Общество для людей всех возрастов
КАЖЕТСЯ, совсем недавно мы отмечали начало третьего тысячелетия, и вот уже закончился 2-й год нового тысячелетия. Последние годы были отмечены вниманием со стороны Организации объединенных наций к проблемам старшего поколения. 1999 год ООН провозгласила Годом пожилого человека. 2002 год знаменателен тем, что в апреле в Испании состоялась Вторая Всемирная ассамблея ООН по проблемам старения. В работе Всемирной ассамблеи участвовали делегации более 100 стран мира, в том числе российская делегация. Ассамблея определила отношение международного сообщества к проблемам, возникающим вследствие старения населения Земли, выдвинув концепцию построения "Общества для людей всех возрастов".
Следовало ожидать, что Правительством РФ и администрациями регионов будут разработаны и приняты с учетом рекомендаций Всемирной ассамблеи ООН меры, направленные на защиту жизненных интересов пожилых людей. Однако такие меры приняты не были.
Очевидно, Правительство РФ полагает, что утвержденная в январе 2002 г. Федеральная целевая программа (ФЦП) "Старшее поколение" на 2002-2004 гг. в полной мере соответствует рекомендациям правительствам стран мира, принятым на мадридском форуме. Однако внимательное изучение ФЦП показывает, что это далеко не так.
Основное внимание уделено развитию сети государственных учреждений социального обслуживания пожилых людей, улучшению деятельности этих учреждений, созданию и функционированию домов престарелых, хосписов, геронтологических и других подобных центров. На эти цели предусматривается выделение большей части намеченных средств. Несомненно, это очень важная часть работы по улучшению социального положения пожилых людей.
Однако, по классификации ООН, к пожилым людям относятся граждане с 60-летнего возраста. Вот для этой-то категории в ФЦП мало что предусмотрено.
Вместо дела - конференции и симпозиумы
ЯСНО, что для поддержания здоровья и продления жизни пожилых людей необходима доступность медицинской помощи, и не только в хосписах и домах престарелых, а в обычной системе здравоохранения. А для этого нужно регулярно проводить диспансеризацию пожилых людей, сделать, наконец, доступными лекарства для пожилых не на словах, а на деле.
Поддержанию хорошего физического состояния пожилых людей способствовало бы облегчение их доступа в плавательные бассейны, центры оздоровительной физкультуры, на теннисные корты. Но в условиях коммерциализации этих учреждений доступ туда для подавляющего числа пожилых людей невозможен.
Однако в ФЦП ничего об этом не говорится. Зато в разделе III - "Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни" - пунктом 27 предусмотрено "проведение научно-технических конференций и симпозиумов по предупреждению преждевременного старения и по организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами старшего поколения"!
Крайне скудные средства предусмотрены ФЦП на проведение мероприятий по социальной адаптации, оздоровлению и обеспечению отдыха пожилых людей на базе социально-оздоровительных учреждений. Реальная ситуация в стране такова, что получить льготную путевку в санаторий для рядового пенсионера, если он не ветеран войны и не инвалид, невозможно.
Также лишь декларируется, но не подкрепляется конкретными мерами удовлетворение культурных запросов граждан старшего поколения, хотя пунктом 22 предусматривается выделение средств на организационно-методические мероприятия. Что это за мероприятия, думаю, и авторам ФЦП не совсем понятно.
Однако и здесь предусмотрено проведение научных конференций и симпозиумов по "теории и методике социокультурной работы с пожилыми гражданами"!
А не лучше ли просто почаще проводить для пенсионеров концерты, просмотры фильмов и другие культурно-массовые мероприятия по специальным сниженным ценам?
Во введении ФЦП (в разделе 4) предусматривается осуществление мероприятий по поддержке деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей. Однако в перечне конкретных мероприятий об этом ни слова.
А конкретная государственная помощь общественным организациям, занимающимся проблемами пожилых людей, крайне нужна. И значительные средства здесь не понадобятся, следует лишь уделить внимание нуждам общественных организаций.
Надо помочь им перебраться из подвальных и неприспособленных помещений, где они часто находятся, в благоустроенные, помочь оснастить их необходимой оргтехникой, мебелью.
Вообще следует отметить, что в ФЦП практически не задействованы общественные организации, представляющие старшее поколение, - Союз пенсионеров России, Союз ветеранов войны и труда, другие организации. А ведь деятельность их может способствовать улучшению социальной защищенности пожилых людей, укреплению гражданских институтов и, главное, способствовать выполнению одной из целей программы - активизации участия людей старшего поколения в жизни общества.
Таким образом, учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что принятая правительством ФЦП "Старшее поколение" на 2002-2004 гг. фактически является не государственной программой, а лишь программой Министерства труда и социального развития РФ.
Социальное положение старшего поколения прежде всего определяется уровнем материального благосостояния, т. е. уровнем пенсионного обеспечения. Существующий размер пенсий, балансирующий на грани минимального прожиточного минимума, является недостойным для старшего поколения, руками которого создано благосостояние страны, используемое, к сожалению, лишь в интересах узкой прослойки общества. Однако в ФЦП "Старшее поколение" на 2002-2004 годы даже не упомянуты вопросы пенсионного обеспечения старшего поколения.