Примерное время чтения: 5 минут
118

Корабль его мечты

Победным золотом сияет рында, над головой сплетаются ванты, под ногами - надраенный трап. "А вы в правый иллюминатор посмотрите. Мы удивительно удачно пришвартованы! В самом центре города!" - объясняет мне Всеволод Алексеевич ПОЗДНЯКОВ. Я послушно смотрю. Вид замечательный - на Смоленскую крепость, памятник... И ощущаю, что у меня начинается раздвоение личности: какой иллюминатор? Какой вообще может быть корабль в центре Смоленска?

Сорок смоленских адмиралов

ДА, ХОРОШИЙ корабль! Содержащийся в удивительном порядке, любовно обустроенный, красивый. И это ничего, что в море он никогда не выйдет. И что расположился в двух этажах старинного дома - тоже ничего. Ведь на корабле главное что? Главное - капитан! А капитан здесь превосходный! Всеволод Алексеевич Поздняков, прошедший с походами на военных кораблях по всему миру, капитан второго ранга, пришвартовался наконец к родным смоленским берегам. Где и создал этот удивительный "корабль", а на самом деле - музей. Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова.

Как житель далекой от всех морей Смоленщины стал капитаном? Долгая история... Началась она, когда двенадцатилетний сын смоленского рабочего вместе с родителями попал в 1941 году под оккупацию. Семья пыталась уйти от наступающих фашистских частей, но оказалась у трагически знаменитой Соловьевской переправы через Днепр. "Какие толпы беженцев валили по единственной оставшейся свободной от немцев дороге! - вспоминает Всеволод Алексеевич. - Из Белоруссии, Прибалтики, даже какие-то кочевники в пестрых халатах и остроконечных шапках на верблюдах, бог знает, откуда такие взялись... Паром всего один. Визг, давка, стада мычат и блеют... И налеты - юнкерсы один за другим! Днепр от крови красный был, паром сразу утонул. И вдруг - целая колонна наших отступающих танков появляется. Да только перехода-то уже нет! А тут опять налет... Все они сгорели. Сколько народу полегло... Там сейчас церковь стоит "Взыскание погибших"...

Бои не прекращались ни на минуту - днем немцы наступают, ночью - у наших контрнаступление, попытки вырваться из "котла". Да только мало кому это удалось. Как наша семья в этой мясорубке выжила - ума не приложу..."

Потом было немецкое рабство в трудовом лагере "Холеново" на территории Польши, голод и холод, чудесное бегство, когда во время уже нашего налета бомбы разрушили ограду лагеря, и долгий, трудный путь домой.

Когда окончившему школу парню предложили поступать в военно-морское училище имени Нахимова в Севастополе, он ни секунды не колебался. Какие колебания, если и сам севастопольский герой Нахимов был родом из Смоленска, если Смоленская земля дала нашей стране за 300 лет существования военного флота более 40 адмиралов, если сам Петр I считал жителей Смоленщины наиболее приспособленными к службе на флоте? Неужто Поздняков опозорит славу Смоленской земли? Не бывать тому!

Не поросла душа ракушками

ТАК начался отсчет его, Позднякова, морей и океанов. В каких только странах, в каких акваториях не побывал капитан Поздняков за долгие годы службы, возглавляя дивизион из 18 десантных кораблей... Сирия, Ливан, Египет, Суэцкий канал, Судан, Нигерия, Сомали, Индия, Канары - везде, где наша страна отстаивала свои интересы в непростой обстановке "холодной войны" (в некоторых точках перераставшей таки в войну "горячую"), на страже ее интересов вставали его суда.

Но всему приходит конец. И боевой капитан Всеволод Алексеевич Поздняков, кавалер многих наград, ветеран военно-морской службы, шагнул с капитанского мостика на берег, вернулся в родной Смоленск.

Но не заржавела, не поросла ракушками его душа - нет, она стремилась в новые плавания. И когда шла подготовка к празднованию трехсотлетия Российского флота, Всеволод Алексеевич, один из самых активных "штыков" Смоленской ветеранской организации, взвалил на себя дело создания в военном музее экспозиции, посвященной этой теме. Что он ничего не умеет делать наполовину, стало ясно еще на подготовительном этапе - когда он по архивам выявлял всех жителей Смоленска и области, служивших на флоте, уговаривал ветеранов отдать на экспозицию личные вещи, документы, награды. Когда лично изготавливал стенды, когда находил единомышленников. Один из них - Владлен Карпович Лапин, моделист-самоучка, тоже ветеран военной службы. Если простенькая, халтурная, "лубочная" моделька корабля стоит в сувенирном магазине порядка 20 тысяч рублей, то сколько могут стоить созданные им потрясающие копии судов - трудно даже представить. А он передает их музею бесплатно! Какие труды - на каждую модель уходит 2-3 месяца работы при 8-10-часовом рабочем дне - и какая красота!

Но экспозиция была юбилейным мероприятием и, простояв какое-то время, отправилась в запасники.

И тогда Всеволод Алексеевич... сам создал морской музей!

Сколько сил, нервов и средств на это ушло - даже не пробуйте представить. Да, впрочем, Поздняков и не любит вспоминать о своих "боданиях" с бюрократией... Ему важно другое - что музей есть, что едут сюда экскурсии со всей земли нашей - от далекого Хабаровска до западных областей Белоруссии, да и иностранцы - гости не редкие.

Конечно, директору такое внимание очень приятно. Но более всего его радует неизменный интерес молодых - школьников и студентов - к флотской славе Смоленщины. Это значит - есть надежда, что, впервые услышав на этом пришвартованном навеки к берегу корабле-музее шум моря, юные смоляне не дадут зарасти тропинке, ведущей на флот, к настоящим судам. Значит, и те 40 смоленских адмиралов, гордость земли Российской, дай бог, не последние!

Счастливого плавания тебе, "Адмирал Нахимов"! Доброго здоровья и семь футов под килем, капитан Поздняков!


"У моряка нет ни легкого, ни тяжелого пути, а есть один славный путь".

Адмирал П. С. Нахимов

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно