Примерное время чтения: 10 минут
1356

Клан МИХАЛКОВЫХ. Мужчины и женщины

ОДНАЖДЫ Татьяна Михалкова, одна из самых популярных в 70-е годы манекенщиц страны, прима Общесоюзного дома моделей, призналась в интервью, что почти до самого рождения дочери Ани работала на подиуме, а когда муж привез ее в роддом на Шаболовке, медсестры отказались ей помочь даже лечь на каталку: "Пришлось подарить им томик стихов свекра, после чего они с радостью откликнулись на мою просьбу. В нашей семье мужчины всегда были на передовой, их знали по имени и в лицо, а женщины были их тенью и обеспечивали тылы. Быт у нас был настолько неустроен, что пришлось положить Аню в коробку, а кормить чуть ли не из водочной бутылки с приделанной к горлышку соской".

С ТЕХ пор прошло 28 лет, глава легендарного клана - знаменитый детский поэт и трижды автор Государственного гимна Сергей Михалков отпраздновал свое 90-летие, у его старших внуков - уже свои семьи. Аня Михалкова работает на ТВ и в Российском фонде культуры, получает второе образование на юридическом факультете МГИМО и воспитывает двух очаровательных сыновей - трехлетнего Андрюшу и Сережу, которому в мае исполнилось два года. О том, как строятся отношения между членами именитой семьи, Анна согласилась рассказать читателям "Суперзвезд".

Отцы и дети

- Аня, недавно ваш дедушка отпраздновал юбилей. Есть ли в семье Михалковых особые традиции на случай торжеств?

- Все традиции претерпевают изменения и переносятся на современную почву. Наверное, у многих есть обычай собираться вместе. Это удел больших, дружных семей. Мы практически не ссоримся, а спорим за столом только по политическим вопросам, потому что все мы уже в таком возрасте, когда тратить время на какие-то бытовые ссоры или склоки просто некогда. Да и собираемся мы не так часто - на Новый год, Рождество, дни рождения, Пасху... Кто может, тот и приезжает. Определенной иерархии мест за столом у нас нет. В каждой семье свой порядок, но во главе стола всегда мужчина. Чаще всего мы собираемся у папы, и его место во главе стола незыблемо.

- В вашей семье все мужчины - знаменитости. Успевали ли ваш дедушка и ваш папа заниматься воспитанием детей и внуков?

- Конечно же, нет! У деда не было времени даже просто пообщаться с нами. В представлении многих он нетипичный дедушка. Мы никогда не жили с ним вместе, и сказки на ночь он мне не читал. Это делала мама... Дед никогда не занимался непосредственно воспитанием детей. Всю свою любовь к ним он выразил через стихи, поэтому моим папой всегда больше занималась бабушка - Наталья Петровна Кончаловская.

В семье Михалковых отцы - это некий номинальный образ, а дети - это большая часть жизни, но не вся. У нас нет фанатизма, поклонения перед детьми, глава семьи до определенного возраста их вообще не замечает, а потом неожиданно начинает "воспитывать" - давать жизненно необходимые советы. Я в своем детстве маму помню гораздо меньше, чем папу, хотя она была рядом всегда. Папа никогда не говорил "нельзя", ограничивался фразой: "Я бы на твоем месте этого не делал". Самым суровым наказанием было, если он с нами не разговаривал.

Сейчас каждый из нас занимается прежде всего своим делом, а уж потом семьей... Но лично я приоритетом всегда считала семью. Наблюдая за дедом и отцом, я и от своего мужа никогда не требовала физического участия в воспитании детей, стирке пеленок, играх и прихода домой ровно в шесть вечера. Ведь любить - это значит смотреть в одну сторону, а не друг на друга.

- Наверное, Наталья Петровна Кончаловская была хранительницей семейного уклада?

- Бабушка (ей бы сейчас исполнилось 100 лет) уделяла нам очень много внимания. Она была поэтессой, переводчицей, дочерью известного художника Кончаловского, внучкой живописца Сурикова и очень интересным человеком. Дедушка прожил с ней 53 года.В детстве мы жили на даче на Николиной Горе и часто общались с ней. Весь уклад нашей дачной жизни был очень точно показан в папином фильме "Утомленные солнцем".

Недавно мы полностью перестроили дачу - поменяли там все, что можно. Дедушка отнесся к этому очень спокойно. На его памяти это уже не первый ремонт, и он не воспринимал дачу как памятник старины. Дед - городской человек и никогда не жил на даче. Да и сейчас он отдыхает там очень редко.

- Стала ли вам бабушкой вторая супруга деда?

- Бабушкой? Ей же было чуть больше 40 лет! У нас изначально сложились очень хорошие отношения. Главное, что им с дедом хорошо, они всегда вместе и отлично понимают друг друга. Юля - очень хороший человек. Они с бабушкой совершенно не похожи, но никто в нашей семье никогда никаких параллелей не проводил.

- Кто в вашей семье готовит, занимается домашним хозяйством?

- У нас все хорошо готовят, но из-за отсутствия времени в домашнем хозяйстве помогали кухарки и домработницы. Бабушка готовила прекрасно! Особенно много вкусных блюд можно было отведать в праздники. А сейчас деду готовит его жена Юля. Дед очень неприхотлив в еде. Он никогда не соблюдал никаких диет, всегда ел все, что хотел, и был в форме. И никогда не занимался спортом, как это делают, например, папа и Андрон. Кстати, дед до сих пор водит машину, правда, сейчас уже реже, а стихи, по старинке, пишет от руки, иногда печатает на машинке.

Два патриарха

- КТО для вас был авторитетом - отец или дед? В чем сходство и различие их характеров?

- Для меня они оба авторитеты. Но поскольку отец чаще уделял внимание семье и больше занимался непосредственно моим воспитанием, именно он стал для меня эталоном настоящего мужчины. А характеры у них абсолютно разные, причем несходство выражается во всем, даже в поведении. Дед, например, очень неприхотлив в быту. Он очень легкий человек в отличие от папы. Он не любит быть явным лидером, властвовать, очень мягок и бесконфликтен с окружающими. Папа - его полная противоположность. Дед сумел пронести любовь к жизни, наивность, он очень душевный человек. А схожая черта... - хорошее чувство юмора.

- В детстве вы преимущественно читали стихи дедушки?

- Я что, похожа на сумасшедшую? Это же бред, чтобы мы всей семьей сидели и читали стихи Михалкова! Когда ты живешь с его фамилией, ты и так знаешь, кто написал конкретный стих, а акцентировать на дедушке внимание - так же абсурдно, как если бы мне мама постоянно повторяла, что мой папа - великий режиссер! В нашей семье не принято говорить о деде и папе в третьем лице, как о каких-то известных личностях. Как и другим нормальным детям, нам читали стихи Чуковского, Маршака, Барто, ну и деда, конечно, тоже. В 3-4 года детям все равно, что читать, - выбор книги целиком зависит от взрослого. Жесткого контроля за тем, кто что читает, не было, и впоследствии - когда мы выросли из возраста детских стихов, мы читали хорошую классическую литературу.

- Но ведь в какой-то момент вы должны были осознать, что ваша фамилия вписана в историю России?

- Такого момента не было. Я с этим родилась и приняла это как должное. У меня никогда не было чувства, что я жила-жила, а потом - раз, и семья стала знаменитой! Никто не носился с нашей фамилией как с писаной торбой. И когда я брала тетрадку в руки, на обороте которой было написано"Гимн Советского Союза. Стихи С. Михалкова", я относилась к этому как к абсолютно заурядной вещи. Никакого чувства гордости у меня не возникало, так как я всю жизнь знала, что мой дед пишет стихи, и для меня это было естественно. Все и всегда общались со мной на равных. Детям ведь все равно, кто у тебя родители! Может быть, некоторые и дружили со мной только из-за фамилии, но я тогда этого не замечала.

Семейная субординация

- В вашей семье также принято общение на равных?

- Я считаю, что нас правильно воспитали, привив большое уважение к старшим, несмотря на видимое равноправие. Субординация должна быть в любой семье. В семье Михалковых никогда не было панибратства между родителями и детьми, мы всегда четко представляли, с кем и как себя нужно вести. Но жесткая субординация внутри семьи не означает, что мы как-то особенно ведем себя с окружающими.

- Говорят, терпению вас в детстве старшие учили с помощью... подарков в красивых упаковках со множеством бантиков, которые нужно было непременно развязать, а не разрезать... А какие еще черты характера родители старались привить вам с пеленок?

- Бантики специально не завязывались, но если они были, мы действительно их не разрезали, а развязывали вручную, таким образом воспитывая терпение. Я не считаю это чем-то супернеординарным! По-моему, так поступают все приличные люди. Кроме терпения, как и в других семьях, в нас культивировали неприятие лжи, предательства, подлости.

- Ваша сестра Надя ездит в школу на троллейбусе. В вашей семье стараются привить детям "культ простоты"?

- Это тоже делается не специально. Девочке в 15 лет совершенно необязательно приезжать в школу на иномарке. Вполне логично ездить на метро. Иметь охрану и "мерс" - может, и круто, но в нашей семье это считается лишним. Подросток не должен злоупотреблять деньгами и другими благами, которые могут "испортить" его еще в нежном возрасте.

- Допустима ли в вашей семье критика?

- Критиковать дедушкины творения у нас не принято, так как все-таки он великий писатель, а не мы. Первыми читателями большинства его произведений были дети. А в случае сомнения он обязательно показывал свое творение Таточке (так ласково Сергей Михалков называл свою первую жену. - Прим. авт.), он часто советовался с ней по разным вопросам.

- А вам папа и дедушка дают советы? Например, при выборе супруга?

- До определенного периода у меня не было молодых людей, которых бы я хотела познакомить с папой или с дедушкой... А когда я решила выйти замуж, моим избранником оказался человек, которого хорошо знал папа, и моему дедушке он тоже очень понравился, потому что мой муж - черкес и вырос в Пятигорске, как и мой дед. У них сразу же установились очень теплые отношения. Но даже если бы им мой будущий супруг не понравился, они не стали бы запрещать мне встречаться с ним.

Дед иногда критикует работу папы или внуков, но не с позиции власти - он лишь высказывает свое мнение, и то, если компетентен в данном вопросе. Мою передачу "Спокойной ночи, малыши!" он никогда не критиковал. Даже не знаю, смотрел ли он ее, но льщу себя надеждой, что критиковать ее просто не за что.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно