Примерное время чтения: 7 минут
1480

В 50 - 70-е ГОДЫ БЫТЬ ЖЕНОЙ ВОЕННОГО БЫЛО ПРЕСТИЖНО. А СЕЙЧАС? Жена офицера

Об армии в последнее время пишут много. Проблем там действительно масса. Но есть и еще одна - быт военнослужащих и их жен. Жены офицеров - категория особая. В этой статье мы попытались нарисовать обобщенный портрет таких разных, но в чем-то очень похожих офицерских жен.

"ХОЧУ ЗАМУЖ ЗА ВОЕННОГО"

В 50 - 70-е годы у ворот военных академий где-то к концу занятий появлялось много красивых девушек. Они заговаривали с молодыми военными, старались привлечь к себе внимание.

Каждую субботу в Дом офицеров на Литейном проспекте в Ленинграде (в просторечии - "Дом последней надежды") на танцы с боем прорывались одинокие женщины и девушки (а пускали только пары).

В провинциальных городках матери молодых девушек с удовольствием брали "на постой" бесквартирных холостяков-офицеров.

А цель была одна - стать женой офицера. В те времена это обещало достаточно обеспеченную и пристойную жизнь, хотя беспокойную и с неясным будущим.

ВОЕННЫЙ ГОРОДОК

НУ ВОТ, свершилось! Заканчивалась учеба мужа в большом городе, а впереди была дальняя дорога, закрытый военный городок или дальний, у черта на куличках, гарнизон, как Могоча или Беличан.

В казенной комнате первая мебель - это ящики из контейнера со скудным имуществом, матрас на полу, "детская кроватка" из стульев и чертежной доски. Ящики не выбрасывали: надеялись скоро выбраться из этой "дыры". "Мы скоро поступим в академию! Мы готовимся!" - это обычно говорили жены и иногда делали мужья. Жили надеждой, а она все не сбывалась. "Дыра" затягивала, как болото. Гарнизон постепенно увеличивался, цены у местных жителей росли в два раза быстрее зарплаты, женам работать было негде. Ни тебе театров, ни музеев. Сверхтесное ежедневное общение друг с другом. Все друг о друге известно - никаких тайн. Гарнизонный клуб, самодеятельность, кружки кройки и шитья, иногда кино - вот все развлечения.

Некоторые находили себя в женсоветах. Этих во всем гарнизоне недолюбливали за их интерес к "грязному белью" (чужому).

И над всем царили жены "отцов-командиров". Они поучали, советовали, судили, распределяли блага военторга. Жены "больших" командиров получали и должности: заведовали гостиницами, столовыми, кафе, клубами; у командиров рангом пониже - дежурными по этажам, вели кружки в клубах, работали официантками.

Во всех городках жены видят мужей редко. Субботы - парковый день (работа с техникой). Первое воскресенье - караул, второе - дежурство по казармам ("дедовщину" пресекают), третье - культмассовые мероприятия с личным составом, и только четвертое посвящается семье.

По ночам частенько раздается стук приклада автомата в дверь: "Тревога!" Жены и дети пугаются, а мужья мчатся в ночь под дождь и снег на два-три дня.

Все это формирует за 5 - 6 лет особый тип взаимоотношений - "городковый" (не путать с городским).

И, к сожалению, этот тип отношений оказывается нежизнеспособным при возвращении к "нормальной" жизни. Почти в 30% случаев, как следствие, развал семьи. Женщины теряются в большом городе. Они слишком рано старятся в тяжелейших условиях глубинки и не могут конкурировать с ровесницами из "большого мира".

СЕЛЬСКАЯ ЖЕНА

НО это совсем другой случай! Их брали замуж там, где они родились и жили. И после свадьбы с офицером продолжали жить в своем доме с мамой и папой, по- своему счастливо и интересно. Внезапный перевод по службе даже с повышением был и счастьем, и бедой! Рыбу нельзя вынимать из воды. Помню, жена одного космонавта, взятая им из глубинки, на торжественном собрании части вдруг встала и двинулась вслед за знаменем части на сцену, в президиум к мужу. Вынос знамени состоялся!

И, как ни странно, невезение по службе оборачивалось благом: счастливо жили вместе и до, и после выхода в запас офицера-мужа.

"ПОЛКОВНИЧИХИ"

ЭТИ жены создавали, лепили "мужа-офицера" для себя. Чаще всего выходили замуж за офицеров средних способностей. Так само собой получалось. А затем заводили нужные знакомства, допуская иногда вольности. Лишь бы начальник был нужный. Одна такая жена, зубной врач по профессии, сумела всю судьбу мужа решить за время поездки из Москвы во Власиху (вотчину ракетчиков под Москвой). Она до Главкома дошла, а муж ее - до полковника! Был бы поумнее, она бы из него генерала сделала.

Единственный крупный недостаток таких семейных пар - значительная вероятность измены со стороны жены с "нужным" начальником.

"МОРЯЧКИ"

ЭТО те, у кого мужья по 3 - 8 месяцев в году в море, или по 5 дней в неделю - на боевом дежурстве в "шахте" ракетной пусковой установки. Материально они наиболее обеспечены, чаще всего имеют свою квартиру (служебную) в закрытых гарнизонах или даже в больших городах.

Мой друг, капитан-лейтенант Валентин С., где-то в "ревущих" пятидесятых широтах, где мы провели уже 6 месяцев, поделился: "У моей "старухи" вот такой любовник! Надежный парень!" "Старухе" было 29 лет.

И если такие "старухи" сохраняли супружескую верность, то "зарабатывали" дисфункцию различных органов. Против природы не пойдешь! На Северном флоте молодые жены ушедших в дальний поход офицеров устроили нелегальный "интим-клуб" с теми, кто в поход не ходит.

И таким примерам, увы, несть числа!

ОБЩИЕ БЕДЫ

КАК правило, почти всех офицерских жен, даже с высшим образованием, даже молодых специалистов, ждет безработица в военных городках, слабое медобеспечение (жена военкома Конышевского р-на Курской области родила третьего ребенка в поле на субботнике).

Их будет угнетать отсутствие личной свободы из-за постоянного воздействия жен старших начальников.

Их благосостояние будут разрушать многочисленные переезды из гарнизона в гарнизон вместе со всей семьей через всю страну, детям после 7 - 10-х классов будет негде учиться, денег будет постоянно не хватать из-за дороговизны продуктов на рынках и отсутствия их в военторге. Мужья начинают выпивать (а куда деваться?).

После увольнения в запас офицера с семьей ждет долгое бесквартирье (500 тыс. в очереди на жилье).

В последние годы к испытаниям добавился еще и холод в квартирах. Местные власти из-за неплатежей отключают электричество, газ, отопление. Платить нечем: накопления "съела" инфляция, а зарплату не выдают 2 - 3 месяца. Жены опять, как во время войны, ставят "козлы" (самодельные камины из водопроводной трубы) и "включают" их через батарею центрального отопления.

В Россию отправить детей некуда, да и денег не хватает. Где взять миллион на билеты из Читы?

Роберт БЫКОВ, полковник запаса.

От редакции. Политики говорят: армия должна стоять вне политики. Однако в жизни получается по-иному: она становится игрушкой противоборствующих сторон. За примерами далеко ходить не надо, стоит лишь вспомнить октябрьские события 93-го. Но ведь может найтись и третья сила, которая сделает для армии то, чего не могут сделать две другие, а именно - позаботиться о быте людей, имеющих оружие, их детях и, женах. И что тогда?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно