Примерное время чтения: 8 минут
90

Ваш выход, господин чиновник (05.02.2004)

В N 22 нашей газеты за 2003 год были опубликованы вопросы министру здравоохранения РФ Л. Шевченко. На днях мы получили ответ из Минздрава, который публикуем ниже.

Вопросы министру здравоохранения Российской Федерации Ю. Л. Шевченко

1. Зачем существует список льготных лекарств, если в аптеках для нас, льготников, их просто нет? Медики говорят, что на эти цели выделяется слишком мало средств. Чем же мы виноваты и что собирается делать министерство, чтобы решить этот вопрос?
Е. С т а р о с т и н а, Московская обл.

2. Приехав в гости к детям в Москву, я заболела. Хорошо, что догадалась взять с собой страховой полис. Но оказалось, напрасно, в Москве наш полис не действует. По крайней мере, в поликлинике по месту жительства осмотреть меня отказались. Правда, "скорая" все-таки приехала, но в больницу везти не захотели: "Так отлежитесь". Вот и спрашивается, кому нужна такая страховка, если я ею не могу воспользоваться в любом уголке нашей страны?
Н. Ш а п о ш н и к о в а, Ростовская обл.

1. Минздрав России в рамках своих полномочий осуществляет разработку нормативных правовых актов в части регулирования лекарственного обеспечения льготных категорий населения.

В соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, лекарственное обеспечение льготных категорий граждан осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Право на бесплатное и льготное получение лекарственных средств по рецептам врачей имеют 44 группы населения и лица, болеющие 31 категорией заболеваний.

Наряду с разработкой нормативной правовой базы и созданием условий для реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам необходимо расширять и укреплять систему централизованных закупок лекарственных средств, особенно для реализации утвержденных федеральных целевых программ.

За счет средств федерального бюджета для субъектов Российской Федерации Минздравом России проводятся централизованные закупки лекарственных средств и медицинской техники в рамках федеральных целевых программ "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (включающей подпрограммы "Сахарный диабет", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", "Анти-Вич/СПИД", "Вакцинопрофилактика"), "Дети России", "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", а также закупки вакцин для проведения профилактических мероприятий в рамках национального календаря профилактических прививок.

При проведении централизованных закупок лекарственных средств Минздрав России проводит конъюнктурную проработку, ориентируясь на данные проводимого министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" ежеквартального мониторинга цен на жизненно и важнейшие лекарственные средства.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, в том числе государственное регулирование цен на лекарственные средства, осуществляется как уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" предусмотрены следующие меры регулирования:

  • регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, разрабатываемому Минздравом России (перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2003 г. N 357-р),

  • а также установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств разработан Минздравом России на основе разработанных и внедренных в практическую деятельность врачей протоколов диагностики и лечения пациентов, Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств, а также в соответствии с положениями фармакоэкономики.

При разработке перечня учтены рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Перечень лекарственных средств содержит 531 международное непатентованное наименование лекарственных средств и комплексных лекарственных препаратов, а также наименований медицинских иммунобиологических препаратов. Данный перечень включает в себя лекарственные средства, необходимые для оказания эффективной и качественной медицинской помощи при различных заболеваниях на современном уровне.

Проводимые Минздравом России в рамках выполнения указанных постановлений Правительства Российской Федерации мероприятия позволили стабилизировать ситуацию и проводить анализ уровня цен на фармацевтическом рынке в 2002 году после введения НДС на лекарственные средства. По данным Госкомстата России, рост цен на лекарственные средства не превысил роста цен на потребительские товары как по итогам 2002 года, так и в первом полугодии прошлого года.

В то же время постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дано полномочие устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к отпускным ценам производителей на жизненно важные лекарственные средства, а также размеры торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, не вошедшие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения.

При этом в субъектах Российской Федерации проводится различная ценовая политика, что не всегда оправданно. Различные подходы к ценовой политике в субъектах Российской Федерации приводят, в том числе, к неэффективному использованию бюджетных средств при осуществлении государственных закупок лекарственных средств для обеспечения учреждений здравоохранения и льготных категорий населения.

В целом вопросы ценообразования на лекарственные средства входят в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а контроль за ценами осуществляется соответствующими органами в субъектах Российской Федерации.

2. В данном случае речь идет о неправомерных действиях медицинских работников, так как согласно действующему законодательству полис обязательного медицинского страхования независимо от места его получения имеет силу на всей территории России. Также законодательно закреплены механизмы взаиморасчетов между территориями за больных, пролеченных за пределами места постоянного проживания.


В N 20 "АиФ. Долгожитель" за 2003 год мы открыли новую рубрику "Ваш выход, господин чиновник". В этой рубрике мы публикуем вопросы наших читателей, адресованные конкретным государственным чиновникам. Никто еще не отменял положения, обязывающего реагировать на запросы граждан в месячный срок. Все полученные редакцией ответы будут опубликованы. Если ответа от того или иного чиновника не последует, то об этом мы тоже проинформируем наших читателей.

Вопросы председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации М. Ю. Зурабову

1. Я участник Великой Отечественной войны, инвалид II группы по общему заболеванию. В свои 83 года имею стаж работы 52 года 10 месяцев. В 1980 году после выхода на пенсию я проработал на своем предприятии еще четыре года и пенсию получал максимальную. Но с 1 мая 2001 года при перерасчете моя пенсия стала близка к минимальной. Виной всему оказался тот факт, что перерасчет пришелся на время, когда по стране был слишком низкий уровень зарплаты. И в результате мой индивидуальный пенсионный коэффициент составил 095. Но разве это моя вина? И почему за это должен отвечать я, а не правительство? Сейчас я получаю чуть более 1000 рублей. Справедливо ли это?

Иван Сергеевич К о в а л е н к о, Коломна, Московская обл.

2. Проживая в Азербайджане, проработал на море судовым механиком 12 лет 10 месяцев (с 18 ноября 1988 г. по 1 октября 2001 г.). В возрасте 57 лет вышел на льготную пенсию. В июне 2002 года я принял российское гражданство, а в декабре 2002-го получил российский паспорт. Тогда же обратился в ПФР с заявлением о переоформлении пенсии. В течение года инспектор ПФР вела переписку с Баку, а после этого мне выдали официальный отказ, мотивируя тем, что после 1991 года моя работа за границей в российский пенсионный стаж не входит. Правы ли работники ПФР? Распространяется ли это условие на пенсионеров, прибывающих из других стран СНГ? Что теперь делать мне, бывшему пенсионеру?

Анатолий Андреевич К е л е х с а е в, Балашиха, Московская обл.

3. Я инвалид войны II группы 1926 года рождения. Во время войны с 1942 по 1944 год по комсомольскому призыву работал помощником машиниста. В январе 1944 года добровольцем ушел на фронт, где воевал в составе 413-й Сибирской дивизии 65-й армии 2-го Белорусского фронта. 24 января 1945 года получил контузию, а 25 марта - тяжелое ранение. Так в 18 лет я стал инвалидом. Из-за ранения я не смог выработать полный трудовой стаж, и сейчас он составляет 38 лет 8 месяцев. Что же касается пребывания на передовой, то и тут не обошлось без нововведений. Если раньше оно учитывалось как 1 к 3, то сейчас 1 к 1. Тем самым меня, как, впрочем, и всех ветеранов, приравняли к тыловикам. Хотелось бы знать, изменится ли что-нибудь в будущем, как-никак скоро 60-летие Победы?

Виктор Иванович О р л о в, Москва

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно