Примерное время чтения: 8 минут
139

Чиновник, повернись лицом к людям! (09.03.2006)

Коррупция в России стала стихией

В 12-м номере "Долгожителя" за 2005 год был опубликован материал "Как победить мздоимство?". В нём, в частности, были приведены слова члена национального антикоррупционного комитета Б. Резника: "В борьбе с коррупцией никто по-настоящему не заинтересован, начиная с высших эшелонов власти. Та борьба, что ведётся, - это имитация борьбы. Думаю, власть боится, что, выдернув крупных коррупционеров, она обнажит перед обществом глубоко проникшие во властные структуры коррупционные связи". Наш корреспондент Борис ПОЛЯКОВ встретился с Борисом РЕЗНИКОМ и задал ему несколько вопросов.

- БОРИС Львович! Каковы роль и права Российского национального антикоррупционного комитета в борьбе с коррупцией? Как он координирует свою деятельность с соответствующими комиссиями в Госдуме РФ и при Правительстве РФ?

- Антикоррупционный комитет изучает степень коррумпированности аппарата чиновников и всего российского общества, готовит предложения по мерам предотвращения коррупции. И хотя в него входят многие известные и авторитетные люди, как, например, Э. Памфилова, Ю. Рыжов, Г. Сатаров, М. Краснов, Г. Резник, всё же комитет - это общественная организация, функции его ограниченны, возможности повлиять на властные структуры невелики. Координации деятельности комитета с соответствующей комиссией в Госдуме, которую возглавляет член фракции "Единая Россия" М. Гришанков, нет. Что касается Комиссии по противодействию коррупции при Правительстве РФ, то в последнее время о ней вообще ничего не слышно, по крайней мере с момента отставки председателя Правительства РФ М. Касьянова, который её возглавлял.

- Что же делать с коррупцией, как преодолеть тенденцию её нарастания и какова роль Госдумы РФ?

- Коррупция в России стала стихией, социальным и экономическим бедствием, всеохватным явлением. Маховики коррупции движутся по жёстко заданным программам: взятки, поборы, "откаты". В общественном сознании уже принимается за норму то, что противоестественно и непотребно человеческому бытию. Как этому противостоять? Нужен закон, который стал бы надёжным заслоном против коррупции. Но закона до сих пор нет.

В течение 10 лет Госдума различных созывов пыталась вооружить общество и правоохранителей таким законом. Дважды закон принимался Госдумой и Советом Федерации, однако президент Ельцин накладывал на него вето.

И вот действующая Дума приняла в первом чтении законопроект "О противодействии коррупции". Допустим, что в скором времени разработанный закон будет принят и утверждён. Станет ли он действенным инструментом в борьбе с коррупцией? Скорее всего, нет, поскольку законом не прописаны системы процедур, которые следует исполнять и исполнение которых можно проверить. Законопроект очень похож на былые предпраздничные призывы КПСС к советскому народу: нельзя брать взятки; чиновники не должны получать какие-либо незаконные блага и преимущества; чиновникам запрещается вмешиваться в деятельность коммерческих организаций либо участвовать в их управлении... Но ведь всё это или большинство из этого прописано в других законах, в том числе в Уголовном кодексе! Почему же они не работают?

Первая непобедимая наша беда - недоступность политической и прочей высшей элиты отечественному правосудию. Преодолевать коррупцию надо начинать с верхних эшелонов власти, а не с работников ЖКХ и сотрудников ГИБДД.

Госдума РФ, призывая к борьбе с коррупцией, также должна начинать с себя. Ведь не секрет, что в коридорах Думы носят "зелень" в конвертах. На элитных базах отдыха проводятся закрытые тусовки, сопровождаемые роскошными банкетами. Кто даёт деньги? Из каких источников? И кто берёт? Ведь не ответят. Тут действует своя социальная философия: одно - для власти, другое - для всех остальных.

Страна окончательно запуталась в колючей проволоке бессмысленных чиновных запретов, преодолеть которые легко, если "делиться" с обладателями служивых кресел. Столь же легко усмирить ажиотаж проверок, зуд разбирательств, отвергнуть любые судебные иски и даже прикрыть судебные дела.

Разрабатываемый закон о противодействии коррупции выполнит только одну задачу - слегка и на время успокоит общественное мнение. На самом деле всё останется как есть. Между тем коррупция в сегодняшнем виде уже являет собой угрозу самому существованию государства, его экономической и политической безопасности. Чтобы преодолеть коррупцию, нужна политическая воля.


ОТ РЕДАКЦИИ

Всё, что сказал Б. Резник, оптимизма не вызывает.

У мздоимцев нет совести. Их может остановить только страх провести остаток жизни в тюрьме и лишиться нечестно нажитого имущества. Поэтому нам нужен не закон с призывами не брать взятки, а жёсткий закон прямого действия с чётко прописанными положениями его применения.

И главное - закон должен быть применим ко всем, независимо от ранга и материального положения. Но чтобы добиться этого, действительно нужна политическая воля.

Не дают стать русскими

От Мануэллы Макуты, ученицы 11-го класса, Воркута, Республика Коми

Недавно я прочитала в "Долгожителе" письмо Л. М. Заварзиной "Справка о том, что нужна справка..." и решила тоже написать вам.

Мы (я, мама и бабушка) - беженцы из Абхазии. Когда там началась война, нас с бабушкой эвакуировали, а мама осталась на некоторое время, чтобы следить за домом. Не буду описывать, какие ужасы ей довелось пережить: война - она и есть война. Но когда начался обстрел города, солдаты стали срочно эвакуировать население, не давая даже одеться, не то что вещи собрать. Маме удалось взять только свой советский паспорт и моё свидетельство о рождении, а своё найти уже не было времени. Её вывели на улицу и посадили в вертолёт.

Оказались мы в Воркуте без гроша в кармане: ничего не было. А как нас здесь обманывали! Дали двухкомнатную квартиру (прописку в паспорте поставили), мы пришли по этому адресу, а там уже люди живут! И у них в паспортах тот же адрес. Мама стала разбираться, а ей сказали: "Живите где хотите!" Через год, правда, выделили нам на троих однокомнатную квартиру. Помощи как беженцам не оказывали: ни деньгами, ни продуктами.

А сейчас мне и маме не дают российское гражданство и паспорта - мол, нет у мамы свидетельства о рождении. Мы уже 13 лет живём в Воркуте (приехали в начале 1993 года), всё это время систематически посылаем запросы, письма заказные в Абхазию: в загс, друзьям, в архив - но они не доходят, ответа нет. А сейчас нам говорят: "Шлите запрос от Воркутинского загса". Мы послали. Вот уже 3 месяца нет ответа, говорят: "Ждите". Но мы 13 лет ждём - и ничего. Денег, чтобы поехать в Абхазию, нет, да и не факт, что архив сохранился - в войну топили печки всем, чем можно, - и медкарточками, и книгами, и альбомами.

Нам ясно в паспортном столе сказали: "Даёте 45 тысяч рублей - и ваш паспорт будет готов через неделю (и никакого свидетельства о рождении не надо!)". Мы видели в паспортном столе большую очередь из узбеков, не говорящих по-русски, и все они выходили оттуда с российскими паспортами! Это же кошмар, куда страна катится?!

А без паспорта маму не берут на работу, не ставят на биржу труда.

Я в этом году должна сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) для поступления в вуз, а у меня нет никакого документа, кроме свидетельства о рождении, паспорт мне тоже не дают. А без документов к экзаменам не допустят, не дадут аттестата - выходит, зря я 11 лет училась, старалась? И что самое смешное: когда нужно взять с нас деньги за квартиру, телефон - тогда мама гражданка России, а как оказать социальную помощь или детское пособие выделить - тогда мама никто.

Неужели, живя 13 лет в России, мы не заслужили права стать русскими? Ведь и у мамы в старом паспорте, и у бабушки в графе "национальность" стоит - "русская".

Я писала уже и президенту, и в Госдуму, и в правительство - но нет ответа. Письма либо не доходят (а ведь заказные), либо никто на них внимания не обращает.

Проблемы будут решены

Прокомментировать письмо Мануэллы Макуты мы попросили главу города Воркуты Игоря Леонидовича ШПЕКТОРА:

- ФАКТ мытарств семьи Макута (Дмитренко) я подтверждаю. Но письмо в газету они отправили ещё до того, как пришли ко мне на приём в феврале 2006 года. Теперь их дело находится под моим личным контролем. Я связался с начальником УВД города Сухуми Дгебия Асланом Татиевичем с просьбой оказать помощь в поисках необходимых документов. Как оказалось, семья Дмитренко (Макута) проживала в далёком посёлке Акармара Ткварчельского района, а не в Сухуми, но начальник УВД с большим пониманием отнесся к моей просьбе: нашёл и выслал в Воркуту все необходимые документы, которые мы теперь вот-вот должны получить по почте. Надеюсь, что все проблемы семьи Дмитренко наконец-то будут решены.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно