27 августа исполняется 100 лет со дня рождения создателя и главного режиссера Московского детского музыкального театра Наталии Ильиничны САЦ.
Первая гастроль
ОНА родилась в семье певицы и композитора в Иркутске, куда ее отец Илья Александрович Сац бежал, предвидя возможный арест (как человек, сочувствующий революционно настроенному студенчеству, он был на примете у полиции). Однако добровольная ссылка длилась недолго, и вскоре талантливый музыкант, покоривший своим искусством сибирский город, завоевывал Москву... И вот какая здесь однажды случилась история.
Илья Александрович, дирижер оркестра Московского Художественного театра, никак не мог добиться правдивости звучания кульминационного момента в драме М. Метерлинка "Смерть Тентажиля", которым должен был стать крик ребенка, почувствовавшего приближение смерти. И тогда его осенило. Он прибежал домой, завернул дочь в одеяльце и помчался обратно. В театре, положив ребенка на двух приставленных креслах около дирижерского пульта, он сказал музыкантам, что, мол, девочку не с кем оставить дома. Те же, увлекшись подготовкой к генеральной репетиции, вскоре забыли о ее присутствии. Наташа лежала на импровизированной кроватке и слушала музыку. Сцена ужаса подошла как раз ко времени кормления ребенка, и отец правой рукой дал ей бутылочку с овсянкой, а левой продолжал дирижировать. Не успела девочка сделать и глотка, как отец отдернул руку. И сразу как раз в нужный для увертюры момент, перекрывая звуки оркестра, раздался детский плач. Затем бутылочка вновь была возвращена Наташе, и ребенок затих.
"Гениально! - закричал Мейерхольд. - Полное впечатление настоящего детского крика. Как вы этого достигли?" Смущенный дирижер не успел и рта раскрыть, как в репетиционный зал вбежала его рассерженная жена, Анна Михайловна, и, отругав супруга, раскрыла режиссеру тайну "гениальной" увертюры, гневно указав на одеяло, в которое была завернута новоявленная "солистка" оркестра. Это выступление Наталия Ильинична назвала своей первой гастролью.
Илья Александрович становился все более известным в музыкальных и театральных кругах, его наперебой приглашали писать сюиты и увертюры к постановкам. Но известность отнюдь не предполагала большого достатка, случалось, что в доме вообще не было денег. Единственное, в чем не испытывали нужды ни дети, ни взрослые, - это в музыке. Не случайно к шести годам Наташа заявила отцу: "Хочу учиться на рояле, хочу сама делать музыку". На что тот лишь отмахнулся: мала еще. Но желание ее было столь велико, что папа не смог устоять под напором маленькой девочки. Впоследствии Наташины "хочу" всегда превращались в "могу" и воплощались в действительность...
"Девчонка я была молчаливая, большеглазая и озорная. Как-то папу спросил его старый знакомый: "Говорят, Илья, ты женат, две девочки у тебя?" Отец ответил: "Младшая, точно, девочка, а старшая - без пяти минут мальчик".
Тетя Наташа
НАТАШЕ не было и пятнадцати, когда она, вчерашняя школьница, переступила порог Театрально-музыкальной секции Наркомпроса в надежде получить работу. Даже в своих самых смелых мечтах она не могла представить, что станет заведующей Детским отделом. С этого момента к ней обращались не иначе как по имени-отчеству, но, впрочем, только взрослые. Дети величали ее тетя Наташа.
Жизнь Наташи была заполнена концертами, представлениями, спектаклями, которые проходили на импровизированных подмостках на колесах. Какие только вопросы не приходилось решать Наталии Ильиничне! "Было ли трудно? Очень. Но отец говорил: "Трудности для того и созданы, чтобы их преодолевать. Крепить волю, когда твердо знаешь, чего хочешь, - что может быть интересней этого?!"
Вскоре Наташа загорелась идеей создания театра для детей: "Хочу так сильно, как еще никогда". И вновь победа! На свет появляется Государственный детский театр при Наркомпросе, а затем и Московский театр для детей при Моссовете, режиссером которого становится шестнадцатилетняя Наталия Ильинична Сац. "Самое чудное в жизни - иметь право проявлять свою инициативу, с головой уйти в любимое дело..."
Наталия Ильинична стала первым в России режиссером-женщиной. Красивая, порывистая, решительная, прямо высказывающая свое мнение, владеющая несколькими европейскими языками, свободно читающая нотные клавиры, знающая законы оперного искусства и секреты режиссерского мастерства, она шокировала мужчин, которые представляли театр как детский театральный костюмированный концерт: стишки, песенки и ничего серьезного.
В 1936 году Московский театр для детей был преобразован в Центральный детский театр - крупнейший в России. Многие знаменитые писатели и актеры считали честью работать в театре, руководимом Наталией Ильиничной Сац. А она говорила: "Без театра я птица с разбитым крылом"...
Часы моей жизни остановились...
ОНА всегда старалась выглядеть как истинная леди. Была обворожительно красива, стройна. Надевала платья, подчеркивающие фигуру, которые шила на заказ в "Москвошвее". При этом носила их так, что многие думали, что она покупает наряды только за границей.
Ранней осенью 1937 года вот такой нарядной, в платье по фигуре, в изящной игривой шляпке, красном плаще и замшевых перчатках Наталия Ильинична Сац была арестована. За одну ночь, проведенную в Бутырской тюрьме в камере с уголовниками, она поседела.
Ей предъявили обвинение в измене Родине, назвали политической шпионкой, женой врага народа, объявив приговор: пять лет лагерей. Наталия Ильинична отказалась признать себя виновной и даже не написала письмо домой с просьбой прислать теплые вещи. Она до последнего момента верила, что это простое недоразумение.
Не раз в лагерных бараках она могла умереть от голода, холода и болезней, но Бог миловал. В августе 1942 года Сац была выслана на Волгострой, в Рыблаг, где из заключенных польских музыкантов организовала джаз-ансамбль. Затем были Переборы и наконец Москва, где Наталия Ильинична смогла вновь увидеться со своими повзрослевшими к тому времени детьми, но получить разрешение на постоянное место жительства в столице ей не удалось. В 1943 году Наталия Сац приехала в Алма-Ату. Тогда там в эвакуации находились многие деятели искусства. И вновь ее "хочу создать театр" взяло верх. 6 сентября 1944 года выходит постановление об открытии в Алма-Ате первого Театра юного зрителя. Художественный руководитель и директор - Наталия Сац.
После шести лет лагерей Наталья Ильинична не озлобилась, не впала в отчаяние. Перевернув эту старую страницу жизни, она решила к ней не возвращаться.
"...Иногда ушибешься так, что до ушибленного места не хочется дотрагиваться ни пальцем, ни словом... Я люблю мою страну! Да, люблю со всеми ее сложностями. Когда в сердце зацеплено что-то главное, даже огрехи бессильны вытеснить это "я люблю". Да и непонятно мне, как можно плевать в колодец, из которого пила и пью столько животворной воды, которая сделала меня мной..."
Птица Счастья
В 1958 ГОДУ Наталия Сац возвратилась в Москву. Некоторое время она успешно руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем - детским отделением Мосэстрады. Мысль о создании детского музыкального театра не оставляла ее ни на миг: "...есть ли на свете что-нибудь более замечательное, чем дети, сидящие в зрительном зале, детские лица, ожидающие выступления артиста? Для меня - нет". Но от замысла до его претворения было еще очень далеко...
И вот выступление на съезде композиторов: "Без всякой записки говорю о том, что звучит в мыслях и сердце: "Нужен детский музыкальный театр!" На следующее утро в девять звонит телефон. "Кто спрашивает?" - слышу голос взявшего телефонную трубку сына. И в ответ - торопливо скромное: "Шостакович". Сын не поверил, думал, что кто-то решил меня разыграть". Но это был на самом деле Дмитрий Дмитриевич, который после встречи с Наталией Сац сказал, что готов помочь ей в столь благородном начинании.
И 21 ноября 1965 года открывается первый в мире детский музыкальный театр в Москве, и Наталия Ильинична становится его бессменным руководителем. "Мне кажется, вся моя жизнь какими-то крупицами готовила меня к этому самому главному".
В 62 года начать новое дело - это не каждому дано. Впрочем, она никогда не думала о возрасте и жила не вопреки всему, а во имя. Во имя театра!
Действительно, Наталия Ильинична не знала, что такое спокойная жизнь. Она говорила: "Возраст - это не итог лет, а количество творческих планов, которые ты по-прежнему можешь или хочешь осуществить... В 16 лет среди опытных я была старшей, а в шестьдесят восемь чувствую себя молодой".
Любая постановка, любые гастроли требовали от нее порой огромных усилий. Такое жизненное напряжение стоило ей очень дорого...
Наталия Ильинична любила повторять слова французской песенки "Ищите розу": "Всегда и везде ищите розу. На мостовой, в темнице, в самые тяжелые минуты думайте о розе, ищите розу. И если вы даже не найдете розу, какое счастье, что вы ее искали! Ищите розу, всегда, везде, во все дни жизни!"
Говорят, Cинюю птицу - птицу Счастья поймать невозможно, но маленькая Наташа, услышав историю о Cиней птице от папы, сказала: а я, когда вырасту, ее поймаю.
Наталия Сац умерла, отпраздновав свой 90-летний юбилей, продолжая работать в театре до самого последнего дня. И успела увидеть, как взмывает в небо Синяя птица Счастья - скульптура, установленная на крыше нового здания театра.
Ее энергетика была очень сильной. Она не любила педагогов, которые, приведя детей в театр, сторожили их, одергивали. Никогда не кричала на детей, а внимательно, с улыбкой смотрела в глаза. Когда перед спектаклем они встречали ее возгласами "тетя Наташа!", она, улыбаясь, начинала с ними разговаривать, и дети улыбались ей в ответ, переставая топать ногами и кричать...