Скрывать свой возраст народной артистке СССР Кларе ЛУЧКО было бы, по меньшей мере, смешно. Ее знает практически вся страна - и история послевоенного советского кинематографа неразрывно связана с ее именем.
Уважение и равенство
РОДИЛАСЬ Клара Лучко на Украине между Полтавой и Киевом. Ее родители были так называемыми "районщиками", то есть работниками низового звена партии. И мать и отец, всем сердцем преданные коммунистической партии и свято верившие в победу социальной справедливости, для строительства которой они не жалели жизни (даже любимую дочку назвали редким на Украине именем Клара в честь пламенной немецкой революционерки Клары Цеткин), практически не бывали дома. Оба были заняты сверх меры: мать - председатель колхоза, отец - директор совхоза.
Воспитывала девочку бабушка Киля - простая неграмотная крестьянка - сестра матери. Воспитание заключалось в том, чтобы накормить "дытыну", как она звала Клару, да кое-как обиходить.
Училась Клара сначала в украинской школе, а когда немцы подошли близко к Полтаве и семья эвакуировалась в город Джамбул в Казахстане, - в русской.
"Поначалу мне было очень трудно в русской школе, - вспоминает Клара Степановна. - Я путала украинские слова с русскими, и ребята надо мной смеялись. Но я с детства привыкла все делать как можно лучше и вскоре убедила своих соучеников в том, что смеяться над собой не позволю никому. Признаю только один вид отношений - на принципе уважения и равенства. Это осталось со мной на всю жизнь".
С детства Клара не сомневалась, что будет артисткой и только артисткой. У ее мамы был прекрасный голос, и в юности она пела в церковном хоре вместе с Иваном Козловским, который родом тоже из Полтавы. Но после революции вся жизнь Клариной мамы была посвящена строительству светлого будущего, и семья невольно отходила на второй план, а уж мысль о развитии своих вокальных данных ей и в голову не приходила.
Знаю, как это было, по опыту своего собственного детства. Я тоже редко видела маму, которая в 16 лет ушла из богатой петербургской семьи и с головой окунулась в революцию. Работа и партия были основой жизни, а все остальное, включая семью и ребенка, было второстепенным. Недаром на вопрос, где твоя мама, я отвечала: "Мама у нас приходящая".
"Иди, ты принята"
КОГДА Клара училась в 10-м классе, на глаза ей случайно попалась заметка, что в Алма-Ате, куда во время войны был эвакуирован Институт кинематографии, будет производиться набор в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Решение было принято мгновенно. С узелком, в который бабушка завернула шмат сала да хлеб, почти без денег, Клара села на поезд и поехала из Джамбула в Алма-Ату. Никогда до этого она не покидала отчего дома, но страха не было. Страх, точнее, не страх, а ужас охватил ее позже, когда она переступила порог здания, где расположилась студия "Мосфильм" и где принимали экзамены на курс Герасимова. Она тоскливо озиралась вокруг и слушала, о чем разговаривали абитуриенты. Боже правый, с каким апломбом они рассуждали о знаменитых режиссерах Пудовкине и Довженко, обсуждали декорации раннего Вахтангова, а она об этом не только ничего не знала, она и имен-то этих никогда не слыхивала. Да и откуда было ей их знать...
Так и вошла она в аудиторию, с трудом удерживая дрожь в ногах. Принимавший экзамены опытный преподаватель Бибиков сразу же все понял. "Боишься? - спросил он испуганную девчонку. - "Очень!"- ответила Клара. "А ты не бойся - ты ведь с Украины, из-под Полтавы? Речка там, наверное, есть, и наверняка у тебя была там подруга. Правильно?" - "Да, - прошептала Клара, - Зина". "Вот и представь себе, как твоя Зинка тонет, и что ты будешь делать, чтобы ее спасти..."
Клара так ясно представила себе их быструю речку Воркслу и тонущую Зинку, что забыла и обо всех своих страхах, и об экзаменах. Она начала так истошно кричать и протягивать воображаемой Зинке указку вместо палки, что комиссия во главе с Бибиковым, с трудом сдерживая смех, еле ее успокоила. Никаких вопросов, даже стихотворение и басню не попросили прочесть. "Иди, ты принята" - таков был приговор.
Домой Клара возвращалась не на поезде, она буквально летела на крыльях. Она принята! Она принята! Несколько раз ущипнула себя, не сон ли все это.
Завидовать и ревновать было недосуг
КЛАРА Степановна Лучко - разносторонний человек. Но если попробовать выделить основное в ее характере - то это фанатичная преданность и любовь к избранной профессии, которая сопровождает ее всю жизнь и которую не могли не заметить ни ее учителя, ни работавшие с ней режиссеры.
В институте Клара занималась с таким рвением, да что рвением, неистовством, что даже такой строгий учитель, как Сергей Герасимов, не мог этого не заметить. А заметив, предложил ей роль тетушки Марины в фильме "Молодая гвардия". Конечно, это не Ульяна Громова, сыграть которую она мечтала, но какое это имело значение, когда она СНИМАЕТСЯ в кино.
"То, что у меня никогда не было ни зависти, ни ревности, весьма распространенных в артистической среде, - говорит Клара Лучко, - спасало во все годы моей жизни и в кино, и на сцене Театра киноактера, где играла много лет. Я так была поглощена своей работой, так много радости получала от любой роли, хотя далеко не все они были сплошь удачными, что мне просто недосуг было кому-то завидовать или ревновать к чужому успеху".
После фильма "Молодая гвардия" и окончания института Клара Лучко сыграла одну из главных ролей в фильме "Кубанские казаки" мэтра советского кино Ивана Пырьева.
Это был невероятный успех. В те бедные послевоенные годы эту картину смотрели по многу раз, радуясь чужой любви, чужому достатку и чужому счастью.
Фильм стал легендарным, песни из него поют до сих пор, и, хотя в перестроечное время его заклеймили, как "лакировку действительности", - видимо, тоска по красивой жизни, о которой мечталось, привязала сердца нашего народа к этой картине.
Казалось, не миновать молодой актрисе звездной болезни, но и здесь ее преданность искусству, какая-то внутренняя чистота помогли ей остаться самой собой - доброй, спокойной, доброжелательной к людям.
На съемках фильма "Кубанские казаки" решилась и личная жизнь Клары. Как только открылась дверь в подсобку, где актеры ожидали вызова на съемку, и появился мощный красивый Сергей Лукьянов, его первые слова, когда он увидел Клару, были: "Ну я пропал..."
Хотя Лукьянов был старше ее на 16 лет и у него уже была семья, он решительно, как и все, что делал в жизни, ушел из семьи и через год женился на Кларе.
А еще через год у них родилась дочка Оксана, которую так же, как когда-то маленькую Клару, сдали на руки бабе Киле, приехавшей в Москву из Полтавы.
"Я прожила с Лукьяновым более 15 лет и не скажу, что жизнь моя была с ним легкой. Он подавлял меня и, что греха таить, не мог удержаться от ревности не только ко мне, как к женщине, но и к тому, что не он меня продвигал, а сама я снималась из фильма в фильм, и что мой фанатизм по отношению к профессии часто уводил меня из дома. Честно признаюсь, что, если бы среди ночи вдруг раздался звонок с предложением выступить где-то в глубинке, я бы, не задумываясь, помчалась, не спрося ни о финансовой стороне дела и уж подавно об удобствах".
Лукьянов рано ушел из жизни, в 55 лет. Всецело поглощенная творчеством, Лучко мало задумывалась о дальнейшем устройстве своей личной жизни. Но, как это часто бывает, на сцену вышел его величество случай.
"Я зашла к знакомым на чай, а там среди немногочисленных гостей был Димитрий Мамлеев, в то время уже известный журналист. Мы много разговаривали, нашли массу общих интересов, вместе вышли из дома и, не сумев найти такси, долго гуляли по городу. С тех пор так и ходим вместе много лет, приближаясь к серебряной годовщине. С мужем мне очень повезло. У нас не только общие интересы, у нас все построено на принципе уважения, равенства и доверия, что для меня всегда было основополагающим и что является главным при моей профессии, частых отлучках и, что греха таить, невозможности быть хорошей хозяйкой в доме. Но знание того, что Дима не только поймет, но и поможет, и будет гордиться моими успехами, не менее чем я сама, мне всегда помогало чувствовать себя защищенной, спокойной за свои тылы".
Секрет ее молодости
"ДЛЯ меня возраст - не дата рождения в паспорте. Я о нем просто не думаю. Активная жизнь, творчество, освоение новых рубежей в профессии - вот, что заполняет мою жизнь. Поэтому я и взялась за передачу на телевидении "Фильмы прошлых лет", сделала более 30 передач, имевших огромный отклик, и грущу, потому что из-за недостатка денег ОРТ эту передачу закрыло.
В повседневной жизни я человек довольно ленивый и никаким спортом не занимаюсь. Может быть, я не совсем права, но мне кажется, что при поглощенности основным делом мало остается времени на что-то другое. Но держать актерскую физическую форму я не забываю и поэтому, проснувшись, делаю растяжку всех мышц, но лежа на диване. При возможности, когда у меня есть свободное время, я отдыхаю дома, или читаю, или совершаю легкую прогулку - иными словами, просто расслабляюсь, набираюсь сил для будущего рывка.
Но чтобы это был какой-то обдуманный план сохранения сил или омоложения - этого нет. Мне повезло, так как я генетически пошла в отца и излишней полнотой никогда не страдала. Но годы есть годы, хотя я и стараюсь о них не думать, и, когда пояс становится туговат, встаю на весы, тяжко вздыхаю и вычеркиваю из своей жизни жирное, сладкое и мучное. И это здорово помогает. За последние 10 месяцев я потеряла около 10 кг, которые были явно лишними и мешали мне быть в форме. Никаких специальных диет или чудодейственных таблеток не принимаю.
Но что, по моему глубокому убеждению, действительно помогает сохранению молодости - так это делать как можно больше добра. Потому что зло - бумеранг. Совершаешь недоброе, и оно обязательно тебя же рано или поздно ударит. Обязательно. И лицо у тебя сразу станет злым, без света доброты, необходимого для моложавости".
Выросшая в коммунистической семье, да еще в то время, когда религия никак не была в почете, Клара Лучко не была верующим человеком, да и крестить ребенка в семье партийных работников было не принято. Первое знакомство с церковью у Клары Лучко началось со студенческой шутки в институте. Девчонкам, которые боялись отчисления из института за несоответствие профессии, кто-то посоветовал пойти в церковь и попросить Николая Угодника помочь им. Наиболее смелые, Ляля Шагалова, Клара Лучко и Катя Савинова, пошли в храм в Брюсовском переулке и спросили, где здесь поставить свечку Николаю Угоднику. Пожилой священник подошел к девочкам и проникновенно сказал: "Девочки, сейте добро, сострадайте страждущим, всегда старайтесь помочь тем, кто в этом нуждается, - и любое ваше благое дело не останется без ответа". Клару так тронули эти слова, поскольку они совпадали с ее мироощущением и желаниями, что позже она пришла к этому же священнику и попросила крестить ее.
"Я и сейчас против демонстрации религиозных чувств, - говорит Клара Степановна. - А вот следовать библейским заповедям считаю основным принципом своей жизни. Рада, что смогла помочь собрать деньги на лечение Михая Волонтира - моего "цыгана". Жизнь и у нас в стране нелегкая, а в Молдавии особенно. И квартиру своему "сыночку" Ване из фильма "Цыган" смогла помочь получить, и друзей своих старых не забываю. И считаю, что правильно сделала, когда встала на колени перед Леонидом Рошалем в день его рождения в концертном зале "Россия", хотя никогда до событий на Дубровке его не знала. Но как женщина и мать не могла не преклонить колени перед его подвигом.
Я прожила очень интересную, насыщенную жизнь. Видела много стран, встречалась со знаменитыми людьми, многое успела сделать в творческом плане, поэтому считаю себя счастливым человеком и не боюсь будущего.
Это не значит, что я какой-то запрограммированный оптимист. Бывают у меня и полосы плохого настроения, и даже депрессии. Но я всегда говорю себе: все пройдет, постарайся не настраиваться на негатив, а думай о хорошем, делай добро, и жизнь опять повернется светлой стороной, и выглянет солнышко. Этого я и желаю всем читателям вашей газеты".