Примерное время чтения: 6 минут
177

В темноте расцветают цветы

Каюсь, вначале я приняла те произведения искусства, которыми увешаны все стены более чем скромной квартиры жительницы Ярославля Стеллы Ивановны БАРЫШЕВОЙ, за покупные. Должно быть, стереотип мышления сработал: в нормальном сознании просто не укладывается, что такую красоту вообще можно сделать своими руками и уж тем более что с работой такой сложности способен справиться инвалид по зрению!

Но, как говорится, "есть женщины в русских селеньях"... И Стелла Ивановна - явно из их числа!

В память о маме

ОНА почти слепая - инвалид первой группы. Очки на 16 диоптрий - результат неудачной операции по катаракте. И из-за этих плюс шестнадцати её голубые глаза кажутся особенно наивными и беззащитными...

- Что вы, какая я художница! Я и рисовать-то не умею. Да раньше и не до творчества было - занималась в основном борьбой за существование. Я всю жизнь работала учительницей математики. Жила наша семья в нечеловеческих условиях - в жуткой коммуналке. Отдельной квартиры моя мамочка так и не дождалась... И вот, когда её уже не было в живых, а я вышла на пенсию, мне захотелось что-то сделать в память о ней...

Раньше мне и в голову не приходило мастерить. А тут вспомнилось, как мама рассказывала о всяком рукоделии, объясняла... Она у меня была такая талантливая - прекрасно шила, рисовала. К тому же приближалось 8 Марта, и мне захотелось самой себе что-нибудь подарить. Вот и вышила цветочек гладью. Так понравилось! Потянуло создать что-нибудь более сложное. У меня хранились картинки из дореволюционных журналов - тоже память о маме. Перевела я самую красивую из них по клеточкам на ткань - и за работу! И представьте - эту вышивку соцработники сразу взяли на выставку. То-то я удивилась! И вдохновилась на дальнейшие "подвиги", конечно.

Красивые вещи - в радость

КАК она добивается столь тонких переходов цвета, как умудряется практически вслепую сделать так, что вышивка гладью выглядит будто акварельный рисунок, Барышева и сама объяснить не может. Только пожимает плечами: "Просто мне это нравится. Хочется дарить свои работы, приятно, что красивые вещи поднимают людям настроение. По-моему, в этом и секрет - когда ты любишь дело, оно любит тебя!"

А я уже рассматриваю другие - действительно музейные красоты её комнаты. Больше всего они напоминают старинные восточные изделия из перламутра - на тёмном фоне больших лаковых панелей причудливо вьются цветы и стрекозы, распускают крылья фантастические бабочки. Неужто тоже её работа? Да быть не может!

- А тут ничего мудрёного нет, - спокойно поясняет Стелла Ивановна. - Это рыбьи кости.

- ???

- Ну да! Я как-то по радио услышала, что, мол, одна женщина делает панно из рыбьих костей. Ни технологии, ни описания работы, конечно, в передаче не приводили. Так что все тонкости процесса пришлось осваивать самостоятельно. Впрочем, мне терпения не занимать! Экспериментировала долго - особенно красивые и затейливые косточки в рыбьих головах, да уж больно они хрупкие. Начнёшь вываривать, перестараешься чуток, не уследишь, и всё - они рассыпаются, уже в дело не годятся. Но если быть аккуратной, то из этого странного материала вот такие панно и получаются. Пока косточки мягкие после варки, их можно чуток подогнуть, довести до нужной формы, подровнять маникюрными ножницами.

Как основа для панно очень хорошо идут лакированные панели от старых шкафов и телевизоров (их часто выбрасывают, я сама из дома не выхожу, но соседи, если что подобное увидят, мне несут). А можно без затей - просто покрасить чёрной краской кусок фанеры. Тоже красиво будет! Замечательные работы я создаю и на старых грампластинках. Никакой ведь, в сущности, хитрости - просто раскладываю косточки в узоры, приклеиваю их, а потом покрываю лаком. Прежде использовала только прозрачный или перламутровый лак, теперь решила попробовать работать с цветным. Не знаю пока, что получится...

Ведь что забавно - рыбу-то я всегда терпеть не могла! От одного её запаха меня мутило. А сейчас о таких мелочах, как запах, и не вспоминаю - так радуюсь, когда какую-нибудь новую породу рыбы раздобуду! Ведь в каждой из них свой, совершенно особенный "набор" косточек. А значит, выйдут удивительные, необыкновенные картины!

Кому-то станет светлее!

А Я УЖЕ иду по этому домашнему музею дальше. Это что за диво?! Засушенные цветы?

- Нет, эти розы я сама сделала, - объясняет Стелла Ивановна. - Из муки и клея ПВА. Тоже несложно: капельку клея в муку, замешай, как тесто, и лепи лепесток к лепесточку, подбирай, это и на ощупь можно. А когда высохнет - крашу акварелью, и вот такая прелесть получается!

Кстати, кружева, которыми накрыт стол, букеты, плетённые из бисера, ажурные кофточки, картины, выложенные из янтаря и кожи, - всё это Стелла Ивановна тоже сделала своими руками! Недавно подсчитали, сколькими техниками художественных ремёсел владеет ярославская мастерица, и вышло более десятка! Ведь и одежду себе она давным-давно не покупает - по её признанию, с 1980 года носит только то, что сшила и связала сама!

- Может, скажете, что я разбрасываюсь, - задумчиво говорит она. - Все эти рукоделия, вышивки, да ещё я писать начала - стихи, романсы, воспоминания о войне, рассказы о животных. Но мне столько всего сделать хочется!

Мне уже 76 лет. Много проблем со здоровьем. Но за тот, будем уж откровенны, недолгий срок, что мне остался на этом свете, мне непременно нужно успеть побольше. Раньше я могла себе позволить транжирить время, а теперь совершенно по-другому отношусь к жизни. Я живу своим творчеством, той радостью, которую могу приносить людям. Бытовые нужды у меня весьма скромные, к тому же есть прекрасный социальный работник - замечательная женщина, она очень мне помогает. Поэтому я могу рукодельничать с раннего утра до поздней ночи, осваивать что-то новое, изобретать, восстанавливать забытые, утраченные техники... И ничего, что я совсем не выхожу из дома, - главное, я готова делиться радостью жизни со всеми вокруг. Надо оставить после себя в мире побольше красоты - чтобы всем хватило!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно