Что меня волнует
НА ТРИ МОМЕНТА нашей жизни хочу обратить внимание. Первый момент: келейное назначение руководителей привело к тому, что значительная часть из них не отвечает требованиям сегодняшнего дня, не способна обеспечить перестройку в возглавляемых коллективах.
Выборы руководителей, конечно же, лучше, но и они могут привести к ошибкам. Люди изберут хорошего человека, а этого недостаточно, надо еще, чтобы он был компетентен и т. д.
Не лучше ли было бы вначале проводить конкурс на замещение вакантных должностей, а уже потом из прошедших конкурс избирать?
Второй момент. Борьба с так называемыми "несунами" на предприятиях, связанных с переработкой и производством продуктов питания, на мой взгляд, неэффективна. Даже те работники, которые не воруют сами, не очень-то осуждают тех, кто ворует. Свою "позицию" объясняют тем, что в продаже отсутствуют те или иные виды продуктов (мясо, масло, сахар и т. д.), да и невысоким заработком на предприятиях мясомолочной и пищевой промышленности. Это не что иное, как стихийное перераспределение материальных благ. И хотя я не оправдываю "несунов", считаться с реальным положением дел необходимо. Проблему эту нужно решать экономически.
И третий. Проводимое в стране сокращение огромного управленческого аппарата осуществляется в основном сверху, т. е. теми же управленцами. Я предлагаю этот вопрос решать так: все министерства и ведомства перевести на хозрасчет с заключением прямых договоров с предприятиями, которые они обслуживают. Если предприятию есть польза от вышестоящей организации, оно заключит договор, в котором четко оговорит оказываемые ведомством услуги и их стоимость. А уж вышестоящая организация будет вынуждена иметь такой штат, который в состоянии квалифицированно решать оговоренные договором задачи в пределах сумм, выделенных на его содержание.
М. Шалабанов, Минск
Нужны новые люди
КОСНОСТЬ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ - это не только пережиток застойного периода. Принятое год назад постановление призывает решительно заменять руководителей- бюрократов новыми, инициативными людьми. За период после исторического XXVII съезда КПСС сменилось подавляющее большинство министров. Но кто пришел им на смену? Те же самые люди - из числа замминистров или директоров заводов. И прежний опыт руководства мешает им работать по-новому.
Истории известно, что все маршалы Наполеона (Ней, Мюрат, Даву и др.) не были с самого начала профессиональными военными. Один начинал карьеру учителем танцев, другой - парикмахером, третий мелким торговцем. Всех их вынесла наверх Великая Французская революция. Смог бы Наполеон одержать свои победы, если бы опирался на полководцев старой армии? Наверняка нет. И многого ли достиг бы Петр I, если бы занимался перестройкой мышления бояр, вместо того чтобы, бросив старое правительство в Москве, собрать на берегах Невы новое, из своих единомышленников? Вывод: новую систему управления, как правило, должны делать новые люди. И не только Аганбегян и Попов. Иначе "переходный период" в радикальной реформе экономики затянется очень и очень надолго.
Ход событий вполне это подтверждает. Министерства, несмотря на кадровые встряски, упорно держатся за свои прерогативы, навязывая предприятиям директивные планы под видом госзаказов. Минфин СССР не дает предприятиям свободно распоряжаться заработанными деньгами. Госкомтруд диктует им оклады и тарифные ставки, давая послабления лишь в части надбавок. Госкомцен изощряется, наводя косметику на затратную систему ценообразования. И все вместе невольно стараются ограничить действие Закона о предприятии - в силу своей природы. В результате реформа превращается из радикальной в половинчатую.
Так что же аппарат управления? Он будет за перестройку, когда существенно обновится по составу и вкусит плодов от работы по-новому.
А. Петров, Москва
Руководителей избирать только тайным голосованием
ГЛАСНОСТЬ в нашей стране на уровне трудовых коллективов, по моему мнению, фикция. Да, можно голосовать против, но кто даст гарантию, что за это не будут преследовать? Не надо кивать в сторону закона об ответственности за зажим критики. У руководителя всегда найдется масса "законных" путей воздействия на неугодных, тех, кто подал голос "против".
Открытое голосование искажает истинное положение дел в коллективе, порождает пассивность, ведет к формализму. Самое же главное состоит в том, что избранный таким путем руководитель не имеет четкого представления об оценке своей деятельности со стороны коллектива, "единогласные" выборы создают видимость благополучия, ведут к злоупотреблениям, что ярко проявилось в период застоя.
И еще. Думаю, что наступило время отказаться от непрямых выборов, когда избирается тот или иной орган (комитет, совет), а из его состава - руководитель, причем опять же открытым голосованием. О какой уж тут демократии может идти речь! Сначала избирается "нужный" состав органа, а потом "нужный" руководитель. Это, на мой взгляд, закамуфлированное нарушение демократии.
И в заключение я предлагаю издать Закон о выборах руководителя, к разработке которого привлечь ученых, а не руководителей каких-то ведомств, так как они непременно сумеют оставить "лазейки", через которые будет возможно "протащить" нужное решение.
Пока у нас не будет по-настоящему демократических выборов, бюрократы будут душить все прогрессивные начинания, идущие "сверху".
А. Васильев, г. Горький
Снимать с работы могут только те, кто избрал
ВЫБОРЫ руководителей трудовых коллективов - несомненный шаг вперед в деле демократизации общества. Но сказав "а", надо не забыть сказать и "б". Следует законодательно закрепить, что освобождение избранных руководителей должно происходить только с ведома трудового коллектива. Вышестоящие партийные, советские и хозяйственные органы должны выходить с предложениями к трудовому коллективу, а окончательное слово должно оставаться за теми, кто избирал.
А. Прокофьев, Рязань
Хотим работать на земле
МЫ С МУЖЕМ - ПЕНСИОНЕРЫ, времени для чтения и просмотра телепередач имеем достаточно, верим всему, о чем пишут и говорят. Решили переехать на постоянное жительство в село Русская Борковка Куйбышевской области, откуда мы родом. Кажется, все предусмотрели. Дочь наша любит село и работает там парикмахером, ее будущий муж - шофер, комбайнер. Сейчас работает на ВАЗе, он не против переезда в село, может работать в колхозе. Сын остается в нашей квартире, женится, не будет просить жилую площадь. Мы построим домик или восстановим заброшенный. Землю любим и знаем, как на ней трудиться, глядишь, и в решении Продовольственной программы помогли бы.
Поселились в этом селе, стали подыскивать место для строительства домика. В одном месте клены разрослись, в другом - лебеда до 2 метров вымахала, в третьем - пожарище и т. д. Но это ничего, руки есть, можно все одолеть. Обратились к председателю колхоза "Россия" (село входит в этот колхоз). Он согласился и направил в сельсовет, где мы тоже нашли понимание. Следующая инстанция - отдел архитектуры райисполкома.
Здесь-то все и застопорилось. Заместитель начальника нам отказал, сославшись на постановление от 1969 г., запрещающее капитальное строительство в этом селе, так как, возможно, его будут сносить, предложил выбрать другое место.
Мы пытались объяснить, что за истекшие почти 20 лет село строилось, перестраивалось, газифицировалось и т. д. Теперь в нем 400 дворов. Разве можно все это сносить? И зачем нам другое место, здесь у нас родные, дочь работает, наконец это наша маленькая родина. Почему бы нам не построить дом там, где растет бурьян?
Л. Голосова, г. Тольятти, Куйбышевская обл.
***
При подготовке интервью с председателем комиссии по конфликтным творческим вопросам Союза кинематографистов СССР, секретарем правления Союза кинематографистов СССР А. Плаховым ("АиФ", 1988, N 20) были допущены неточности, за которые редакция приносит извинения читателям, авторам фильмов и А. Плахову. Неправильно определена тема фильма "Маленькая Вера": на самом деле "картина о проститутках" носит название "Хау ду ю ду". Фильм "Дорогая Елена Сергеевна" выходит в прокат.
Читатели задают вопрос, как связаны запрет картины "Асино счастье" и выезд режиссера А. Михалкова-Кончаловского за рубеж. Прямой связи между этими фактами нет.