Несмотря на то что проект закона о замене льгот компенсациями был опубликован недавно и еще недостаточно изучен и проанализирован общественностью, Госдума РФ уже приняла его в первом чтении, одновременно выразив намерение внести в него соответствующие поправки и уточнения. Однако, похоже, в принципиальном плане проект закона останется без изменения.
Можно согласиться с тем, что действующая система предоставления льгот устарела и не совсем справедлива. Полагаю, что разрабатываемый закон следовало бы назвать "Об упорядочении системы государственных льгот и замене их денежными компенсациями".
Система льгот в стране разрослась очень широко. Точное число льготников не знает даже Министерство здравоохранения и социального развития, о чем заявил Михаил Зурабов на "круглом столе" в Госдуме РФ.
По имеющимся оценкам, в России около 100 тыс. миллионеров и порядка 10% населения страны имеют достаточно высокие доходы, чтобы обходиться без льгот. Однако по действующим законам многие из этой категории людей имеют право на государственные льготы и пользуются ими. В то же время большинство людей, живущих в сельской местности и малых городах, хотя и имеют право по закону на льготы, пользоваться ими фактически не имеют возможности из-за отсутствия общественного транспорта, телефонной связи и другой инфраструктуры.
Опубликованные разделы проекта закона подтверждают то, что правительство достаточно хорошо проработало порядок компенсации льгот ветеранам и участникам ВОВ, инвалидам войны и труда и другим категориям федеральных льготников.
Однако по наиболее массовым категориям льготников - пенсионерам, ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий (а это, по оценкам правительства, около 13 млн. человек) - картина совершенно неясна. Эта категория граждан отдана на откуп регионам.
В проекте закона в числе льготников пенсионеры вообще не упомянуты. Значит ли это, что действующая сейчас льгота в городах и селах по бесплатному проезду в общественном транспорте будет отменена? Ничего не сказано также о том, что пенсионеры могут иметь право на получение льготных проездных билетов на пригородные поезда. В законе эта льгота предусматривается лишь для федеральных льготников.
Замглавы правительства Жуковым было заявлено, что предполагается ввести закон в действие с января 2005 года. Однако, по имеющимся данным, в проекте бюджета на 2005 год не предусматривается выделение средств регионам для выплаты соответствующих компенсаций льготникам.
Ясно, что нужно либо доработать в этой части проект бюджета на 2005 г., либо отложить принятие закона на год, с тем чтобы необходимые средства были предусмотрены в бюджете на 2006 г.
Поспешность с принятием закона, затрагивающего всю социальную сферу России, неуместна. Несмотря на бодрые и уверенные заявления правительства, что все просчитано и учтено, необходимо с учетом состоявшегося в Госдуме обсуждения еще раз с представителями общественности и главами регионов тщательно проработать намеченные меры.
В проекте закона фактически нет увязки системы компенсации льгот с уровнем доходов. Было бы справедливо, если бы льготы категориям граждан, имеющих высокие доходы, были сокращены. Одновременно следует предусмотреть увеличение компенсаций социально наименее обеспеченным, престарелым, инвалидам и больным.
Наиболее массовая категория льготников (9 млн. человек) - ветераны труда. Что они получат в результате принятия закона - неизвестно. В проекте закона лишь говорится, что сумма выплат категориям льготников регионального значения пока не определена. Это задача региональных властей. Как же можно принимать закон, когда по наиболее массовой категории льготников - полная неясность. Будут ли ветераны труда подобно федеральным льготникам иметь право на социальный пакет, каковы будут гарантии государства по своевременной и полной компенсации льгот и каковы будут эти льготы - в проекте закона ни слова.
Также не прописано, как будут индексироваться льготные компенсации. Это важно, поскольку стоимость услуг в стране растет более высокими темпами, чем стоимость товаров.
На мой взгляд, концепция разделения льготников на федеральных и региональных в принципе неверна. Ветераны труда стали таковыми потому, что награждены государственными наградами, да и труженики тыла работали не на отдельные регионы, а на всю страну. Ну а отнесение жертв политических репрессий к региональному уровню - вообще нонсенс. Считаю, что проект закона требует серьезной доработки. Остается надеяться, что депутаты Госдумы сделают это.