НА ГАСТРОЛИ Большого театра в Лондон Наталья Осипова уезжала артисткой кордебалета. А вернулась ведущей солисткой, обласканной мировой прессой и публикой, окрестившей ее "новой Плисецкой".
МЕЧТАЛА СТАТЬ ГИМНАСТКОЙ
- НАТАША, когда поступали в хореографическое училище, мечтали о таком триумфе?
- У меня все было довольно странно. Балет я не очень любила. Мне нравилась гимнастика, я ею серьезно занималась и мечтала стать чемпионкой. Смотрела по телевизору все соревнования и представляла, как тоже буду ходить по бревну. Но из-за спины - она у меня не очень хорошая для спортивных нагрузок - карьера гимнастки, увы, не сложилась. И педагоги посоветовали родителям отдать меня в балет. Они так и сделали. Мне было 6 лет, но помню, как я расстроилась. Какой такой балет, зачем он мне нужен? Все время ждала случая, чтобы продемонстрировать, что спина у меня вовсе не болит и я снова должна вернуться в гимнастику.
Родители же, наоборот, были в восторге. Они у меня никакого отношения к искусству не имеют - папа одно время занимался восточными единоборствами, мама была домохозяйкой. Сейчас они, часто бывая на моих спектаклях, уже стали настоящими знатоками балета. Я же по-настоящему полюбила танец, когда в училище мы начали выходить на сцену. Мне неожиданно стало интересно. Я впервые в жизни захотела посмотреть балет, до этого не видела ни одного. И за год превратилась в самого преданного фаната этого вида искусства.
- Вы где родились, Наташа? Извините, но пока о вас нет почти никакой информации.
- А это и неудивительно. Не могу сказать, что очень люблю встречаться с журналистами. Особенно когда меня приглашают принять участие во всевозможных фотосессиях, часами наряжают, выстраивают свет. Мне больше нравится танцевать... А родилась я в Москве и всю жизнь здесь прожила. Вот уже третий год, с тех пор как я попала в Большой, вся моя жизнь строится вокруг театра. Приезжаю утром, а вечером уезжаю. После спектаклей мы гуляем по переулкам возле Большого, заходим в кафе. Свободного времени почти нет.
- Не жалко?
- Нет. Балет - это моя жизнь. Когда я была в училище, была чаще свободна. Ходили с подругами в консерваторию, в драматический театр. Я вообще люблю театры, хотя сейчас на это, увы, нет времени. Так как закрыта основная сцена, много гастролируем. Самый долгий период, который я провела в прошлом году дома, - две недели.
- Родители вас узнавать не перестали?
- Нет. Мы по телефону говорим, они по Интернету узнают, где мы, что мы. Да и хватает почему-то недели, чтобы наговориться. И мне нравится такая жизнь. Объехать весь мир - здорово.
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
- О ВАШЕЙ блистательной Китри из "Дон Кихота" написали, кажется, все газеты мира...
- То, что в Лондоне меня поставят танцевать в "Дон Кихоте" в первый состав, стало большой неожиданностью. Обычно эта честь достается лучшим артистам труппы, ведь первый спектакль задает тон всем гастролям, на него собирается пресса. Я, честно говоря, даже немного была испугана. Но мой педагог Марина Викторовна Кондратьева успокоила меня: "Если ставят - значит, в тебе уверены. Почему же ты сама себе не веришь?" Я внутренне собралась и решила, что выйду на сцену и сделаю лучшее из того, на что способна. Счастлива, что все получилось. Аплодисменты продолжались 15 минут.
- Вам удалось совершить прыжок из кордебалета в солистки...
- Да, я ехала в Лондон в составе второго кордебалета, самой низкой категории.
- Такой успех наверняка не добавил вам друзей в театре?
- С кем у меня были хорошие отношения, с теми они сохранились. А с кем отношений не было, они так и не появились. Никогда не ставила себе цели, чтобы меня все любили. Хочется, выходя на сцену, вызывать интерес. Хотя, конечно же, недобрые взгляды замечаю. А бывает, что выхожу на сцену, а за кулисами в полный голос (специально, чтобы я слышала) начинают меня обсуждать. Что делать в подобных ситуациях? Закрывать на все это глаза. Конечно, первый раз было сложно. Я даже просила своего педагога, чтобы она осталась за кулисами. Так хотелось видеть хоть одно родное и благожелательное лицо. Но Марина Викторовна ушла в зал, сказав, чтобы я привыкала. И я поняла, что она права. Ведь, выходя на сцену, ты становишься другим человеком и уже не можешь обращать внимание на то, что происходит за кулисами.
- После спектакля быстро приходите в себя?
- Я человек довольно эмоциональный. Бывает, во время спектакля думаешь: "Как я домой поеду? Сил же совсем не осталось!" А опускается занавес, и у тебя как будто второе дыхание открывается. Чувствуешь, что готова еще один спектакль станцевать. Я прихожу домой, общаюсь с родителями (мы живем вместе), вспоминаю, как танцевала, что получилось, что нет. Я считаю, что все в жизни зависит от самого человека. По себе сужу: если что-то недоделала, приложила недостаточно усилий, то у меня ничего не получается. И наоборот: если работала честно, репетировала и прикладывала максимум усилий, то все складывается, как надо.
ТАНЦЫ В СПОРТЗАЛЕ
- ЭТО правда, что однажды вам пришлось разучивать партию... в спортзале?
- Да, это было в Монте-Карло. Но ничего страшного. Главное, чтобы пол был нормальный и концертмейстер хороший. И репетируй себе. У меня часто первая эмоция бывает: "Ай, я не смогу". А потом начинаю работать и успокаиваюсь. У меня мудрый педагог, которая помогает мне не только в профессии, но и в жизни. Когда что-то не получается, то хочу чуть ли не от спектакля отказываться. А она сидит, смотрит на меня и улыбается: "Успокоилась? Теперь давай работать. Все получится". И действительно, всегда все происходит так, как говорит Марина Викторовна.
- Считается, что артистам балета приходится держать себя в форме - спортом заниматься, на диете сидеть. К вам это относится?
- Нет. В спортзал я никогда не ходила. Зачем, если у нас нагрузка похлеще любого спорта. За три акта теряешь по несколько килограммов. Поверьте, провести три часа на сцене - это очень непросто. Иногда болит что-то. Но для балетного это нормально. Мы даже шутим: "Если ничего не болит - ты умер". И ем я много. Если не есть, то откуда силы-то брать? Ну, разумеется, перед спектаклем стараюсь на пирожки особенно не налегать.
- Какие-то ритуалы, которые выполняете перед спектаклем, у вас есть?
- Я верю в Бога. И перед каждым спектаклем захожу в церковь. Считаю, что все то, что умею, мне даровал Господь. Поэтому прошу Его помочь сохранить все это. Больше всего боюсь лишиться того, что у меня есть. Мечтаю, чтобы была здорова и продолжала танцевать.
- А о семье не мечтаете?
- Конечно, мне хочется иметь семью. Это же здорово, когда есть человек, который тебя понимает и поддерживает. В Лондоне я познакомилась с молодым человеком, который оказался мне небезразличен. Теперь то я летаю к нему, то он ко мне. Каждый день говорим по телефону. Мама даже шутит, что все деньги, которые зарабатываю, я трачу на оплату счетов. Но мне нравится состояние влюбленности, интереснее стало жить. И танцевать стало легче! Я вообще считаю, что артисты должны в своей жизни испытать как можно больше. Иначе как же мы станем показывать на сцене любовь, страсть? Так странно, когда кто-то начинает давать мне советы, что делать и как поступать. Я в таких случаях отвечаю: "Я поступлю так, как считаю нужным. А потом, если ошибусь, сама все исправлю".
Смотрите также: