"ЛЮБОВЬ - это загадка. Никогда не знаешь, отчего она возникает и почему проходит", - цитирует фразу из спектакля Театра сатиры "Привет от Цюрупы" Михаил Державин.
В жизни актёра эта загадка под названием "любовь" тоже несколько раз возникала и почему-то проходила...
- ЕКАТЕРИНА Райкина, Нина Будённая... Вы специально подбирали себе в жёны дочек знаменитых людей?
- Нет, конечно (смеётся). Не было у меня никаких намерений специально искать себе дочку знаменитости. Всё случайно получалось. С Катенькой Райкиной мы познакомились, когда учились на одном курсе в Щукинском училище. Поженились, когда ей было 19 лет, а мне 21 год.
- Вы не ровесники, но оказались на одном курсе?!
- Я закончил первый курс училища, а потом режиссёр Юрий Егоров пригласил меня сниматься в свою картину "Они были первыми". Отец скончался, и мне надо было подрабатывать.
Ещё будучи мальчишкой, я часто бегал на "Мосфильм" сниматься в массовках. Некоторые кадры с моим участием даже сохранились. Есть такой фильм про циркачей "Арена смелых", где я марширую на арене. Забавно сейчас смотреть на это. Ещё, помню снимался в фильме "Аттестат зрелости" с Василием Лановым в главной роли. А я на экране сидел в классе среди прочих учеников.
Поскольку в картине "Они были первыми" участвовал уже не в массовке, пришлось на год оставить учёбу - кино раньше долго снималось. В училище вернулся сразу на второй курс. Увидел среди других студентов совершенно очаровательную девушку Катю Райкину и влюбился.
А её папу Аркадия Исааковича я знал ещё до того, как стал его зятем. Он часто приезжал в наш дом на Арбате к известному отоларингологу Виктору Кантаровичу. Райкин выступал много, голос у него иногда срывался, поэтому была необходима помощь специалиста.
Мы с мальчишками бегали во дворе и всегда замечали, когда останавливалась "Победа" Райкина с номером "ЛИ 0025". "ЛИ" - это значит ленинградская индивидуальная. Аркадий Исаакович знал, что я сын актёра театра им. Вахтангова Михаила Державина. "Мишенька, а дома ли Виктор Самойлович?" - спрашивал он у меня про Кантаровича и поднимался к врачу.
Я до сих пор живу в том доме на Арбате. Наш дворик сохранился, и я сейчас ставлю свой автомобиль в том месте, где когда-то парковался Райкин.
Когда мы с Катенькой поженились, её родители и Костя ещё не переехали из Ленинграда в Москву. У нас в квартире было тесновато, там жили мама с сёстрами. Поэтому Райкины сняли нам комнатку в квартире своих знакомых, очень хороших людей. Там мы и устраивали свою семейную жизнь. Но прожили вместе совсем недолго.
Мы с Катей уже разошлись, и вдруг в "Вечёрке", в самом читаемом разделе "Браки и разводы", появилась заметка "Михаил Державин возбуждает дело о разводе с Екатериной Райкиной". Я был в шоке, потому что не писал этого заявления. Уже позже Никита Владимирович Богословский, с которым мы подружились на театральных капустниках, признался в том, что это была его шутка. Так с лёгкой руки Богословского в газете впервые появилось моё имя. Причём в самом скандальном разделе.
- Вторым мужем Екатерины Райкиной стал актёр Юрий Яковлев. "Ипполит" увёл у вас супругу?
- Да нет, это творческая жизнь развела нас в разные стороны. Катеньку взяли в Театр Вахтангова, а меня в "Ленком". Началась очень активная гастрольная жизнь. Она на Дальнем Востоке - я в Москве, она в Москве - я в Сибири...
А в "Ленком" я пошёл, потому что только у этого театра была бронь от армии. Говорят, директор "Ленкома" пришёл в министерство и пожаловался на то, что некому играть комсомольцев. Роли исполняют 40-летние дяди, а молодёжь забирают в армию. И "Ленкому" дали бронь.
В Театре Вахтангова Катя встретилась с Юрием Яковлевым, с которым я в очень хороших отношениях, мы дружим. И к Юрию Васильевичу у меня, естественно, нет никаких претензий. Его дочка от первого брака Алёна Яковлева играет в нашем театре. Иногда я шучу, когда представляю ее: "Познакомьтесь, это Алёна Яковлева - первая дочка второго мужа моей первой жены". Катя и Юрий потом тоже разошлись, но это уже совсем другая история. И не моя.
"Буденный отдавал нам честь"
- ВАША история - это женитьба на Нине Будённой.
- С Ниной меня познакомил Виктор Суходрев - знаменитый переводчик, который работал с Никитой Хрущёвым, Леонидом Брежневым. Он был женат на моей коллеге по "Ленкому" актрисе Инне Кмит (её папа играл Петьку в "Чапаеве"). Виктор дружил с семьями руководителей, в том числе и с внучкой генсека Юлей Хрущёвой. А она училась вместе с Ниной Будённой в МГУ на факультете журналистики.
Когда я развёлся с Катей и ходил хмурый, Суходрев предложил Юле: "Миша что-то у нас мрачный, давай познакомим его с Ниной". И они устроили нам встречу... Результат - 18 лет брака, замечательная дочка Маша и двое внуков - Пётр и Павел.
- Как прошли смотрины у родителей невесты?
- Надо сказать, что Будённого я тоже видел до этого момента. Когда в детстве мы выходили из школы и шли по улице, нередко мимо нас проезжали "Паккарды" и "Бьюики" руководителей страны. Мы дружно махали им ручонками. В отличие от Сталина, Будённый всегда сидел рядом с водителем и его было видно. Когда мы ему махали, Семён Михайлович отдавал честь. Но, конечно, я тогда и предположить не мог, что этот легендарный человек станет моим тестем.
А принял он меня очень по-доброму. Когда Нина первый раз привела меня в дом, чтобы познакомить со своими родителями, дверь открыл сам Семён Михайлович. Он был в шёлковой рубашке и военных брюках с лампасами. И сразу как-то ласково сказал: "Проходи, сынок". Удивило меня только одно обстоятельство. Я думал, что Будённый высокий, под два метра ростом - таким он мне казался с портретов. А Семён Михайлович оказался коренастым человеком небольшого роста, что-то около 165 см.
Я потом читал рассекреченные документы Будённого - в них чувствовалась такая мощь, такой темперамент. А среди близких он был очень домашним и спокойным, дети его обожали.
Мы с Ниной сначала жили отдельно, а потом переехали на улицу Грановского к Семёну Михайловичу. Если моё арбатское детство прошло среди актёров, то тут я очутился в окружении руководителей страны. Соседями были Ворошилов, Жуков, Молотов, Каганович. Они знали меня по театру, кино или "Кабачку 13 стульев", узнавали, подходили. Вообще, было любопытно лично познакомиться с людьми, которых играли твои знакомые или ты сам.
Мой папа играл Воршилова в "Сталинградской битве" и был "приходящим" Ворошиловым в Малом театре. А я сейчас исполняю его в спектакле "Счастливцев-Несчастливцев". Но ещё необычней было наблюдать за тем, как Борис Сухмин играл на сцене Будённого, а потом я шёл домой и видел Семёна Михайловича "живьём". Странное такое ощущение.
"Смотря какая бабель"
- ПРАВДА, что в квартире Будённого был "культ" лошадей: фигурки, портреты, рисунки...
- Мне сейчас дарят фигурки фаянсовых артистов в бабочках, Роксане, как президенту Российской лиги защиты животных, всяких кошечек и собачек. А Семёну Михайловичу дарили лошадей.
Кабинет Будённого сохранили таким, каким он был при его жизни. Там есть и фотографии, и картины лошадей. Стоит скульптурка, сделанная из фаянса: Будённый верхом на своём любимом Софисте.
Удивительно, но мои внуки относятся к славе прадедушки совершенно спокойно. Когда Пётр был ещё маленьким (сейчас он учится на журфаке МГУ, закончил первый курс), зарубежное телевидение снимало фильм о Будённом. В кабинете висят портреты Ленина, Сталина... Журналист, показывая на портрет Сталина, спросил у Пети: "Ты знаешь, кто это?" - "Это приятель прадедушки", - запросто ответил ребёнок.
Я обожаю своих внуков. Они смешные, хорошие ребята. Младший, Павел, только что перешёл в пятый класс. Они с прабабушкой - вдовой Семёна Михайловича Марией Васильевной - недавно пошли на могилу Будённого. Он похоронен на Кремлёвском кладбище, за Мавзолеем. Дежурный офицер, который открывал вход на кладбище, спросил мальчика: "Ну что, решил дедушку навестить?" Ребёнок удивился и выдал: "Мой дедушка Михаил Державин сейчас в театре. А я навещаю прадедушку". Дети любят точность.
- Существует легенда, что на знаменитой тачанке Будённого было написано: спереди "фиг уйдешь", а сзади "фиг догонишь".
- О советских маршалах придумано огромное количество легенд. Тому же Будённому приписывают такую историю. Якобы его спрашивают: "Как вы относитесь к Бабелю?", а он отвечает: "Смотря какая бабель". Могу вас уверить: Семён Михайлович прекрасно знал, кто такой Бабель!
Вообще, познакомившись ближе с нашими военачальниками, я пришёл к выводу, что они были грамотными и совсем не простенькими людьми. Тот же Будённый в своё время преподавал в Высшей школе верховой езды, учил представителей царской династии.
Помню, как-то режиссёр "Ленкома" Анатолий Эфрос поинтересовался у меня: "Миша, а ты не знаешь, Будённый читал "Войну и мир" или нет?"
Семён Михайлович уже плохо видел и часто просил меня почитать ему газеты, журнал "Новый мир" или книги. Тогда я и решил выяснить у него ответ на вопрос Эфроса. Спрашиваю: "Семён Михайлович, а вы "Войну и мир" читали?" - "Сынок, первый раз читал ещё при жизни автора", - огорошил меня Будённый. Лев Толстой умер в 1910 году... Так что хоть будущие маршалы и вышли из народа, но простаками не были.
- Кстати, а откуда вы "вышли"?
- Я из крепостных Державиных. Как-то мы приехали с театром на гастроли в Татарстан. Президент Шаймиев спросил у меня: "Михаил Михайлович, а не хотите ли посмотреть своё родовое село?" - "С удовольствием!"
Село Державино находится недалеко от Казани, там сейчас восстанавливается огромный православный храм, очень красивый. Его построили при Гаврииле Романовиче Державине (моём дальнем родственнике), который в то время был губернатором края. Вышли мы около сельсовета из машины, чтобы сфотографироваться на фоне вывески "Село Державино", а мимо идёт милиционер. "А что вы тут делаете?"- спрашивает. "Да вот, решил село приватизировать, обратно в собственность вернуть", - пошутил я. Он никак не отреагировал и пошёл дальше. Но уже когда мы возвращались обратно, вся деревня из окон повысовывалась, чтобы поглазеть на новых-старых "хозяев".
"70 лет, а я кувыркаюсь"
- ТРЕТИЙ раз вы взяли в жёны тоже женщину известную - певицу Роксану Бабаян. Опять случайность?
- Конечно. Нас познакомил муж моей сестры Борис Владимиров - он хорошо известен по роли смешной бабули Авдотьи Никитичны. Его сын и мой племянник Миша Владимиров - актёр нашего театра.
Я, Борис Владимиров, Роксана Бабаян, Николай Рыбников, Олег Стриженов и еще многие актёры летели выступать в Казахстан. Я сразу обратил внимание на очаровательную девушку. "А это наша любимица Роксаночка Бабаян", - представил мне её Боря.
Я в тот период вёл передачу на радио и слышал, как она пела разные шлягеры. Но мне казалось, что Бабаян - это такая крупная армянская тётка с хорошим голосом. И вдруг передо мной стоит чёрненькая девушка с прелестной фигуркой. А мне, надо признаться, всегда нравились тёмненькие. Все три мои жены темноволосы и кареглазы. У-ух!
В самолёте я сел рядом с Роксаночкой и все три часа, пока мы летели, травил байки и рассказывал анекдоты, чтобы понравиться. И те три дня в Джезказгане не отходил от неё. Так сложилось, что Роксана в тот момент была замужем, но у них в семье уже начался разлад. У нас с Ниной тоже личная жизнь была на излёте. После возвращения из Казахстана Роксана сразу улетела на гастроли в Африку. Я старался связаться с ней, посылал смешные телеграммы. А когда она прилетела, позвонил и сказал: "Пока тебя не было, я развёлся с женой".
- А потом устроили коллективные смотрины невесты у Александра Ширвиндта. Не были уверены в себе? Хотели получить одобрение друзей?
- Я был абсолютно уверен в своих чувствах. Это всё Ширвиндт устроил. Сказал, что отмечаем какую-то дату, и организовал вечеринку, на которую собрались Эльдар Рязанов, Зиновий Гердт, Андрей Миронов, Марк Захаров. Как всегда, было потрясающе весело. На знаменитом балконе Ширвиндта (это крыша гастронома) в доме на Котельнической набережной поставили столы с зонтиками. Супруга Александра Наталья Николаевна традиционно приготовила разной вкуснятины.
Казалось, все были заняты своими разговорами. Но при этом пристально наблюдали за Роксаной. И когда мы с ней собрались уходить, Ширвиндт отвёл меня в сторонку и прошептал: "Надо брать". Ну я и взял. Между прочим, в этом году мы с Роксаночкой отметили 25-летие свадьбы. Мой третий брак оказался самым долговечным.
- Ваша жена сейчас больше занимается защитой животных: следит за строительством приютов, устраивает экологические праздники. Пение Роксана забросила?
- Почему же, у Роксаны сейчас большие планы. Она готовит новую концертную программу с оркестром "Вивальди" и музыкальный антрепризный спектакль. У моей жены столько энергии, что она и животных защитит, и на сцене петь будет.
- Я вижу, у вас тоже энергии хоть отбавляй. Даже не верится, что 15 июня отметили 70-летний юбилей.
- Дата серьёзная, но я её как-то не ощущаю. Хотя, если сравнивать, меня уже можно в старожилы записывать. Папа умер в 48 лет, Борис Щукин в 44 года, Андрюша Миронов в 48 лет. А мы с моим старшим товарищем (Ширвиндту - 72 года) ещё на сцене кувыркаемся и в футбол играем. А может быть, это театр не позволяет нам ощущать возраст? Юмор и сатира, говорят, продлевают жизнь.
Смотрите также: