Примерное время чтения: 6 минут
121

Болезнь роста

В девятом номере "Долгожителя" за 2006 год статья "Народная совесть или отвлекающий маневр?" была посвящена Общественной палате (ОП). Тогда ещё рано было давать прогнозы, сможет ли эта общественная организация улучшить жизнь простых смертных или станет ещё одной бюрократической структурой. Ответ на этот вопрос мы попытались, спустя семь месяцев, получить от одного из наиболее авторитетных и заслуженных членов Общественной палаты - детского хирурга Леонида РОШАЛЯ.


РОШАЛЬ Леонид Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, директор Московского института неотложной детской хирургии и травматологии. Президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Член Совета и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения. Эксперт Всемирной организации здравоохранения. Почётный член Ассоциации детских хирургов России. Член исполкома Союза педиатров России. Член Британской ассоциации детских хирургов. Член Совета директоров Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф (WADEM). Назван журналистами "Детским доктором Мира" (1996), "Европейцем года" (Reader.s Digest, 2005), "Звездой Европы" (Business Week, 2005), имеет титулы "Национальный герой" (2002) и "Гордость России" (2003, "АиФ"). Получил Гран-при "Россиянин года" (2005). Награждён орденом Мужества, государственной наградой "Защитник свободной России", знаком отличия "За заслуги перед Москвой".

Не удаётся определить КПД

- ЛЕОНИД Михайлович, недавно вы заявили, что уйдёте из рядов ОП, если её деятельность окажется неэффективной. Что побудило вас, председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения, сделать такое заявление?

- Ответить на этот вопрос не могу - не потому, что стесняюсь, а потому, что не знаю: не удаётся пока оценить "коэффициент полезного действия" медицинской комиссии Общественной палаты. Но определённый элемент неудовлетворенности у меня есть. Судите сами: заседания нашей комиссии проходят регулярно. Мы обсуждаем практически все вопросы, касающиеся реформы здравоохранения, затем рассылаем наши рекомендации президенту страны, руководителю администрации президента, Фрадкову, Медведеву, Грызлову, Миронову, Грефу, Кудрину, Зурабову... Я не призываю, чтобы они побросали свои дела и начали заниматься только нашими обращениями. Но когда на заявление, в котором аккумулировано мнение не только членов ОП, но и депутатов Госдумы, специалистов Счётной палаты, профсоюзов, Российской академии медицинских наук и представителей здравоохранения из разных регионов, не приходит ничего или приходит откровенная отписка, это меня не удовлетворяет. Но я человек упрямый и ещё попытаюсь поработать в этом направлении. Я очень ответственно отношусь к работе. У меня нет желания просто числиться членом ОП.

С мнением ОП можно соглашаться, можно не соглашаться, но нельзя его игнорировать. Никто из ОП, например, не участвовал в разработке раздела нацпроекта "Здоровье". Уверен, мы могли сделать так, чтобы накладок было меньше, что-то изменить, исправить до того, как президент его подписал... Но нас поставили перед фактом: "Документ принят". И теперь мы выступаем вдогонку, критикуем уже принятые решения... То же относится к недавнему решению создать при Минздравсоцразвития новую структуру с условным названием "Агентство новых технологий". Закрытость принятия решения породила массу ненужных домыслов и сплетен, вплоть до того, что Академия медицинских наук будет ликвидирована. Опять никто не счёл нужным посоветоваться с Общественной палатой. Повторюсь, можно не согласиться с нами, но выслушать наше мнение до принятия окончательного решения было бы правильно. Иначе зачем мы?

Отношение к нашей работе должно быть более серьёзным. А то обсуждаем вопрос подготовки кадров, приглашаем Министерство образования РФ - никто не приходит. Обсуждаем вопросы финансирования здравоохранения, приглашаем представителей Минэкономразвития РФ - никто не приходит. Минздравсоцразвития присылает не вполне компетентных представителей или отделывается отписками. Президент правильно говорил, что мы бюрократам не очень нужны и будем стоять у них поперёк горла. А жаль. Прислушайся чиновник к нашему мнению - и ошибок, за которые расплачиваются люди, было бы гораздо меньше.

Медицина обязана быть бесплатной

- ЧЕМ вас не устраивает проект "Здоровье"?

- Идея замечательная. В целом на здравоохранение выделяется где-то 600-700 млрд. рублей в год, а надбавка составила лишь 88 млрд. Но денег необходимо в два раза больше - приблизительно 5-6% от ВВП. Я приветствую решение усилить первичное звено - привлечь недостающий медперсонал рублём. Но почему не повысили зарплату всему первичному звену, почему забыли об узких специалистах, медработниках школ и предприятий, персонале детских поликлиник? В результате возник колоссальный конфликт. Специалисты, которых и так не хватает, начали переходить в участковые... Не продуман вопрос в отношении центров высоких технологий. Никто не говорит, что такие центры не надо создавать. Но в России есть коллективы, которые делают сложнейшие операции, работают по высоким технологиям. Так помогите сначала им использовать свой потенциал не на тридцать-сорок, а на все сто процентов.

К сожалению, за многочисленные ошибки чиновников пациенты расплачиваются своим здоровьем...

- 122-й закон тоже принимали без учёта общественного мнения...

- Я негативно отношусь к законам, которые продавливали, толком не обсудив, а теперь не знают, как разрулить ситуацию. Речь идёт о 122-м, 131-м, 95-м законах... Насколько нужно было не понимать сути здравоохранения, чтобы их принять! Человек не должен получать меньше медицинской помощи или образования только потому, что живёт в "бедном" регионе. Координация и сглаживание различий в социальной сфере - одна из важнейших задач государства. А с такими законами расслоение только усиливается. Ещё задурили голову льготникам "социальным пакетом": давали бы людям достойную пенсию, вот и не стали бы они отказываться от лекарств ради 450 рублей. Словом, остаются нерешёнными многие проблемы, в том числе сбои в поставках лекарств, отоваривании рецептов, остро стоит вопрос о медобслуживание села...

- Сейчас многие сферы жизни переходят на коммерческие рельсы. Как вы считаете, должна ли медицина быть платной?

- Жизнь всё расставляет на свои места. Если у вас есть деньги - вы никогда не пойдёте в рядовую больницу, у вас будет выбор, где лечиться - в России или за рубежом... Но тех, кто может себе позволить выбирать, - 10-15%. А остальным сколько ни говорите про платную медицину, они денег всё равно не найдут. А значит, для большинства россиян медицина обязана быть бесплатной.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно