Страна до сих пор не оправилась, да, очевидно, уже никогда не оправится от приватизации в середине 90-х годов крупных предприятий нефтегазового комплекса, металлургических предприятий и других сырьевых объектов народного хозяйства. Однако, похоже, уроки приватизации середины 90-х годов не усвоены.
Зачем торопиться?
ИТОГИ первой приватизации известны - монополизация рынка, несуразно высокие цены, в частности на моторное топливо, беспрецедентное обогащение узкого круга бизнесменов за счет основной массы трудящихся. Однако ныне наше правительство спешит с осуществлением новой волны передачи общенародного достояния в частную собственность.
Уже продан сочинский аэропорт, подготавливается продажа аэропорта "Пулково". Непонятно, почему так торопятся с приватизацией объектов, которые имеют для страны не только экономическое, но и стратегическое значение? Считается, что срочная приватизация сочинского аэропорта проведена с целью изыскания средств для строительства там нового терминала в преддверии посещения Сочи делегацией Олимпийского комитета. Мол, у правительства не нашлось на это своих денег, хотя золотой запас превысил все необходимые для финансовой устойчивости страны размеры и Стабфонд трещит от нефтедолларов!
Сиюминутную выгоду наши руководители видят хорошо, а вот то, что приватизация аэропортов страны приведет к росту цен на авиабилеты (и так уже неимоверно высоких, если их сравнивать с доходами большинства россиян), не замечают! Ведь "эффективный" (как это модно сейчас говорить) частный бизнес заботится прежде всего об извлечении максимальной прибыли. А тот факт, что для простых тружеников полеты на самолетах становятся недостижимой роскошью, их не волнует. Нет сомнения, олигарх Дерипаска сможет быстро построить терминал в аэропорту Сочи и затем, окупив затраты, класть в свой карман прибыль от эксплуатации крупнейшего на юге страны аэропорта. А когда уже не это, а следующее Правительство РФ, которое встанет у руля страны после 2008 года, увидит, какое это прибыльное предприятие, и захочет выкупить его обратно, подобно тому как выкуплена у Абрамовича "Сибнефть", его стоимость уже будет в несколько раз выше.
"Непотопляемым и эффективным менеджером" Чубайсом начат процесс приватизации тепловых и гидроэнергетических объектов. На очереди приватизация предприятий атомной промышленности. Госдума спешно обсуждает законопроект об объединении атомных электростанций и других предприятий отрасли в РАО "Атомэнергопром". Поскольку работа ведется в авральном режиме без должного обсуждения, следует ожидать, что закон будет, как это уже стало традицией, сырой и не учитывающий интересы как государства в целом, так и предприятий и лиц, пользующихся продукцией атомной промышленности.
Кто в лес, кто по дрова
СТРАННО наблюдать за заседаниями правительства по обсуждению экономических вопросов, настолько несогласованны действия Минфина, Минэкономразвития и Центробанка РФ. Так, на одном из ноябрьских заседаний правительства данные о недоборе НДС в стране, приведенные Минэкономразвития и Центробанком, различались в 5 раз! Неудивительно, что председателю правительства М. Фрадкову пришлось признать, что подготовка обсуждения была неудовлетворительной, - решения отложены.
Но оставим в стороне приватизацию предприятий и проблемы уплаты налогов. Посмотрим, как правительство решает текущие, более мелкие проблемы, например наведение порядка на рынках.
Как известно, каплей, которая переполнила чашу недовольства положением дел на рынках, стала кондопожская трагедия. В соответствии с поручением Президента РФ правительство подготовило меры по улучшению ситуации в рыночной торговле. Уже подготовлен проект закона, которым предусматривается предоставление производителям сельхозпродукции 30% площади рыночных мест и недопущение к розничной торговле сельхозпродукцией иностранных граждан.
На первый взгляд создание льготных условий для российских производителей - правильная мера. Однако она не может быть использована полностью. У отечественных производителей сельхозпродукции - фермеров, кооперативов и даже крупных предприятий - нет времени и достаточных средств самим торговать на рынках, и без посредников им не обойтись. Правильный путь решения предлагает президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в России (АККОР) В. Плотников - создание на селе сбытовых кооперативов с долевым участием производителей. Такая форма сбыта сельхозпродуктов широко практикуется в европейских странах. Создание сбытовых кооперативов позволит отказаться от услуг заезжих посредников, освободить производителей от несвойственной им функции сбыта продукции, обеспечить должный контроль за качеством продукции, осуществлять торговлю на плановой основе.
Задача правительства и региональных властей - помочь селу, в том числе и в финансовом отношении, срочно создать сбытовые кооперативы. Что же касается недопущения к розничной торговле иностранных граждан - это решение не оздоровит ситуацию на российских рынках, скорее наоборот, будет способствовать росту коррупции. Ведь рынками заправляют не продавцы, а рыночная мафия, и мафиозные дельцы, как правило, имеют российские паспорта. Бить по продавцам - это стрелять из пушки по воробьям. Бороться с рыночной мафией нелегко, поскольку она часто кооперируется с нечистыми на руку работниками милиции. Но без разгрома рыночной мафии положение на рынках не оздоровить. Нужно также учитывать тот факт, что часто иностранные граждане справляются со своей работой лучше, чем местные жители, да и работа в торговле для последних не является престижной.
Все, что сказано выше, касается продовольственных рынков. Но уже назрела необходимость упорядочить работу и вещевых! Пора переходить к более культурной форме торговли, чем бесконечные "развалы" и "толкучки".
А воз и ныне там...
ВАЖНЕЙШАЯ проблема, которую должно решать Правительство РФ, - улучшение обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами. Особенно актуальна эта задача в свете вскрывшегося мошенничества в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования - организации, подведомственной министру здравоохранения и социального развития М. Зурабову. Сейчас стало ясно, что сложная система обеспечения лекарствами льготников, построенная М. Зурабовым, себя не оправдала и привела к расцвету коррупции. Особенно отвратительно, что нечистые на руку чиновники обкрадывали больных стариков и инвалидов. Да и в обеспечении остальных граждан лекарствами много недостатков: велик процент фальсифицированных медикаментов, цены на многие лекарства недопустимо высоки. Об этом много говорят, но положение не меняется.
В конце концов, должен кто-то ответить за это. Ожидать, что у М. Зурабова проснется совесть и он подаст в отставку, не приходится. Сейчас наш главный "здравоохранитель" пытается взять под свой контроль громадные средства, выделяемые для поддержки материнства. При этом, как говорят в осведомленных кругах, он собирается передать управление материнским капиталом частной управляющей компании. Если это допустить, мы можем быть свидетелями мошенничества похлеще того, что уже произошло в российском фонде медстрахования. Не пора ли премьер-министру наконец осуществить свою угрозу о "профнепригодности" и отправить М. Зурабова в отставку. Не понимаю, почему М. Фрадкову не ясно то, что ясно уже многим россиянам?