есть обязательства, нет платежей - нет и обязательств.
Поэтому для учета стажа, заработанного в рамках старой пенсионной модели, есть только один путь - через использование механизма конвертации пенсионных прав, заработанных по старому пенсионному законодательству, в права, учитываемые по законодательству новому. Это означает, что в соответствии со старыми законами гражданину будет назначена так называемая начальная пенсия, включающая базовую и страховую части. Для этого при полном и превышающем его стаже будет использован минимальный или повышающий стажевый коэффициент, при неполном стаже - понижающий коэффициент. А полученный с их учетом размер начальной пенсии будет заноситься на личный счет застрахованного в качестве первой части его будущей пенсии по новому законодательству.
Этим, собственно, и исчерпывается влияние на пенсию стажа, заработанного в старой пенсионной модели. К тому же влияние это не будет большим: даже при полностью выработанном стаже размер начальной пенсии не превысит уровень прожиточного минимума пенсионера, а каждый дополнительно отработанный год прибавляет к стажевому коэффициенту всего один процент.
Пенсионный фонд знает все
ХОТЕЛОСЬ бы остановиться еще на одном вопросе, который хотя и не имеет прямого отношения к толкованию нового пенсионного законодательства, но тем не менее интересует многих. Какой источник информации о пенсионном законодательстве, о состоянии своего пенсионного дела и личного счета следует воспринимать как официальный? Вопрос вполне резонный, потому что в органах социального обеспечения, куда чаще всего обращаются граждане, не всегда можно получить необходимые разъяснения.
В качестве официального источника информации по этим и другим вопросам, касающимся пенсий, выступают органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Закон предписывает им наладить постоянное информационное взаимодействие с застрахованными, информировать их о состоянии личного счета, включая его специальную часть, обслуживающую накопительные отчисления.
Эта информация должна поступать гражданам раз в год в форме типового извещения, которое будет составляться по итогам персонификации и разноски по личным счетам следующих данных:
- о поступлении на личные счета страховых платежей и их индексировании;
- о сделанных работодателем накопительных отчислениях и начисленном инвестиционном доходе на них;
- об общей сумме пенсионных обязательств государства перед гражданином, заработанной им на данный момент.
Гражданину предоставляется право в случае несогласия с данными о выполнении работодателем обязательств по его пенсионному страхованию потребовать пересмотра и уточнения полученной информации. В случае же ее подтверждения (а также по умолчанию) информация считается достоверной и заносится на личный счет гражданина.
У типовых извещений есть и еще одна функция: граждане будут брошюровать их в специальных обложках и таким образом вести свои пенсионные книжки.
Граждане вправе и по собственной инициативе обратиться в органы Пенсионного фонда и получить сведения о состоянии своего личного счета. Доступ к этим сведениям для всех, кроме владельца, будет закрыт, поскольку на эту информацию наложен режим налоговой тайны.