Примерное время чтения: 5 минут
340

В лабиринтах масляного изобилия

Так иногда хочется настоящего коровьего масла, чтоб со вкусом свежих сливок и без постороннего маргаринового привкуса... Раньше было все просто и понятно: сливочное масло - это сливочное масло, ясно, что от коровки. А маргарин - он и есть маргарин, детям в детсадах и школах в советское время его давать запрещали, говорили, что портит печень. А теперь - что масло, что маргарин - один производитель знает. Но нам-то, бедным покупателям, как это понять?!

Не все, что намазывается, масло

В ПРЕЖНИЕ - ностальгические советские годы масло было дефицитом. Его "доставали", за ним охотились... Впрочем, чем дальше "повышалось благосостояние народных масс", тем меньше и меньше сливочного масла становилось на прилавках. А потом оно исчезло совсем... Но тут Запад внезапно повернул нас к себе лицом, и прилавки стали ломиться от всякой всячины. Сливочное изобилие представилось во всей своей красе. Но вот беда, у нас почему-то сохранилась память о вкусе НАСТОЯЩЕГО, прежнего коровьего масла. И люди стали дружно возмущаться тем, что им подсовывают маргарин по цене сливочного масла, и стали приставать к различным надзорным органам. А самые бойкие даже умудрялись вернуть недоеденный продукт продавцу и получить назад свои денежки. Но разобраться, где натуральное сливочное масло, а где оно с добавками, рядовому покупателю просто не под силу.

Но тут нежданно-негаданно на помощь пришла Всемирная торговая организация (ВТО). Оказывается, там маслом называют исключительно только сливочное коровье масло. А все остальное "спреды" - это то, "что намазывается" (в дословном переводе с английского).

А поскольку и наша страна стремится в ВТО, то российским изготовителям различных комбинированных масел было приказано, чтобы слово "масло" из названий их продуктов исчезло. И в зависимости от соотношения сливочно-растительных жиров в их детищах они должны теперь называться: "Спред сливочно-растительный", "Спред растительно-сливочный" или "Спред растительно-жировой" (в последнем молочных сливок может не быть вообще). Новые правила установил новый ГОСТ 52100-2003, обозначение которого должно присутствовать на упаковке.

Ох как не понравилось заморское слово "спред" тем, кто так успешно продвигал свои сомнительные смеси под флагом масла! И они стали прятать его куда подальше - куда покупатели обычно не заглядывают. Самыми мелкими буковками (без лупы не прочитаешь) где-то сбоку или сзади ютится истинное название продукта. Зато на лицевой стороне упаковок крупными красочными буквами нас заманивают попробовать "Сливочное приволье", "Крестьянское подворье", "Крестьянское мытищинское", "Кремлевское со вкусом свежих сливок", бутерброд с которым "не падает маслом вниз". Рекламодатели "Кремлевского" все-таки не удержались и всунули в рекламу запретное слово. Продукт с заманчивым названием "Станичное с нежным сливочным вкусом" и с пасущейся коровой на лицевой стороне является всего-навсего "Спредом растительно-жировым" и состоит в основном из воды и растительного жира, но эта правда - на обратной стороне упаковки.

А продавцы в палатках и магазинах вообще плевать хотели на какое-то там "введение потребителя в заблуждение" и упорно пишут на ценниках "МАСЛО". И на научно обоснованные замечания покупателя отвечают таким родным, знакомым изречением: "Тебе что, тетка, делать нечего, ходишь тут права качаешь?" Но на наемных продавцов обижаться грех. Ведь они как между молотом и наковальней: с одной стороны - наступает продвинутый в своих правах покупатель, с другой - продвинутый в противоположном направлении хозяин. Хозяин приказал написать "масло" - и точка.

Все спреды носят названия рода, после которых так и напрашивается продолжение "масло". Например: "Столичное элитное" и "Столичное крестьянское", цена которых, между прочим, не уступает стоимости таких же упаковок сливочного масла.

Но если на расфасованных спредах еще можно, повертев во все стороны упаковку, узреть истинное наименование продукта, то при покупке развесного (обычно на рынках) это удается только с боем. В случае победы на коробке из-под продукта можно прочитать, например: "Спред растительно-сливочный. ГОСТ 52100-2003", тогда как на завлекающем объявлении, как правило, написано: "Масло сливочное, без добавок".

Не верь глазам своим

И ВОТ вооруженные знаниями о том, что под ГОСТом 52100-2003 скрывается спред, а под ГОСТом 37-91 - масло коровье, мы останавливаемся, наконец, на упаковке: "Масло коровье сладкосливочное несоленое, крестьянское, ГОСТ 37-91". То, что надо! И цена подходящая - 12 руб. за 200 г. Правда, рядом лежит пачка с таким же названием и массой, почти с такой же расцветкой, но по цене 20-28 руб. Но зачем переплачивать! И массовый россиянин, чувствуя по своему кошельку, что в его потребительскую корзину правительство точно не положило масло по 28 руб., берет масло по 12. И опять обман! Нет знакомого вкуса сливочного масла, тот же маргариновый привкус. Бойкие продавцы охлаждают разгоряченных покупателей: "Что же вы хотите, чтобы за 12 руб. вам было настоящее сливочное масло?"

Ну и это не помешало бы... А для начала мы хотим самую малость: чтобы нам говорили правду о товаре. А уж мы сами решим, что выбрать: маргарин за 12 руб. или сливочное масло за 28...

В записную книжку потребителю

В СООТВЕТСТВИИ со статьями 469, 495, 503 ГК РФ, статьями 4, 10, 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует качеству, заявленному в представленной информации.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, при этом продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно