Примерное время чтения: 15 минут
3503

Актеры театра "Кривое зеркало" называют его "Ваганыч"

"СЫНОК, быть плохим артистом, да еще эстрады, - большое горе: мало того что ты плохой специалист, так еще сколько свидетелей приходят ежедневно на твой позор. А хорошим артистом ты вряд ли станешь", - сказала мама, когда 17-летний Евгений Петросян отправился из родного Баку покорять Москву. Но уже через несколько лет, услышав от сидящей по соседству зрительницы комплименты в адрес молодого артиста, мама с гордостью сказала: "Это мой сын!"

16 СЕНТЯБРЯ Евгений Петросян отмечает 60-летний юбилей. Сегодня он народный артист, режиссер, писатель, профессор РАТИ, мэтр отечественной эстрады. К творчеству Петросяна можно относиться по-разному, но то, что страна запоем смотрит "Смехопанораму" и "Кривое зеркало" и программы бьют все телевизионные рейтинги, - это факт.

А все начиналось так... Приехав на Курский вокзал, он стал штурмовать театральные вузы столицы. Ни родственников, ни знакомых у Петросяна в Москве не было. Во МХАТе ему сказали: "Вы уже сложившийся актер, а нам нужен сырой материал, из которого мы могли бы лепить то, что нужно..." В Щукинском училище Петросян услышал прямо противоположное: "Вы настолько юны, что нам очень трудно определить сейчас: актерские ли это задатки или всего лишь детская непосредственность..."

Драматическая сцена и кино остались без Евгения Петросяна. Хотя попытки связать свою судьбу с кинематографом у него были. Шурика в "Операции "Ы" и другие приключения Шурика" вполне мог сыграть не Александр Демьяненко, а молодой Евгений Петросян, который пробовался на эту роль. А в начале 80-х Петросяна пригласили на "Ленфильм" на пробы в кинокартину "Сильва". Партнершей стала оперная певица с очень пышными формами (пробы ей устроили лишь в благодарность за то, что она записала фонограмму для фильма). Петросяну-то престояло поднимать на руки грузную даму! Он раз десять поднял оперную диву на репетиции, и вдруг в его позвоночнике что-то хрустнуло... Боль была адская. Каким-то чудом он нашел в себе силы для первого дубля, поднял партнершу в одиннадцатый раз и даже сыграл с куражом. Ко второму дублю боль усилилась, кураж пропал, и сцена получилась не совсем удачной. Как назло, записали именно вторую пробу. А на роль в итоге взяли Виталия Соломина.

Роман Евгения Петросяна с эстрадой оказался более удачным. Не попав в театральные вузы, он успешно стал студентом Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, где одним из его педагогов была Рина Зеленая.

- Однако вы просто неприлично молодо выглядите для профессиональной сцены, - сказала ему Рина Васильевна при первой встрече.

- Это пройдет, даю вам слово! - ответил юный Петросян.

Это действительно прошло. А в первый раз на ответственную сцену Театра эстрады Петросян вышел в необычном для нынешних зрителей образе. Во-первых, в качестве конферансье. Во-вторых, с рыжими волосами ("Пришел в парикмахерскую в женский зал. Было жутко неудобно, поэтому громко сказал: "Для сцены" - пишет он в своей книге "Хочу в артисты". - Какая же это дикая боль, когда перекись водорода на голову. Бедные женщины...") А в-третьих, в афише он был вовсе не Петросяном, а... Петровым. "Но я же Петросян!" - возмутился начинающий артист. "По-армянски Петросян, а по-русски Петров", - твердо сказали ему.

Так, выйдя на большую сцену "рыжим Петровым", он вырос в того Петросяна, которого теперь знает вся страна.

Какой Евгений Петросян вне сцены и что за глаза говорят о нем коллеги, "Суперзвезды" выяснили у актеров театра "Кривое зеркало".

Вячеслав Войнаровский: "Лена Степаненко нашла путь к сердцу Жени"

- C Евгением Вагановичем мы уже 25 лет сотрудничаем. В 1979 году он пригласил меня участвовать в его первом сольном концерте "Доброе слово и кошке приятно". Сольных концертов, кроме Аркадия Райкина, тогда почти ни у кого не было. Только Геннадий Хазанов выпустил свой первый сольник. Но если Хазанов поставил моноспектакль, то нас было четверо: Евгений Петросян, Лена Степаненко, я и Женя Грушин. Мы очень волновались, долго репетировали. И спектакль стал бомбой! Я очень удивился, когда на премьеру пришли все тогдашние звезды эстрады, были Миронова с Менакером. Обычно наша элита не любит, когда кто-то вырывается вперед, а к Жене все относились с уважением, понимали, что он не выскочка.

Мы шесть лет ездили с этим спектаклем по всему Союзу, и успех был потрясающий. Помню, однажды приехали в Узбекистан, выступили, и уже на банкете после концерта местные чиновники сказали, что, оказывается, больше половины зрителей не знали русского языка. Мы даже не сразу поверили в это, потому что реагировали они в тех же местах, где и московская публика. Думаю, тут сработало мастерство Петросяна, его умение владеть мимикой и жестами.

Лена Степаненко тоже замечательно выступала. Она делала пародии, была совсем молоденькой, стройненькой, просто прелесть. И безумно вкусно готовила в поездках. Папа у нее был поваром, и Лена за 20-30 минут могла такой стол собрать, что закачаешься. Никаких вычурных блюд, обычные котлетки или салатики, но все очень вкусно. Может, на эту приманку она и заманила Женю? Они ведь тогда еще не были женаты, а путь к сердцу мужчины, как известно, лежит через желудок... Лена и сейчас замечательная артистка и хозяйка.

У меня много своих контрактов по миру (Вячеслав Войнаровский - оперный певец. - Авт.), но как только я появляюсь в Москве, тут же рвусь в "Кривое зеркало", говорю: "Женя! Давай любые тексты!" Для меня великое счастье после своей оперы прибежать на репетиции программы. Эти десять дней превращаются в такое веселье и каламбур! На съемках, конечно, всякое бывает. Есть у нас несколько человек, которые могут себе позволить выругаться за кулисами. Убегают со сцены переодеться, в запасе всего одна минута, а обслуживающий персонал не успел подготовить костюм, ну они и выдают: "Эх, е... !" И это все через микрофоны в зал идет. Вот за это Петросян может пожурить. А вообще он никогда не повышает голос на артистов и очень бережно относится к нашему брату. За это его ребята и любят.

Недавно мы разговаривали с Евгением Вагановичем, и он признался: "Знаешь, а ведь я когда-то мечтал организовать такое "Кривое зеркало". Конечно, он бы хотел и театр открыть, но, думаю, это дело времени.

- Традиционное мнение, что юмористы в жизни не веселые люди, к Петросяну тоже относится?

- Как-то я делал спектакль с Геннадием Хазановым. Могу сказать, что Хазанов по жизни не очень смешной человек, а, наоборот, где-то трагикомичный и грустный. А Женя - нет, у него всегда все с юмором. Он очень заводной.

- Как Петросян изменился за 25 лет вашего знакомства?

- Он немножечко поправился и немножечко поседел. Вот и все. Он по-прежнему работает как сумасшедший и мало отдыхает. Моя жена балерина, и она всегда отмечает, как божественно Женя танцует и владеет телом. Дай Бог ему здоровья.

Игорь Христенко: "Петросян учил текст под роялем"

- Я не могу похвастаться, что 24 часа в сутки занимаюсь профессией. А Ваганыч занимается. Он поразил меня своей фанатичной работоспособностью еще до того, как мы начали вместе работать. Обычно артисты за кулисами болтают, дурачатся, а Ваганыч всегда носил в руках какие-то большие папки текстов и что-то учил. Потом он сам об этом рассказывал. "У меня, - говорит, - память была феноменальная. За кулисами я специально выбирал такие места, чтобы учить было неудобно. Где звучит музыка, разговаривают, даже под рояль мог с текстами залезть". Это правильно. Потому что если запоминаешь текст в экстремальных условиях, то в более комфортных воспроизвести его будет гораздо легче.

Наверное, именно благодаря такой работоспособности Ваганыч и занимает ведущие позиции на эстраде. Кто-то приходит и уходит, а Петросян - это константа, постоянная величина.

- Вы называете его "Ваганыч"?

- Да, мы все в быту зовем его Ваганычем, и он знает об этом. А нас называет "мальчики мои".

- Как вы пришли в "Кривое зеркало"?

- В актерской профессии многое решает случай, просто надо быть готовым к нему. Как-то на "Смехопанораму" пришли "Новые русские бабки", Карен Аванесян, я. Собрались вместе, и вдруг выстрелило. Это как в трубочке со стеклышками: кажется, просто горсть битых стекляшек, а поставили три зеркальца, и какой-то рисунок получился. Ваганыч это почувствовал, собрал стекляшки и зеркальца поставил. Не было такого: "А создам-ка я "Кривое зеркало"! Даже название не сразу пришло. Когда-то давно Вячеслав Войнаровский пел на концерте Петросяна оперную арию, в которой были слова "Кривое зеркало... тра-та-та", и из этого выросло название программы. В отличие от всех нас Ваганыч досконально знает историю отчественной эстрады, и он вспомнил, что еще до революции был такой театр "Кривое зеркало".

Николай Бандурин: "Не знаю, когда он отдыхает"

- Студентом я бегал на спектакли Петросяна, а лично мы с ним познакомились только в 1989 году на Кисловодском конкурсе юмористов. Мы с моим партнером Михаилом Вашуковым тогда стали лауреатами, отчего пребывали в некой эйфории от успеха. Евгений Ваганович нас вовремя отрезвил и поставил на землю. А потом сказал, что нам самим решать, как жить дальше: развиваться или оставаться на прежнем уровне. Мы это восприняли как руководство к действию и решились на то, чтобы переехать из Питера в Москву. Так что Петросян сыграл очень важную роль в нашей творческой карьере.

После конкурса стали участвовать в его концертах и всегда с интересом наблюдали за тем, как Петросян работает. Он репетировал каждый шаг! Что микрофон должен стоять именно здесь, фонограмма ни на секунду дольше - обращал внимание на самые мелкие нюансы. Для нас это было своеобразным мастер-классом.

Ваганыч такой трудоголик, что я вообще не знаю, отдыхает ли он. Ему как ни позвонишь, он всегда при деле. У него - "Смехопанорама", "Шутка за шуткой", "Кышкин дом", "Кривое зеркало" плюс еще свои проекты. После записи "Кривого зеркала" надо отдыхать как минимум две недели. А он тут же начинает монтировать, готовить новые тексты, работать с авторами. Помню: на следующий день после записи какой-то программы у него начинались сольники в "России". Для меня это непостижимо.

Игорь Касилов (Цветочек): "В жизни он добрый гномик"

- Лет восемь назад мы с Сергеем (Сергей Чванов, Матрена. - Авт.) набрались наглости и зашли к Петросяну в гримерку, когда он выступал у нас дома, в Тольятти. Взял наши кассеты, продиктовал адрес театра и телефон, сказал: "Звоните". Но мы чего-то не позвонили... Заходили в гримерку, как братва тольяттинская, вот, мол, мы тут эстрадой занимаемся, а когда вышли оттуда, так весь пыл пропал. Подумалось: "Да мы мальчишки по сравнению с ним, чего пыжимся?!"

Думаю, он даже не помнит этот эпизод. А потом приехали на конкурс юмористов в 1999 году, опять набрались наглости и сами руки ему протягивали. Несколько раз он приглашал нас в свои программы, а потом говорит: "Давайте делать новую передачу, я название придумал - "Кривое зеркало".

Жаль, что жизнь столкнула меня с этим уникальным человеком очень поздно. Я же раньше работал в драматическом театре. А знаете, как драматические актеры относятся к эстраде и к тем, кто ею занимается? Но так сложилась жизнь, что сам оказался в этом жанре, и теперь знаю, какой это каторжный труд. В театре, когда не твоя сцена, можно передохнуть, а тут один или с партнером два часа на сцене надо вкалывать. Петросян безусловно, - мастер, учитель. Мне 40 лет, за спиной три высших образования, и уже столько учителей в жизни было, так что говорю я сейчас со знанием дела. За Петросяном очень интересно наблюдать. Он современный, клевый, свой пацан.

А в жизни, знаете, какой смешной? Такой интеллигентнейший и добрый гномик. Его можно сравнить с офисным работником, который ходит на работу в очочках, а потом снимает костюм и едет на "Нашествие" и отрывается под рок-музыку. Так и Петросян. На работу приходит такой серьезный-серьезный, а в жизни ну очень смешной.

Сергей Чванов (Матрена): "За автографами очередь выстраивается"

- Никто не умеет себя так спокойно и выдержанно вести в критических ситуациях, как Петросян. Кто-то опоздал, сорвал съемку, напился... Ваганыч никогда не позволит себе сорваться. Я вижу, как у него меняется выражение лица, внутри все кипит, но внешне он совершенно спокоен. Думаю, если бы это касалось меня, то без резкостей в чей-то адрес точно бы не обошлось.

Помню, как-то ехали вместе на встречу на его машине. Он припарковался, к нам подходит полупьяный парковщик и начинает наезжать: "Ты, Петросян, давай плати, я служил в Афгане..." И Ваганыч, как профессиональный психотерапевт, начинает успокаивать парковщика: "Так, спокойно..." Помните, как Данди-крокодил усмирял пальцами буйвола? На парковке происходило то же самое. Ваганыч смотрел на полупьяного человека, говорил какие-то правильные слова, и тот утихомирился.

Мне часто доводилось наблюдать, насколько Ваганыч внимателен к поклонникам. Благодаря образам "бабушек" нас не узнают на улицах, а к нему всегда подходят. Очереди за автографами выстраиваются везде, где бы он ни находился. Но Ваганыч даже не покажет внешне, что ему кто-то надоел, никогда не позволит сказать: "Все, я пошел" и оставить людей без автографов.

Александр Морозов: "Он защищал "Аншлаг"

- Ваганыч - уникальный человек. Организовать "Кривое зеркало" - это вообще бредовая идея. Он же собрал конкурентов и сделал из них одну команду. Мы собираемся на съемки раз в три месяца и встречаемся, как школьники после летних каникул. Не можем наговориться, рассказываем анекдоты, какие-то истории. И Ваганыч ведет себя со всеми по-приятельски. К нему можно подойти с любой проблемой. У Вовки Моисеенко недавно был день рождения, Ваганыч предупредил, что не сможет прийти, не успеет. Но в 12 часов ночи все-таки вырвался и приехал поздравить. Он любит нас, как детей, и мы отвечаем ему взаимностью.

И знаете что... Меня поразила его реакция, когда стали сгущаться тучи над "Аншлагом". Вообще-то это конкурирующая фирма (хотя Ваганыч их никогда конкурентами не называл, а только коллегами), и, по идее, можно было порадоваться ее трудностям. Ан нет. Ваганыч так возмущался и защищал "Аншлаг"! Чуть ли не кричал: "Программу могут закрыть только зрители или канал, но никак не правительство!"

Александр Пономаренко: "Работу устроил на дому"

- Евгений Ваганович до того предан работе, что даже из своего дома устроил место встреч для артистов. Приходим, разбираем домашние тапочки, усаживаемся за столом на кухне и начинаем набрасывать какие-то идеи. За этим столом не одна тема для программы родилась. Я тоже человек гостеприимный, но сложно представить, чтобы у тебя дома целый день толклись 10-15 человек.

Мы уже так привыкли к его кухне, что сами хозяйничаем, чайничек ставим, завариваем. Вот сейчас юбилейный сюжет снимали о том, как якобы в квартиру Петросяна забираются воры, пытаются найти тексты выступлений и говорят голосами Задорнова и Шифрина. Так Евгений Ваганович позволил всю комнату переворошить. Думаю, если понадобится снимать сцену пожара в его квартире, он ради дела и на это согласится.

Владимир Моисеенко и Владимир Данилец: "Нас спасли "Кролики" и Петросян"

- Мы познакомились с Евгением Вагановичем на последнем Всесоюзном конкурсе в Кисловодске. На первом туре показали хороший номер, а на втором слишком острый, даже антисоветский. Все старшее поколение жюри было против нашего дальнейшего участия, но Петросян, который был председателем жюри, сказал: "Давайте посмотрим на них в третьем туре". Мы показали номер "Кролики - это не только ценный мех..." - и стали лауреатами.

Недавно приехали к нему вечером домой, очень мило посидели, обсудили программу (три года назад стали участвовать в "Кривом зеркале", хоть и живем в Киеве). Потом еще Игорь Христенко пришел, затем "бабушки" присоединились. Нас замечательно встретили, угостили вкусным вином. Была очень хорошая и добрая атмосфера. И, надо сказать, такая же атмосфера царит на репетициях и съемках. Никакого пафоса или взглядов свысока - боже упаси. Ваганыч никогда не скажет: "Я - Петросян, как скажу, так и будет!" Он прислушивается даже к еще не оперившимся артистам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно