Примерное время чтения: 14 минут
390

Борис ЩЕРБАКОВ: "...И уборщиком в метро работал"

В ДЕТСТВЕ у Бориса Щербакова представление об актерской жизни было своеобразным. Во время съемок своего первого фильма он увидел актера, который стоял у открытой форточки и картинно курил "Беломор", выпуская дым в морозный воздух. И маленький Боря подумал: "Какая замечательная жизнь у актеров... Вот стоит курит, ничего не делает, а денег получает побольше моих родителей".

- Я РОДИЛСЯ в Ленинграде и рос дворовым мальчишкой. Летом помогал своему дяде-леснику по хозяйству: косил и сушил траву на сено, очень любил ходить в ночное.

В нашем городе все мальчишки мечтали стать моряками. Из единственного окна шестнадцатиметровой комнаты в коммунальной квартире, где жила моя семья из пяти человек, был виден Финский залив. Каждое утро я наблюдал, как входят в гавань большие белые корабли. И я представлял себя капитаном одного из них. Это было так романтично. О другой профессии и не думал, пока в школу, где я учился, не пришли представители студии "Ленфильм": искали белобрысого, конопатого разгильдяя для съемок фильма "Мандат". Мне было тогда 12 лет, и я прошел все кинопробы, даже настоящий наган посчастливилось в руках подержать. Роль Глебки Прохорова была первой в моей жизни ролью, и она определила мой жизненный путь.

- В Ленинграде есть свой театральный институт. Почему вы оказались в Москве?

- А в Ленинградском театральном институте меня на 3-м туре срезали. Я поступил в Институт культуры на режиссерский факультет, проучился год и решил, не сдавая летнюю сессию, поехать в Москву в театральный институт. Но декан наш настоял на том, чтобы я сдал все-таки сессию в Институте культуры, на тот случай, если вдруг провалю экзамен в Москве, то вернусь в Ленинград и буду продолжать учиться в своем вузе на 2-м курсе.

Пока я сдавал сессию, прием в Школу-студию МХАТ закончился. Театр уезжал на гастроли в Японию, и вступительные экзамены были проведены на неделю раньше обычного. Но мне повезло. Когда я приехал в Москву, в последний день перед отлетом в Японию проходило заседание кафедры актерского мастерства по поводу набранного курса. Терять мне было нечего, я ворвался в аудиторию, где заседали преподаватели, и заорал: "Пал Масалич! Я хочу у вас учиться!" Мало того что я устроил переполох, но еще и перепутал имя педагога. Все были в замешательстве. Но, видимо, то, что я при всех заявил, что хочу учиться у Павла Владимировича Массальского, польстило известному педагогу, он прослушал меня и принял. Через несколько дней я уже занимался переводом из ленинградского института в Школу-студию МХАТ.

- А мы, студенты-первокурсники, решили, что этот высокий, красивый блондин, которого никто не видел на экзаменах, вообще по блату попал в студию, - говорит жена актера Татьяна Бронзова. - Стали прокручивать фамилию "Щербаков" и решили, что Борис - сын дяди Пети Щербакова - артиста из Театра "Современник". Но позднее выяснилось, что никакого родства между ними нет.

Каждые выходные - домой

- БОРИС Васильевич, на что вы жили в Москве, будучи студентом?

- С родителей я не мог требовать денег, так как семейный бюджет был очень маленький, а стипендия была всего 28 рублей. Приходилось подрабатывать. Работал уборщиком в метро, мыл фойе перед турникетом на станции "Проспект Маркса" (сейчас "Охотный Ряд"). За работу мне платили 110 рублей. Этого хватало, чтобы хорошо поесть и за девушками ухаживать. Работал только ночью. Приходил к часу и работал до трех утра, а иногда и до пяти. После работы бежал спать в общежитие, не высыпался, конечно. Потом точно рассчитал время, объем работы, научился быстро надевать спецодежду: халат, резиновые перчатки, галоши - дело-то приходилось иметь с электрической машиной. Заправлял машину водой и ровно в час ночи начинал мыть пол. Полчаса машина двигалась в одну сторону, смывая грязь, полчаса шла обратно. В 2 часа ночи я уже заканчивал работу и мчался в общежитие.

- По дому тосковали?

- Безумно! Ездил в Ленинград на каждые выходные. Тогда билет по студенческому стоил всего 3 рубля 50 копеек, иногда зайцем удавалось проскочить в общем вагоне на третьей полке среди чемоданов. Ночь - и я дома. И свою любимую девушку навещал. Ее звали Надя Комаровская, и мы с ней были одноклассники.

Первое настоящее щемящее чувство любви я испытал, когда учился в 8-м классе. В Надю были влюблены все мальчишки нашего класса, но она почему-то выбрала меня. Мы ходили с ней по-пионерски, за ручку, и всегда трепетно относились друг к другу.

Надя сыграла определяющую роль в моей жизни: настояла, чтобы я окончил десятилетку. Учителя советовали мне после 8-го класса пойти в профессиональное училище, учился-то я не очень хорошо. Надежда помогла мне подготовиться к экзаменам. Так что и она причастна к тому, что я стал актером. Я ей благодарен.

- Почему же вы расстались? Неужели ни разу не пытались как-то снова сблизиться с ней?

- В Москве у меня появилась другая девушка, Татьяна, которая постепенно вытеснила из моего сердца детскую любовь. Правда, Надя как-то приезжала в Москву, заходила ко мне в студию МХАТ, но прежних чувств я уже не испытывал. Где Надя сейчас, я не знаю. В Питере она больше не живет, говорят, вышла замуж за летчика и уехала в Киев, но я там не раз бывал на гастролях, она бы пришла обязательно, хотя кто знает...

"Поклонницы хотели развести с женой"

- ТАТЬЯНА Васильевна, а вы не считаете себя разлучницей?

- Да это он разлучил меня с моим мужем. Борис был такой внимательный, предупредительный и веселый, что устоять перед его обаянием было совершенно невозможно.

А в Ленинграде мы с ним никогда не встречались и не знали друг друга. Интересно то, что я не собиралась уезжать из Ленинграда в Москву. Мы как-то с подругой гуляли по Невскому проспекту, увидели объявление о наборе в Школу-студию МХАТ. Я зашла по указанному адресу, прошла первый тур, потом второй. Так, шутя, встала на актерский путь. Я была уже замужем, но нужно было ехать в столицу сдавать экзамены. Когда я поступила, муж повез меня в Москву к началу учебного года. Надо же было нести тяжелый чемодан, да и помочь устроиться. Меня определили в общежитие. Открываю дверь в свою комнату и вижу: на кроватях разлеглись трое м' олодцев. Я смутилась (ведь сзади стоял мой муж с чемоданом) и говорю: "Меня в эту комнату поселили, я здесь жить буду". С кровати встал высокий, красивый блондин и весело мне ответил: "Вот и прекрасно! Давайте жить вместе!" Это был Боря Щербаков, и мы не могли тогда предположить, что его слова станут пророческими.

Конечно, потом разобрались что к чему, расселили нас. С того дня мы вместе репетировали на учебной сцене, я привыкла к тому, что Боря всегда рядом. Потихоньку Боря проник в мое сердце и вытеснил оттуда моего мужа. Хочу сказать, что Боря не только за мной ухаживал. Он обожал женщин и оказывал внимание всем девчонкам в общежитии, но выбрал все-таки меня. Теперь мы с Борисом уже 30 с лишним лет вместе.

- Татьяна Васильевна, вашему мужу приходится целоваться со своими партнершами по фильмам. Разборки семейные бывают?

- Я же понимаю, что это работа. Правда, Борис Васильевич иногда увлекается, и я это сразу чувствую. Но такое состояние у него ненадолго. Я его понимаю. Пусть хоть в постель ложится, но только перед камерой, во время съемок. А если в другом месте и в другое время, то я, конечно, разбираюсь. А поводов он дает немало. Я от его поклонниц устаю. Иногда просто погулять спокойно не дают.

Когда за границу уезжаем отдыхать, думаем, что хоть в чужом краю побудем наедине. А там русских больше, чем в России, и все на отдыхе пьяненькие, мимо прохаживаются, в глаза заглядывают, автограф просят, лезут обниматься. Хочется спрятаться куда-нибудь от нетрезвых соотечественников за границей, так они и дома достают, особенно дамы. Одна такая меня даже обругала. Как-то зазвонил Борин мобильный телефон, а муж был занят, и я подумала: сейчас отвечу и спрошу, что передать? Нажимаю на кнопку и слышу раздраженный женский голос: "Я вообще-то Борису Васильевичу звоню! Какое вы имеете право брать его мобильный телефон?" От такого хамства я чуть дар речи не потеряла. Тут уж, естественно, пришлось "разбираться" с мужем.

- Возникали предчувствия, опасения, по поводу "вернется или не вернется муж с гастролей"?

- Да нет, я никогда не боялась, что Боря вот так возьмет и не вернется с гастролей или со съемок. Но если он кем-то увлекался или его кто-то увлекал, я это сразу чувствовала по тому, как он здоровался со мной после долгого отсутствия, как поцеловал при встрече. Я ему всегда доверяла и уверена, что он никогда не предаст свою семью. Увлечения у него были и будут, хотя молодость уже ушла, зато к Борису пришли известность и популярность. Девчонки просто гроздьями вешаются на него, но я знаю, чувствую, что он никогда не оставит семью.

- Борис Васильевич, вы-то понимаете, что заставляете ревновать свою жену, переживать за вас?

- Ну, бывает, конечно. От нее невозможно ничего скрыть, она все сразу чувствует. Мужчине в моем положении просто необходимо постоянно находиться в состоянии влюбленности, а в Танечку я влюблен очень давно, и это чувство немного притупилось, но сохраняется нечто большее, чем влюбленность. Второй такой, как моя Татьяна, не найти. Она безумно красивая, добрая, терпеливая. И главное, что для меня очень важно в женщине, - она умеет прощать и понимает меня с полуслова. Это то качество, благодаря которому мы с Татьяной вместе уже 30 лет, и я никогда не променяю ее ни на каких поклонниц. Наверное, в этом и состоит секрет сохранения семьи: в умении прощать, понимать и держаться друг за друга, что бы ни случилось. Я многое прощал своей жене, а она мне.

- Татьяна Васильевна, говорят, с певицей Любовью Успенской у Бориса Васильевича тоже был роман, тем не менее вы поддерживаете с ней отношения.

- Да нет, никакого романа у Бори с Любой не было. Он просто снимался с ней в ее клипе. Любовь Успенская замужем за прекрасным человеком, живет в Америке, она - друг нашей семьи. У нас теплые, доверительные отношения. Я очень люблю готовить и сервировать стол, а Любе очень нравится мой фирменный гороховый суп с копченостями, приготовленный по особому рецепту. Когда она приезжала из Америки, частенько звонила нам и просила его приготовить для нее. А я ей в шутку отвечала, что приеду встречать ее прямо в аэропорт с кастрюлькой ее любимого супа.

"Во МХАТе осталась душа"

- БОРИС Васильевич, сейчас многие актеры занимаются бизнесом. Вы не пробовали?

- Как же, пробовал. Лет 25 назад мы с театром в первый раз выезжали на гастроли за границу, в Болгарию. А в то время больше 330 рублей брать с собой не разрешалось. И вот мой приятель, тоже актер, говорит мне: "Боря, как-то надо окупать поездку. Пойдем-ка мы с тобой в меховой магазин". Тогда же, в советские времена, у нас в стране в магазинах практически ничего не было. Пришли в меховой магазин, приятель говорит: "Вот, видишь, чехлы для автомобиля? - показывает на потрясающие меховые, из овчины, чехлы. - Мы тут их купим, а в Москве продадим на рынке в два раза дороже". Ну купили. Это было в 1974 году. Не знаю, как у моего приятеля, а мои болгарские меховые чехлы до сих пор на антресолях лежат. Вот и весь мой бизнес.

ТАТЬЯНА: Мы еще как-то вместе с Борей сервиз пытались продать, подзаработать. Я привезла из Германии модный по тем временам чайный сервиз "Мадонна". Мы с мужем пришли в комиссионку в надежде, что нам дадут за него сумму б' ольшую, чем он стоит, заняли очередь. Подходит к нам какая-то женщина и спрашивает: "Вы хотите сдать "Мадонну"? Я давно о таком сервизе мечтаю, давайте куплю его у вас. В магазине вам за него больше 300 рублей не дадут, а я вам заплачу 350". Мы обрадовались, что так удачно "толкнули" сервиз: в очереди стоять не надо и денег больше предложили. Женщина завела нас за угол магазина, чтобы обо всем договориться, но денег при ней почему-то не оказалось. Она спросила наш адрес и сказала, что через час деньги обязательно привезет. Мы сказали свой телефон, чтобы позвонила, когда поедет с деньгами к нам, отдали ей "Мадонну" и, счастливые, отправились домой. А дамочка села с нашим сервизом в машину и уехала.

- А какой день в вашей жизни был самым счастливым?

- Пожалуй, это был день, когда родился сын. Мы с Танюшей его очень ждали. Даже имя заранее придумали - Василий. Если бы родилась дочка, она была бы Василисой, в честь наших с Татьяной отцов. Я не ходил, а летал от счастья, заваливал жену цветами и был очень горд, что стал отцом.

- Чем занимается ваш сын?

ТАТЬЯНА: Василию 25 лет, учился в Сорбонне, закончил МГУ, он по образованию юрист, знает английский и французский языки, работает в фирме. Когда он был маленьким, мы всегда брали его с собой на спектакли. В детстве Вася сыграл очень много ролей, но к актерской профессии почему-то не прикипел. А мы с Борей и не настаивали. Пусть ребенок сам выбирает свой жизненный путь.

- Борис Васильевич, говорят, недавно вы сильно поссорились с Олегом Табаковым.

- Да ничего мы с ним не ссорились! Он просто не подписал со мной договор о сотрудничестве на следующий год. Без всяких причин и объяснений взял и выгнал меня из родного театра...

ТАТЬЯНА: А началось все с меня.

Смерть нашего прежнего руководителя Олега Ефремова была сильнейшим ударом для всей труппы и особенно для нас с Борей, поскольку мы с Олегом Николаевичем очень крепко дружили. Художественным руководителем МХАТа стал Олег Табаков. Он сразу же начал устанавливать в театре свои порядки, уволил многих актеров, а в первую очередь меня... В июне 2000 года, ровно через месяц после смерти Ефремова, прихожу на работу (тогда я еще являлась завтруппой театра) и вижу на доске объявлений приказ о сокращении моей должности. Причину увольнения Олег Павлович не потрудился мне объяснить, да и я тогда была не в состоянии "добиваться аудиенции" у него. Я ушла тихо, незаметно, без всяких скандалов. Но до сих пор не могу понять, почему Табаков питает такую ненависть к ефремовским актерам.

БОРИС: В этом году меня постигла та же участь, что и Татьяну. Табаков не подписал со мной контракт и тем самым дал понять, что в театре я больше не работаю. Моему возмущению не было предела! Я со студенческой скамьи и до седых волос проработал в одном театре. МХАТ же за это время стал мне вторым домом. Он был моей жизнью, моим воздухом. А со мной обошлись, как с дворовым мальчишкой... Я хотел поговорить с Табаковым, услышать объяснения, но с Олегом Павловичем мне так и не удалось встретиться. Он, будучи режиссером, очень редко бывает в театре, и на прием к нему нужно за месяц записываться в очередь.

- Что ж, выходит, вам теперь не на что жить?

- Да ну, почему же? Я играю в антрепризах. Но тут даже не в зарплате дело. Во МХАТе осталась моя душа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно