Рубрику ведет руководитель Союза потребителей России П. Б. ШЕЛИЩ.
СВЫШЕ половины обращений в отделы строительно-технических экспертиз Центров независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ) в различных регионах связано с протечками. При этом эксперты сталкиваются с тем, что граждане не знают, как правильно поступать, если в квартире произошла протечка сверху. А действовать нужно следующим образом.
В случае возникновения аварии для ее ликвидации следует вызвать аварийную службу, а затем - представителя жилищно-коммунального хозяйства, отвечающего за техническое состояние этого дома. И составить акт в трех экземплярах, один из которых оставить у себя. В акте фиксируется не только причина протечки, но и указывается объем повреждений квартиры и имущества (мебели, бытовой техники и пр.). Если хозяин квартиры с чем-то не согласен, он вправе вписать в акт свои замечания и под ними поставить свою подпись. Следует помнить, что акт составляется не только в присутствии жильца пострадавшей квартиры, но и при его активном участии.
После получения акта на руки следует сразу написать в жилищное агентство своего района заявку на восстановительный ремонт и приложить копию акта о техническом состоянии квартиры после протечки - и запастись терпением. Потому что по ряду объективных причин отремонтировать поврежденную квартиру не всегда возможно. Например, если повреждение квартиры произошло в результате аварии инженерно-технических сетей, значит, нужно подождать их ремонта. Если протечка произошла в зимнее время из-за ветхости кровли, то скорее всего ремонт будут делать весной, когда с крыши сойдет снег и ее отремонтируют. И в квартире с сырыми стенами невозможен восстановительный ремонт без просушки стен. А в квартире, расположенной над подвалом, ремонт должны проводить после того, как осушат подвал и проведут ремонт инженерных сетей и технических систем, находящихся в нем.
Если жилец поврежденной квартиры так и не дождался ремонта, он может при наличии акта на руках сделать ремонт за свой счет с помощью любой строительной организации, имеющей лицензию на проведение таких работ. А стоимость ремонта взыскать с виновных через суд.
Если же денег на ремонт нет, можно заказать в строительной организации только смету на ремонт и опять же подать в суд иск для взыскания этой суммы с виновника.
Претензию в жилищное агентство следует составлять в двух экземплярах. Один экземпляр вручается директору районного жилищного агентства. Второй экземпляр следует оставить у себя - на нем представитель жилагентства делает отметку с датой получения.
Если в течение 30 дней на жалобу не последует ответа, следует отправить претензию главе администрации своего района, а затем в Комитет по содержанию жилищного фонда. Параллельно можно подать жалобу в территориальные органы местного самоуправления, депутату Законодательного собрания или депутату Государственной думы, избранным в данном округе.
Если никакого ответа из вышеперечисленных инстанций не последует, тогда следует обратиться в суд. При этом в соответствии со статьей 17 закона "О защите прав потребителей" гражданин освобождается от уплаты госпошлины, поскольку все граждане являются потребителями коммунальных услуг.