Живите дальше
В НАЧАЛЕ шестидесятых несколько именитых актерских семей были приглашены на дружеский пикник к Хрущеву. Рыбалка, шашлыки, концерт. Все чувствовали некоторое напряжение, лишь Рыбников, крепко выпив, веселился от души. Когда глава страны вышел к микрофону и начал пространную речь, Рыбников перебил его на полуслове: "Никита Сергеевич, расскажите лучше про Кубу!" Шокированный и разозленный Хрущев бросил в сердцах: "Газеты читать надо, там все написано".
После этого Рыбников на деле реализовал поговорку о начальстве и кухне: он куда-то исчез, а чуть погодя появился с заговорщицким видом, волоча за собой объемистый мешок.
- Что это, Коля? - обмерев, спросила у мужа Алла Ларионова.
- Вот, на кухне раков стащил. Там у них много...
В это время к столу подошел распорядитель и с жесткой вежливостью спросил:
- Вы, наверное, хотите домой?!
- Хотим! - ответил обиженный Рыбников и, взяв под руку жену, гордо удалился.
Правда, поутру, схватившись за трезвую голову, сильно перепугался. Но тут позвонила министр культуры Фурцева: "Николай Николаевич, успокойтесь, Никита Сергеевич не сердится, живите дальше..."
Какая чудная игра
ПРИРОДА наделила Рыбникова уникальной способностью пародировать чужие голоса. Пользуясь этим, Рыбников с приятелями устраивал во вгиковской общаге лихие розыгрыши, о которых ходили легенды. Например, выясняли окольными путями нелестные подробности чьей-либо биографии, приглашали "объект" в комнату, включали радио... И вдруг оно голосом Левитана сообщало ошарашенному слушателю всю его подноготную. "Голосом" работал Рыбников. Сидя в шкафу, он через микрофон подсоединялся к приемнику и выдавал "компромат" в эфир.
Развлекаясь таким веселым радиохулиганством, Рыбников со товарищи дохулиганились до "антисоветской пропаганды". Накануне 1 апреля они собрали в своей комнате кучу студентов на прослушивание "важного правительственного сообщения". И вот "Левитан из шкафа" поведал собравшимся о небывалом снижении розничных цен на продукты массового потребления. Гром аплодисментов и крики "Да здравствует товарищ Сталин!" были ему ответом.
Режиссер Петр Тодоровский построил на этой истории сюжет своего фильма "Какая чудная игра!" (1995 г.). В финале картины всех шутников ждал расстрел. В действительности вся компания получила бы по 25 лет строгого режима, если бы не следователь, который, разобравшись в ситуации, не стал "раскрывать преступный заговор", а ограничился административным внушением. Все вылетели из комсомола, а Рыбникову грозило отчисление. Слава Богу и руководству курса - взяли парня на поруки!
На уровне мировых стандартов
ПРИЕХАВ как-то на гастроли в закавказский город, расположенный неподалеку от Минеральных Вод, Рыбников застал там малоизвестного артиста разговорного жанра, о котором афиши сообщали, что он "народный артист СССР, лауреат международных конкурсов", обладатель всевозможных регалий и наград. Пикантность заключалась в том, что по большей части все это было выдумкой.
Увидев афиши "конкурента", Рыбников явился в отдел культуры горкома партии и, представившись, поинтересовался - что же будет написано в афишах про него. Заведующий заверил народного артиста, что все будет на уровне мировых стандартов...
Утром, выйдя из гостиницы, Рыбников увидел афишу своего выступления: "Всемирный народный артист товарищ Рыбников..."
А Каюкову - шиш собачий!
ОДНАЖДЫ Рыбников позвонил своему приятелю-актеру Степану Каюкову, поздравил того с присвоением ордена Трудового Красного Знамени и пригласил присоединиться к их компании. Увидев подвыпивших приятелей, Каюков на приманку не купился, но Рыбников уверял, что они слушали радиосообщение, а в шесть часов в новостях его будут повторять. И действительно, голос Левитана из приемника сообщил о награждении. Тут уж "орденоносец" поверил в собственное счастье и на радостях выставил всей компании ящик коньяка. В самый разгар "обмыва награды" Рыбников включил 12-часовые новости. Снова раздался голос Левитана - Рыбникова, записанный на магнитофон: наградить таких-то орденами и медалями, а товарищу Каюкову Степану Яковлевичу - шиш собачий! У "награжденного" случился нервный припадок. К счастью, коньяка было еще достаточно, так что бедолагу откачали.
Гроссмейстер
РЫБНИКОВ очень любил играть в шахматы, был страстным и темпераментным игроком, бурно радовался победам и болезненно переживал поражения. Когда в гости к нему заходили Борис Спасский или Ефим Геллер, он обязательно предлагал им сыграть партию-другую. И, конечно же, проигрывал.
Однажды, когда Борис Спасский находился на сборах, а к Рыбникову заглянул Ефим Геллер, Рыбников предложил сыграть со Спасским по телефону. Якобы играет он сам, а на деле ходы будет диктовать Геллер. Дозвонились до Спасского, и игра началась. Рыбников делал ход, подсказанный Геллером, Спасский делал свой. Минут через десять Спасский сказал: "Коля, ну-ка передай трубку Ефиму!"