Примерное время чтения: 10 минут
296

Кто тянет лямку?

КОГДА-ТО, когда я была маленькой, папа водил меня за ручку в детский сад. Идти было далеко, и это было прекрасно. Потому что, пока мы с ним шли, по меньшей мере половина городка успевала разглядеть, какой же он красивый! Как солнечно блестят пуговицы на его кителе, как сверкает витой шнур на фуражке, как небесно голубеют петлицы с крошечными самолетиками! И, чтобы никто-никто не сомневался, что я его дочка, я по десять раз за дорогу громко задавала ему глупые вопросы: "Папа, а почему?.. Папа, а зачем?.." Сказать, что я им гордилась, - ничего не сказать. Я его боготворила.

Нет, конечно, быть дочкой офицера не просто - мы с мамой мотались следом за ним по военным городкам, жили на съемных квартирах, в общежитиях и казармах, я меняла школы... Но когда мы все же наконец осели в Москве, папе дали хорошую квартиру. И платили мы за нее половину квартплаты, и телефон нам поставили сразу же, а не как всему дому - через пять лет, и за него тоже платили половину. А еще мы с мамой назывались немного обидным словом "иждивенцы". Но зато могли раз в год ездить с папой даром в отпуск куда угодно - хоть на Дальний Восток. И меня почти бесплатно посылали на юг в пионерский лагерь от Министерства обороны.

А офицеры кто?

ХОРОШО было быть военным. Нынче все как-то слегка потускнело и потеряло свой героический ореол. Сняли льготы по квартплате, нет больше половинной оплаты за телефон, даже офицерской формы, кажется, нет. Все ходят в полевой - никакой красоты и изящества. Телевидение пугает потенциальных офицеров тяготами службы, плохими условиями жизни в вечно отключенных от электричества военных городках, дикими выходками призывников. То лейтенантика молодой солдат пристрелит, то военная техника "начала конца прошлого века" подкачает (с летальными исходами), а ведь еще есть "горячие точки"... Кто там за нас всех отдувается? Конечно, офицеры. Основной контингент теперешних службистов, тянущих лямку в провинциальных военных городках, - как правило, мужчины за сорок, необходимый срок уже выслужившие, но надеющиеся заработать прибавку к пенсии. В большинстве - сменившие от пяти до пятнадцати мест проживания, собственной квартиры не имеющие. Но и молодые, конечно, есть. Эти идут в армию кто за чем. Некоторые - чтобы получить бесплатное высшее образование, другие, напротив, после окончания вуза решают, что чем служить по призыву солдатом, лучше добровольно пойти в армию офицером. Приятнее приказывать, чтобы кто-то копал канаву от забора до обеда, чем копать ее самому... Но есть, и, знаете, их немало, такая славная и немножко не от мира сего категория, как патриоты и романтики. Может быть, на них-то и держится вся надежда на светлое будущее нашей армии.

Тяжела служба, не получается в вечных переездах обрасти имуществом, жена постоянно сидит без работы (где ее в военном городке найдешь), детишки, прыгая из школы в школу, теряют нить учебного процесса. Ну а постареет офицер, что ему от родного государства достанется? Не так уж много...

Отслужил. А что потом?

ВОТ что поведал нам заместитель начальника организационно-правового отдела Управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации подполковник Андрей Анатольевич ПОДКОВЫРОВ:

- Офицеры получают право на пенсию, если выслужат 20 и более лет. При этом для некоторых районов (например, Крайнего Севера) имеется льготный коэффициент. Еще военную пенсию получат инвалиды, ставшие таковыми в процессе прохождения воинской службы или не позднее трех месяцев после ее окончания. А в случае если инвалидность наступила в связи с ранениями или прочими причинами, имевшими место во время службы, то и после этого срока. Получат ее и те, кто уволился по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов, если на день увольнения из армии исполнилось 45 лет и трудовой стаж 25 лет и больше, но чтоб армейская служба составляла из них не менее 12,5 лет. Пенсия при этом формируется следующим образом: отслужившим 20 лет дается 50% соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый следующий год выслуги плюсуется еще по три процента, но в сумме не более 85%. Однако проценты процентами, а сколько денег причитается, скажем, реальному офицеру - подполковнику, командиру батальона, имеющему 27 лет выслуги? Посчитаем: должностной оклад - 2000 рублей да оклад по воинскому званию - 990 рублей. Прибавим семидесятипроцентную надбавку за выслугу лет - 2093 рубля да стоимость продовольственного пайка - 608 руб. 33 коп. Возьмем 71% от этой суммы. Итого - 4040 руб. М-да, негусто. А у него, между прочим, десять лет службы на Дальнем Востоке, двое несовершеннолетних детей и нет квартиры.

Работа для сильных духом

ОДНАКО офицеры - все-таки немножко особые люди. То ли служба дисциплинирует, то ли изначально сильный характер и приводит людей в армию, только, уйдя со службы, они не сидят сложа руки. Недаром офицеров традиционно хорошо берут на работу в коммерческие структуры, военное образование - залог солидной профессиональной подготовки, и "по профилю", только немножко "преломив" его в гражданскую сторону, они, в общем, устраиваются. Впрочем, кому сейчас легко?

Ну а что сказать молодому, как говорил поэт, "решающему, сделать бы жизнь с кого"? Армия - не место для хлюпика, выбрал свой путь - иди по нему до конца. Но знай, что платить тебе будут мало. По крайней мере до тех пор, как ты не станешь генералом, конечно. С одним таким знакома - после института пошел офицером, служит в Москве, в Главном штабе. А у него мама - инвалид второй группы. Так вот, в школе он учился - мама ему деньжат на обед давала, в институте учился - тоже, и сейчас, когда он при погонах,- точно так же. Потому что у него зарплата - 3100 в месяц, и жена молодая, беременная... Единственное, что утешает, если он не плюнет на армию в юном возрасте и до пенсии дотянет, то получит (при хорошем раскладе) все же вдвое больше среднестатистического пенсионера. А молодой жене что сказать? Наверное, то, что моя мама как-то ответила одной подружке на вопрос: "Как бы мне выйти замуж за генерала?" - "Выходить надо за лейтенанта, а до генерала доращивать!"

Мой праздник

Юрий Павлович ЕРАСОВ, 73 года, до 1961 г. - капитан 3-го ранга, командир корабля.

Я ВСЕГДА хотел быть офицером, как мой отец. Мы из Ленинграда, кругом всегда были военные корабли, моряки. Во время войны нашу семью эвакуировали под Сталинград, кто же мог подумать, что такой глубокий тыл станет передовой... Как только исполнилось 15 лет, пошел я в речное мореходное училище. Закончил его - стал младшим лейтенантом, и служить отправили на Северный флот, в Печенскую бригаду торпедных катеров. Кораблики маленькие, деревянные, а потрясающе мощные. Команда - 5-7 человек, любая ошибка, неточность, кем угодно допущенная, ведет к гибели всех. Поэтому постоянное чувство локтя, поддержка во всем. Большинство офицеров бригады прошли войну, и я себя тоже чувствовал причастным к героике, к подвигу. А жили при этом в ужасных условиях - в землянках, каких-то бараках. Я прямо на катере в каюте обитал, а тем, кто с семьями, с детьми, каково? На Кольском-то холода зимой какие!

Три года я там пробыл и отправился учиться в Высшее военно-морское училище, а уж оттуда был распределен на Балтийский флот, занимался испытанием минного оружия. Я на хорошем корабле был, душу в него вкладывал, месяцами на берег не сходил. Корабль - живое существо, ему любовь нужна. Хорошие перспективы были - 33 года, самый расцвет, должен был на повышение уходить. И тут все сломалось. Хрущев приказал пустить под нож весь флот, корабли резали и те, что на плаву, и те, что только на стапелях стояли. Мне пришлось уйти. Это был страшный удар. Я всю жизнь положил на воспитание в себе офицера, 17 лет морю отдал, и все разом перечеркнуть, опять от печки танцевать?

Делать нечего - пошел рядовым инженером. Нам год после увольнения платили за звание, образование в военно-морском училище было по-настоящему хорошим, с этим багажом знаний я сумел поступить в институт электроники сразу на третий курс. Тяжело пришлось. Взрослый человек, строевой офицер, семейный, и опять со школярами, за парту... Однако справился. Стал инженером по кораблестроению и радиоэлектронике. Когда стало создаваться Министерство электронной промышленности, пошел туда. Практически своими руками его и поднимал - прошел путь от инженера до зам. начальника главка, 20 лет этому ведомству отдал. Мои сверстники, попавшие в такой же переплет, тоже, как правило, лапки не складывали, оказавшись выкинутыми из армии. Все-таки военный характер дает себя знать. А военной пенсии я не заслужил - просто подарил Родине 17 лет жизни, и все. Ничего, мне не обидно - как говорится, "жила бы страна родная..." И День Военно-морского флота я по-прежнему считаю своим праздником, всегда его отмечаю.

У военных хорошая репутация

Олег Васильевич БУЛАНКИН, 62 года, полковник в отставке.

СУДЬБА у меня самая типовая. Я сын офицера, вот и пошел вначале в Тамбовское среднее военное училище, потом - служить. Вскоре понял, что надо высшее образование получать - окончил еще академию. Летал, самолеты к полету готовил, возглавлял инженерную часть. Много мест сменил - и в Грузии побывал, и в Германии, и даже в Африке, в Судане. Обычно как: приезжаешь, первый год с семьей в съемном углу. Потом казенную квартиру дают. Один годочек хорошо поживешь, и переводят дальше. С собой почти ничего - пара чемоданов, вот и все имущество... Только в Харьковском летном училище долго прослужил - 6 лет. Самолеты в две смены летали, я с утра до ночи на аэродроме, чтоб успеть все проверить, чтоб никаких ЧП. Выходной - только воскресенье, да и то пару воскресений в месяц непременно дежуришь. Но и оклад - 300 рублей, да летные, да кормят три раза в день, да вся одежда казенная. Это очень солидно по тем временам. Ну а в 87-м году понял - пора уходить, демобилизовался.

Приехал в Москву, я ведь отсюда в армию пошел. Непросто, конечно, в зрелом возрасте жизнь свою менять, приличную работу найти. Но я через полгода хоть квартиру получил... А нынешним, кто увольняется, дают жилищный сертификат, а его никто брать в оплату за жилье не хочет - за ним никаких реальных денег нет. Поработал я для начала в военкомате, люди там очень хорошие подобрались. Однако зарплата маленькая - семью не прокормишь. Тут знакомые стали организовывать банк, пригласили. У военных все же хорошая репутация. Возглавлял там административно-хозяйственную часть, охрану. Полных десять лет этой сфере деятельности отдал. Но потом наш банк обанкротили, и, естественно, я уволился. Сейчас работаю в НИИ, тоже возглавляю охрану. Конечно, зарплата не слишком велика, но и не бедствую. Ни о чем я в своей судьбе не жалею, не жалуюсь - семья у меня крепкая, всегда жена за мной по гарнизонам ездила, двое детей есть, внуки уже. Никто из них по моим стопам не пошел. Может, это и правильно - уж очень тяжело современным офицерам живется, гораздо тяжелее, чем нам было. Но сейчас стали об армии думать, вроде обратило правительство внимание и на наши нужды. Сообразили, кажется, наконец, что если только грязь на армию лить, скоро вообще никто Родину защищать не пойдет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно